O достоевщине Из несказанного

Федор Михайлович достает Россию даже из могилы ... "
Из несказанного Михаилом Пришвиным


Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481

***

Бесы (Федор Достоевский)

- Но позвольте же и мне наконец спросить, - возвысил голос Ставрогин, - к чему ведет весь этот нетерпеливый и... злобный экзамен?

- Этот экзамен пройдет навеки и никогда больше не напомнится вам.

- Вы всё настаиваете, что мы вне пространства и времени...

- Молчите! - вдруг крикнул Шатов, - я глуп и неловок, но погибай мое имя в смешном! Дозволите ли вы мне повторить пред вами всю главную вашу тогдашнюю мысль... О, только десять строк, одно заключение.

- Повторите, если только одно заключение...

Ставрогин сделал было движение взглянуть на часы, но удержался и не взглянул.

Шатов принагнулся опять на стуле и, на мгновение, даже опять было поднял палец.

- Ни один народ, - начал он, как бы читая по строкам и в то же время продолжая грозно смотреть на Ставрогина, - ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума; не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Социализм по существу своему уже должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти. Дух жизни, как говорит писание, "реки воды живой", иссякновением которых так угрожает Апокалипсис. Начало эстетическое, как говорят философы, начало нравственное, как отожествляют они же. "Искание бога", как называю я всего проще. Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание бога, бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда еще не было народа без религии, то-есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы, и тогда самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать. Никогда разум не в силах был определить зло и добро, или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда позорно и жалко смешивал; наука же давала разрешения кулачные. В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, не известный до нынешнего столетия. Полунаука - это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым всё преклонилось с любовью и суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему. Всё это ваши собственные слова, Ставрогин, кроме только слов о полунауке; эти мои, потому что я сам только полунаука, а стало быть, особенно ненавижу ее. В ваших же мыслях и даже в самых словах я не изменил ничего, ни единого слова.

- Не думаю, чтобы не изменили, - осторожно заметил Ставрогин; - вы пламенно приняли и пламенно переиначили, не замечая того. Уж одно то, что вы бога низводите до простого аттрибута народности...

Он с усиленным и особливым вниманием начал вдруг следить за Шатовым, и не столько за словами его, сколько за ним самим.

- Низвожу бога до аттрибута народности? - вскричал Шатов, - напротив, народ возношу до бога. Да и было ли когда-нибудь иначе? Народ - это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества. Против факта идти нельзя. Евреи жили лишь для того, чтобы дождаться бога истинного, и оставили миру бога истинного. Греки боготворили природу и завещали миру свою религию, то-есть философию и искусство. Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Франция в продолжение всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога, и если сбросила наконец в бездну своего римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм всё-таки здоровее римского католичества. Если великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а, стало быть, только единый из народов и может иметь бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих богов. Единый народ "богоносец" - это- русский народ и... и... и неужели, неужели вы меня почитаете за такого дурака, Ставрогин, - неистово возопил он вдруг, - который уж и различить не умеет, что слова его в эту минуту или старая, дряхлая дребедень, перемолотая на всех московских славянофильских мельницах, или совершенно новое слово, последнее слово, единственное слово обновления и воскресения и... и какое мне дело до вашего смеха в эту минуту! Какое мне дело до того, что вы не понимаете меня совершенно, совершенно, ни слова, ни звука!.. О, как я презираю ваш гордый смех и взгляд в эту минуту

Он вскочил с места; даже пена показалась на губах его.

- Напротив, Шатов, напротив, - необыкновенно серьезно и сдержанно проговорил Ставрогин, не подымаясь с места, - напротив, вы горячими словами вашими воскресили во мне много чрезвычайно сильных воспоминаний. В ваших словах я признаю мое собственное настроение два года назад, и теперь уже я не скажу вам, как давеча, что вы мои тогдашние мысли преувеличили. Мне кажется даже, что они были еще исключительнее, еще самовластнее, и уверяю вас в третий раз, что я очень желал бы подтвердить всё, что вы теперь говорили, даже до последнего слова, но...

- Но вам надо зайца?

- Что-о?

- Ваше же подлое выражение, - злобно засмеялся Шатов, усаживаясь опять: - "чтобы сделать соус из зайца, надо зайца, чтобы уверовать в бога, надо бога", это вы в Петербурге, говорят, приговаривали, как Ноздрев, который хотел поймать зайца за задние ноги.

- Нет, тот именно хвалился, что уж поймал его. Кстати, позвольте однако же и вас обеспокоить вопросом, тем более, что я, мне кажется, имею на него теперь полное право. Скажите мне: ваш-то заяц пойман ли, аль еще бегает?

- Не смейте меня спрашивать такими словами, спрашивайте другими, другими! - весь вдруг задрожал Шатов.

- Извольте, другими, - сурово посмотрел на него Николай Всеволодович; - я хотел лишь узнать: веруете вы сами в бога или нет?

- Я верую в Россию, я верую в ее православие... Я верую в тело Христово... Я верую, что новое пришествие совершится в России... Я верую... - залепетал в исступлении Шатов.

- А в бога? В бога?

- Я... я буду веровать в бога.

Ни один мускул не двинулся в лице Ставрогина. Шатов пламенно, с вызовом, смотрел на него, точно сжечь хотел его своим взглядом.

- Я ведь не сказал же вам, что я не верую вовсе! - вскричал он наконец; - я только лишь знать даю, что я несчастная, скучная книга и более ничего покамест, покамест... Но погибай мое имя! Дело в вас, а не во мне... Я человек без таланта и могу только отдать свою кровь и ничего больше, как всякий человек без таланта. Погибай же и моя кровь! Я об вас говорю, я вас два года здесь ожидал... Я для вас теперь полчаса пляшу нагишом. Вы, вы одни могли бы поднять это знамя!.. Он не договорил и как бы в отчаянии, облокотившись на стол, подпер обеими руками голову.

- Я вам только кстати замечу, как странность, - перебил вдруг Ставрогин, - почему это мне все навязывают какое-то знамя? Петр Верховенский тоже убежден, что я мог бы "поднять у них знамя", по крайней мере мне передавали его слова. Он задался мыслию, что я мог бы сыграть для них роль Стеньки Разина "по необыкновенной способности к преступлению", - тоже его слова.

- Как? - спросил Шатов, - "по необыкновенной способности к преступлению"?

- Именно.

- Гм. А правда ли, что вы - злобно ухмыльнулся он, - правда ли, что вы принадлежали в Петербурге к скотскому сладострастному секретному обществу? Правда ли, что маркиз де-Сад мог бы у вас поучиться? Правда ли, что вы заманивали и развращали детей? Говорите, не смейте лгать, - вскричал он, совсем выходя из себя, - Николай Ставрогин не может лгать пред Шатовым, бившим его по лицу! Говорите всё, и если правда, я вас тотчас же, сейчас же убью, тут же на месте!

- Я эти слова говорил, но детей не я обижал, - произнес Ставрогин, но только после слишком долгого молчания. Он побледнел, и глаза его вспыхнули.


***


Новая газета

Выпуск № 137 от 5 декабря 2014

От совка к бобку

Михаил Эпштейн


Вся сегодняшняя геополитика, публицистика, законотворчество — лопающийся пузырь последнего вздоха отходящего исторического организма


Политология души

Похоже, что 2014 году суждено стать переломным в истории России. Постсоветская эпоха, начавшаяся в 1991-м, подошла к концу, а для новой еще нет названия, и непонятно, применимы ли к ней какие-либо социально-политические термины.

Самая большая по территории и сверхвооруженная, но лишенная союзников и ясной идеологии страна дерзнула бросить вызов всему миру и «выломиться» из системы международного права. Вызов чисто эмоциональный и экзистенциальный. Против всех, вопреки всему…
Конечно, тому есть и прагматические причины: коррупция, бандитизм, преступления, страх разоблачений, война все спишет… Но одним этим нельзя объяснить энтузиазм страны в решимости гордо и одиноко противостоять всем заведенным порядкам цивилизации. Радует сама возможность отбросить все правила, «навязанные Западом», и пожить наконец по собственной воле, как «суверены». Никакой закон нам не писан: ни ООН, ни международная система договоров, ни нами же ранее взятые обязательства. Мы сами хозяева своей тайги. Политологи бьются в попытках объяснить эту резкую, иррациональную смену курса. Хорошо бы перечитать Достоевского, в «Записках из подполья» уже все предсказано:

«Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!»

Вот и началась она, эпоха «глупой воли», эпоха вызова всему ради одной-единственной, «наивыгодной» выгоды: пожить наконец по своему капризу, пусть самому дурацкому и ни с чем несообразному. И чем вреднее для себя, тем пронзительнее сладость вызова. Это все экзистенция играет, горячит кровь и мутит разум. Тут нужно смотреть не в социально-политический, а в философский и психологический словарь. Что такое экзистенция? Это голое существование, не подкрепленное никаким законом, обоснованием, сущностью, — вопреки всему. Это полная противоположность декартову рационализму: «Мыслю, следовательно, существую». По-нашему — ровно наоборот: «Существую, следовательно, бросаю вызов разуму». И даже резче: «Сумасшествую, значит, существую».

«Свое собственное, вольное и свободное хотенье, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются к черту».

Вот отчего трудно подыскать рациональные объяснения новейшему выверту российской истории, всем этим «вдруг» и «вопреки». Нужна экзистенциальная политология, для которой нет научной базы, — да и возможна ли она? Откуда эта злоба, доходящая до белого каления и направленная на весь мир, на все то, что не «наше»?

 

Мирозлобие

Прежде всего не следует путать мирозлобие и мизантропию. Мизантроп (человеконенавистник) — нелюдим, избегает общества, не слишком высокого мнения о людях, в том числе о самом себе; это недоброе, но пассивное, страдальческое отношение к миру, осознание его пороков и слабостей. Мирозлобие — это, напротив, эмоционально агрессивное отношение к миру, злорадство по поводу его бед и несчастий. Мирозлобец испытывает обиду и желание отмщения, и подпольный человек Достоевского — один из первых и ярчайших представителей этого типа.

Послушав телеведущего, который грозит превратить Америку в радиоактивную пыль, и геополитика, который призывает российскую армию оккупировать Европу и установить над ней власть русского царя, можно прийти к выводу, что

есть в мире нечто более опасное, чем даже фашизм или коммунизм. Эта идеология относится к фашизму, примерно как ядерное оружие к обычному. Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям или расам, а к миру как таковому.
Это жажда абсолютной гегемонии над миром и стремление диктовать ему свою волю — или уничтожить его. Это безумная, иррациональная идея всевластия одной банды, приставившей к виску всего человечества ядерное дуло.

Константин Леонтьев в свое время изрек: «Россия родит Антихриста». Раньше думалось, что ему привиделся коммунизм и эта опасность уже позади. Но возможно, коммунизм был только прологом к той отчаянной панфобии, которая, по словам одного из ее лидеров, планирует «эсхатологический захват планетарной власти. Хитрый и жестокий захват». В катехизисе Евразийского союза молодежи записано: «Мы имперостроители новейшего типа и не согласны на меньшее, чем власть над миром. Поскольку мы — господа земли, мы дети и внуки господ земли. Нам поклонялись народы и страны»… Выбор прост: если человечество не согласится стать кастовым и «евразийским», то лучше ему сгореть в ядерном огне. Раньше казалось, что это книжные, романтические бредни. Между тем главный теоретик евразийства, профессор Академии Генштаба, уже давно наставляет в этом духе своих «студентов». Так что ядерное оружие и воспаленная мысль безумца могут соединиться и впрямь превратить мир в радиоактивную пыль.

Связь экзистенции и злобы глубоко прослежена у Достоевского. Вот как начинаются «Записки из подполья»: «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек. Нет-с, я не хочу лечиться со злости. Вот этого, наверно, не изволите понимать… Я лучше всякого знаю, что всем этим я единственно только себе поврежу и никому больше. Но все-таки если я не лечусь, так это со злости».

Подпольный человек не хочет лечиться, потому что любое осмысленное, рациональное, созидательное действие вызывает в нем отвращение, приступ ярости и обиды. Если речь идет о больном общественном организме, то он отвергает всякое лечение, потому что злоба его направлена и на само здоровье. Бороться за возвращение к жизни, за здоровую экономику, здоровое государство, умный парламент, свободные выборы — это признать свое поражение. Уж если я умираю, значит, сама смерть права. «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Подпольный человек прекрасно понимает, что и сам он, со своим чайником и чашкой, провалится вслед за миром, — и все-таки предпочтет чаепитие мироспасению.

 

Деньги в огонь

В нынешнем году был короткий промежуток между праздничным закрытием Олимпиады (23 февраля) и объявлением референдума по Крыму (27 февраля). Всего за четыре дня сместилась ось российской истории. Об этом вдруг заговорили мои студенты в курсе по Достоевскому. «Удивительно! — сказал Марк. — Столько денег вложено в Олимпиаду. Столько лет готовились показать себя миру. Всего добились. И вдруг — одним махом спустить весь моральный и политический капитал, на который могли бы жить еще долгие годы. Всех напугать, оттолкнуть от себя».

Мне почудилось, что из этих мыслей можно извлечь педагогическую пользу. Я спросил: «Вам это ничего не напоминает у Достоевского?»

Марк быстро сообразил: «Настасья Филипповна! Бросает сто тысяч рублей в огонь. Ради чего? Это гордость у нее такая. Ничего ей не жалко. Кураж превыше всего».

Тут вступила и студентка Анна: «Это как Грушенька. Так хороша, так наряжена — залюбуешься! А она говорит, что в один миг все сбросит, нищенкой будет по улицам бродить. Это истерика, как и у Настасьи?»

Я задумался. Большинство экспертов сходится во мнении, что, приобретя Крым, Россия теряет несравненно большее. Теряет Украину. Теряет инвестиции, доверие, экономическую стабильность. Теряет свое место в мировом сообществе. Потенциально теряет и себя, создавая прецедент, по которому от нее будут отпадать территории, жаждущие суверенитета. Ради чего такой невыгодный обмен?

А может быть, дело вовсе не в приобретении Крыма, а в грандиозности своеволия, которое измеряется грандиозностью потери?
Для чего Настасья Филипповна бросает в огонь целое состояние? Для чего отказывается от всего своего великосветского круга, от князя Мышкина с его возвышенной любовью и полутора миллионами? Неужели ради дикого Рогожина? Не нужен ей Рогожин — ей нужно себя показать, отринуть все условности, переступить все границы. Не приобрести нужно, а потерять — широчайшим жестом швырнуть в лицо миру все достигнутое, включая олимпийскую славу, гори она синим пламенем… Нет, экономистам и политологам здесь не разобраться, здесь нужен Достоевский.

***
Напомним, что согласно научным исследованиям, русские по своей природе женственны, типа вздорных скандальных баб, типа фурий (женщины фурии более зверские и жестокие, чем мужчины). Русские плаксивы, слезливы (публичные слезы Путина в марте 2012), непостоянны, сварливы, сентиментальны, вздорны, ленивы, нетерпимы к другому мнению, консервативны, легко возбудимы, эмоциональны. У них мазохистские наклонности, любят рабство, любят бояться, любят, когда их бьют. Если царь их бьёт, значит, считают русские, царь сильный, брутальный мужчина, мачо, значит царь их любит. За это они любят такого царя..."

***

 

Истребление середины

В отечественной истории уже был такой экзистенциальный вызов, брошенный всему миру и законам цивилизации. Но тогда эта фантазия, раздраженная «даже до сумасшествия», облекалась в формы псевдорациональные и наукообразные: материалистический базис, борьба классов, социалистическая революция, диктатура пролетариата… Потребовались десятилетия, чтобы обнаружилась фантасмагоричность всего этого проекта, за которым стояла всего лишь упрямая воля к власти: жить не как все, отбросить к черту диктатуру здравого смысла и экономическую целесообразность и поставить на их место диктатуру своеволия. Но галлюцинация этих законов «исторического и диалектического материализма» была столь правдоподобна, что сумела увлечь едва ли не половину человечества на путь построения «научного коммунизма». Тогда еще верилось в идеалы интернационализма, братства, свободы, равенства — и приносились им великие жертвы. Но становилось все яснее, что движут этим великим историческим переломом не идеалы, а злоба и ненависть одних, страх и малодушие других. Чуткий свидетель эпохи Михаил Пришвин писал в своем Дневнике 1930 г.:

«24 января. Иной совестливый человек ныне содрогается от мысли, которая навязывается ему теперь повседневно: что самое невероятное преступление, ложь, обманы самые наглые, систематическое насилие над личностью человека — все это может не только оставаться безнаказанным, но даже быть неплохим рычагом истории, будущего».

Ненависть как рычаг истории… Причем, по наблюдению Пришвина, самую лютую ненависть вызывают именно те, кто с рациональной точки зрения наиболее полезен для развития общества.

«6 февраля. Кулаки. Долго не понимал значения ожесточенной травли «кулаков» и ненависти к ним в то время, когда государственная власть, можно сказать, испепелила все их достояние. Теперь только ясно понял причину злости: все они даровитые люди и единственные организаторы прежнего производства, которыми до сих пор, через 12 лет, мы живем в значительной степени».

Поставим на место кулаков «креативный класс» — и получим точную картину той иррациональной ненависти, которая разжигается пропагандой против нынешних «середняков». Не любят в России середины.
Богатых и сильных поневоле уважают, с бедных и слабых что взять… Извечная ненависть поляризованного общества к любому центризму.

Но есть и колоссальное различие. Тогда эта магма всенародной злобы канализировалсь по специально проложенным для нее идеологическим руслам. Имитировалось научное мировоззрение, «передовые идеалы» — и злоба разжигалась во имя высших целей освобождения трудового человечества и создания царства изобилия. Сейчас по большому счету уже и не нужны никакие мотивации — достаточно чистых эмоций. Злоба очищается от всяких рациональных примесей и направляется на самый близкий, братский народ. Это, действительно, радикальный эксперимент по возгонке злобы: она приобретает новый вкус — сладострастия, упоения самим состоянием ненависти.

 

От совка к бобку
В известном рассказе Достоевского загулявший в подпитии герой бродит по кладбищу и слышит разговоры мертвецов. Сознание покидает их не сразу, а постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, отведенных им для осмысления своей жизни, для раскаяния. Но для них это счастливый миг полного раскрепощения от всех уз морали.

«Черт возьми, ведь значит же что-нибудь могила! Мы все будем вслух рассказывать наши истории и уже ничего не стыдиться… Всё это там вверху было связано гнилыми веревками. Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся!

— Обнажимся, обнажимся! — закричали во все голоса».

Над кладбищем поднимаются густые испарения смрада — не телесного, потому что процесс гниения перешел уже на сами души. И вот посреди «праздника мертвецов» и раздается странное, невнятное по смыслу слово «бобок».

«Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: «Бобок, бобок, бобок!» Какой такой бобок?»

Точный смысл этого слова остается непонятным на протяжении всего рассказа, хотя он так и называется — «Бобок». Это даже не слово, а «словцо», какое-то бормотание, междометие — звук умирающей, но еще теплящейся души.

«Есть, например, здесь один такой, который почти совсем разложился, но раз недель в шесть он всё еще вдруг пробормочет одно словцо, конечно, бессмысленное, про какой-то бобок: «Бобок, бобок»…»

Вот это слово «бобок» и может послужить обозначением наступившей эпохи и восполнить пробел в социально-политической терминологии. Вся та публицистика, геополитика, законотворчество, которые обрушиваются на страну, вызывая приступы энтузиазма, — это, по сути, тот же «бобок». Лопающийся пузырь последнего вздоха отходящего исторического организма.

«Бобок» — стиль времени, как декаданс конца XIX века или авангард 1910–1920-х гг. Это слово-клич, звук последнего бесстыдства, когда уже все дозволено, потому что смерть все спишет. О фонетике и семантике этого загадочного слова можно написать целый трактат. У Хлебникова похожее звучание связано с очертанием губ: «Бобэоби пелись губы». У повторных сочетаний «б» с открытыми гласными «а» и «о» — значение угрозы, насилия, смерти, пустоты. Здесь отзывается злой Бабай, которым пугают детей, и глагол «бабахать». У Мандельштама звучит столь же неопределимый, но выразительный глагол: «Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,/Он один лишь бабачит и тычет» («Мы живем, под собою не чуя страны…»). У И. Бродского есть загадочное стихотворение «Похороны Бобо», истолкованное самим автором: «Бобо — это абсолютное ничто».

Достоевский гордился тем, что ввел в русский язык глагол «стушеваться», т.е. незаметно исчезнуть. Но «бобок» — сегодня более важное для России слово, это знак громкого исчезновения, раскатистый предсмертный выдох.
Страна замерла, все внутри нее продолжается лишь по инерции, а глубинно она предельно напряжена и ожесточена на рубежах. «…Страна со всех сторон окружена неприятелем» (Д. Медведев). Это непревзойденный в истории рекорд: всего за несколько месяцев самой большой на свете стране удалось окружить себя врагом — такова проекция тотальной ненависти. То, что производится сегодня в знак солидарности со «злобой года», — и есть тот самый бобок. Бобок-пропаганда, бобок-публицистика, бобок-литература, бобок-метафизика… У бобка много профессиональных обличий и манер. Политик-бобок хочет отобрать у соседнего народа принадлежащую ему землю как «оккупированную» и тем самым отправить миллионы людей на небо, вслед за первой «Небесной сотней». Профессор-бобок выражается еще прямее, чеканит формулу: «Убивать, убивать и убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Как профессор я так считаю».

Путь, пройденный за четверть века, можно очертить так: от совка — к бобку. Разница немаловажна.

Совок был существом наглым и хамоватым, но и лопоухим, лоховатым. Его уши еще были полны отголосками добрых увещеваний и посулов равенства, братства и великого будущего.
Некие исторические, философские, моральные абстракции отдавались в его подсознании и придавали ему толику добродушия и расслабленности даже в острой борьбе за жизненные интересы. Он не был готов так безоговорочно «отжимать» у чужих и «сливать» своих. Он был более спокойным и уравновешенным и вплоть до 2014 года считал, что у жизни еще может быть второе начало.

Бобок лишен этих иллюзий и исторической перспективы. У него осталось только одно право, о котором в «Бесах» Петр Верховенский говорит Ставрогину: «В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестие всего легче русского человека за собою увлечь можно». Ставрогин отвечает: «Право на бесчестие — да это все к нам прибегут, ни одного там не останется». И бобок этим правом пользуется самозабвенно. Незабываема сцена парада пленных в Донецке. Истошный мужской крик из толпы: «На колени поставьте! На колени!» За понурыми пленными проезжают поливальные машины. Репортер приходит в восторг: «Показательно! Браво! Браво! За ними даже дорогу моют, чтобы эта грязь не оставалась на нашей земле». Страна поднимается с колен, только если кого-то ставит на колени.

Совок в простоте душевной полагал, что вселенная должна по-матерински его любить и опекать, восхищаться даже его хамством как выражением ребячливой резвости и непосредственности. Бобок — разочарованный совок, который вдруг осознал свое сиротство. Вселенная никогда не даст ему той любви, на которую он имеет право.

Бобок — агрессивно-депрессивный совок, который ничего хорошего не ждет от мира. А потому готов первым нанести сокрушительный удар — и, разлагаясь в могиле, грозит «бобокалипсисом»…
Конечно, в эпоху бобка далеко не все бобки. Если применить термины фонетики не только к языку, но и к обществу, то оно делится на три разряда: гласные и звонкие и глухие согласные. Звонкие согласные всегда и во всем согласны с властью, громче всех кричат «ура» и побуждают к этому остальных. Они подают свой голос в поддержку всего, что уже господствует и с чем они, безусловно, от души согласны. Это «агрессивно-послушное большинство» (Ю. Афанасьев, 1989). «Глухие согласные» — те, которые поддерживают власть своим молчанием, равнодушием, терпением. Это депрессивно-послушное большинство.

Наконец, есть гласные. И в языке, и в обществе их всегда меньше, чем согласных. В них свободное дыхание мысли и слова не наталкивается на внутренние зажимы и преграды. В эпоху совка их называли диссидентами, олицетворением которых были А. Сахаров. А. Солженицын, А. Синявский… Эти ССС — и сотни солидарных с ними людей — придали иное звучание тому, что именовалось «СССР». Это люди мягкой души и непреклонного духа. Сегодня их называют «пятой колонной», но они меньше всего склонны выстраиваться в колонну. Они — писатели, музыканты, художники, журналисты, историки, политики, волонтеры — и к тому же граждане. Вряд ли их можно назвать «инакомыслящими», поскольку они не противостоят какой-то системе мысли, идеологии, идеократии. Они противостоят безмыслию, поэтому их можно просто считать мыслящими. И действуют они очень по-российски, бросая абсурдный вызов эпохе абсурда: в одиночку — против огромного большинства. Трудно поверить, что они победят. Но давно сказано первым христианским экзистенциалистом Тертуллианом: «Верую, потому что абсурдно».


Рекомендую 

187 комментариев
-61 niknik Nik, 5 декабря 2014 в 09:08
"...Нужна экзистенциальная политология, для которой нет научной базы,
— да и возможна ли она? Откуда эта злоба, доходящая до белого каления
и направленная на весь мир, на все то, что не «наше»?..."
-----------------------------------------------
По моему, насчет злобы Автор может посоревноваться со многими из Евразийского
союза молодежи и даже с "самим" г-ном А.Г.Дугиным.
Как мне показалось (перекрестился - упаси Господи от таких "философов")
он хочет стать лидером "философского" направления -
"злобный антагонистический либерало-космополитизм"
Но "матчасть" изучил слабо или просто передергивает.

"...Экзистенциальная психология — направление в психологии,
которое исходит из уникальности конкретной жизни человека,
несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма..."
(из "Википедии").

"...Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям
или расам, а к миру как таковому. Это жажда абсолютной гегемонии над миром
и стремление диктовать ему свою волю — или уничтожить его. Это безумная,
иррациональная идея всевластия одной банды,
приставившей к виску всего человечества ядерное дуло..."
---------------------------------------------------
"панфобия ... — боязнь всего или постоянный страх по неизвестной причине"
(из "Википедии").

Отдаю бесплатно Автору статьи -
"Я смешал страх и ненависть в моем мозгу" - название для сценария или
книги.

«Бобок» — ".... Точный смысл этого слова остается непонятным на протяжении
всего рассказа, хотя он так и называется — «Бобок». Это даже не слово,
а «словцо», какое-то бормотание, междометие — звук умирающей,
но еще теплящейся души..."
-----------------------------------------------
Лично я, исходя из зкзистенциальной уникальности конкретной жизни
меня как индивидуума, скажу -
Это даже не "статейка" - это полный «Бобок»
1  Постоянный читатель: sova sova , 5 декабря 2014 в 22:13
niknik Nik, 5 декабря 2014 в 09:08
... Лично я, исходя из зкзистенциальной уникальности конкретной жизни
меня как индивидуума, скажу - Это даже не "статейка" - это полный «Бобок»
************
... бобкам.
2  Постоянный читатель: zmey-na-pensii . , 6 декабря 2014 в 09:36
для niknik Nik, 5 декабря 2014 в 09:08
...........
жуть! (с). (Эллочка Щукина)
30  Постоянный читатель: Victor S , 5 декабря 2014 в 09:42
niknik Nik, 5 декабря 2014 в 09:08

Эй, без имени, на этот раз вы просто пописали против ветра, статейка совсем не вашего уровня, даже минусовать вас не буду...
-35 niknik Nik, 5 декабря 2014 в 11:39
VICTOR S , 5 декабря 2014 в 09:42
"...Эй, без имени,..."
------------------------------------
Поправлю опечатку в Вашем имени - VICTOR $.
Писание против вашего ветра - это мне нравится.
Если Вам нравится "писание" Автора статьи "по ветру" из $$$ - я не возражаю.
Умойтесь и его текстом.
Но быстрой "виктории" не ждите.
15 vladimir bortsov, 5 декабря 2014 в 14:28
Если с вами кто-то не согласен, то обязательно подкуплен? Это не серьезно, мягко говоря.
32  Постоянный читатель: Виктория Украинка , 5 декабря 2014 в 19:08
Браво, Михаил Эпштейн. И СПАСИБО. Когда читаешь, такие вещи, теплится надежда, что СВЕТУ в России быть.
Как же Вы смогли проспать это??? Без Вас не как. Если Вы любите родину просыпайтесь, поднимайтесь, будите живых. Кроме Вас никто. На месте редакции, я бы вашу статью на самое видное место выложила. Она того стоит.
24  Постоянный читатель: Artur Tonoyanz , 6 декабря 2014 в 00:59
На месте редакции, я бы вашу статью на самое видное место выложила. Она того стоит.
---------------
Абсолютно с вами согласен... Статья великолепна.... Какая разящая беспощадная точность формулировок, блестящие аналогии с Достоевским и исторические сопоставления при доступнейшем, практически разжёванном изложении ( бобок/совок и тот может понять )... Местами, даже страшновато читать такое о своей стране и ведь не возразишь, всё правда....
Особенно вот это зацепило:
"Вряд ли их можно назвать «инакомыслящими», поскольку они не противостоят какой-то системе мысли, идеологии, идеократии. Они противостоят безмыслию, поэтому их можно просто считать мыслящими. И действуют они очень по-российски, бросая абсурдный вызов эпохе абсурда: в одиночку — против огромного большинства. Трудно поверить, что они победят. "
Именно таковым я себя, здесь, в России, и ощущаю.... А ещё как санитар в огромном, самоизолировавшемся от всего мира, дурдоме.... Санитаров же тоже, явное меньшинство, по сравнению с количеством безумных пациентов в стенах подобных заведений...
9  Постоянный читатель: Виктория Украинка , 6 декабря 2014 в 17:46
Рассылайте статью всем в соц.сетях. И если от каждого из вас появится еще хоть один санитар уже хорошо. Победить, может и не победите. А вот держать под контролем можно и нужно... Разум оберегать нужно и щедро делиться с тем у кого нехватка. Думайте о своих детях, ведь это для них...
На днях в голову пришла мысль, что не труд сделал из обезьяны человека, а наоборот. Чем меньше человек пользуется разумом, тем приближает себя в первобытный строй. И происходит это гораздо быстрее, чем обратно в цивилизацию. Как Маугли, или как люди на необитаемом острове от безнадеги дичают и начинают забывать человеческую речь. И гораздо сложнее и не факт потом вернуть их в социум.
7 нина михайлова, 6 декабря 2014 в 18:12
Для Виктории Украинки,6 декабря,17:46 А не будут читать в соцсетях " истинные патриоты",бесполезно подсовывать статьи,слать ссылки..." Я не буду ничего читать,мне все ясно,и даже не начинай эти разговоры..." Это было сказано мне подругой...Хорошо,хоть осталась эта подруга у меня,и мы не ведем разговоры о событиях в Украине и у нас,а ведь сколько просто вчеркнули меня из друзей,перестали общаться только за то,что я давала ссылки...Даже не обсуждала,а просто рекомендовала...Но все равно - почему-то верится в лучшее...Когда-нибудь ведь оно наступит?..
5  Постоянный читатель: Виктория Украинка , 6 декабря 2014 в 19:54
Жуть какая... Нина, ну значит не друзья, раз ссылка и ваше мнение воспринимается, как вражеское. Если честно, то это даже к лучшему, вы знаете их мнение. Если спроектировать эту ситуацию на наши страны, если бы мы знали, что основная масса россиян думает про Украину и украинцев, войны бы не было. Мы бы себя, как-то обезопасили. А мы наивно верили в ВАШУ ДРУЖБУ априори. И поплатились. По этому у вас есть возможность переломить ситуацию и найти компромисс.
Мое мнение надо научиться говорить ПРАВДУ всегда, и везде, и всем и в первую очередь себе. Не надо никого, не в чем насильно переубеждать. Говорите правду и зерно даст росток. И нельзя говорить полуправду. Если вас уличат во лжи, больше уже не поверят. Вы имеете право на свое мнение даже если оно и ошибочно, надо уметь признавать ошибки и идти дальше к СВЕТУ. И все получится ;)
4  Постоянный читатель: Artur Tonoyanz , 6 декабря 2014 в 20:12
Рассылайте статью всем в соц.сетях. И если от каждого из вас появится еще хоть один санитар уже хорошо.
------------------------------------------------------
Не появится, скорее всего, к сожалению, уважаемая Виктория.... Если "в соц. сетях" вы имеете ввиду российские, например "одноклассники", то после размещения такой статьи вас сразу же обматерят, дружным хором ( и каждый матерящийся получит минимум 5 Классов), а потом (и очень быстро) эту статью просто удалят.... Б...ыдловата правит бал....
=================================================
Победить, может и не победите. А вот держать под контролем можно и нужно..
---------------
Победим обязательно, за нас не волнуйтесь.... Их хоть и много, но они сами не мыслят, и по одному не бойцы.... Главное им "выжигатель мозгов", в виде ТВ пропаганды отключить, ну как во "Властелине колец" хоббитам до Ородруина добраться и "всевидящее око" погасить, и они все как развязанный веник рассыпятся.... А разум, пока, что, оберегать нужно свой, а делиться им с зомби - это как некурящим, не пьющим, сигареты и пиво предлагать, оно им и не нужно,сейчас, и вредно....
========================================================
Думайте о своих детях, ведь это для них...
Да я-то думаю.... Рассказываю своему сыну всё, как есть, чтобы телевизору не верил, а он возьми, да и поделись с моей тёщей (ему бабушкой) моими/своими взглядами.... И теперь моя тёща про меня говорит, что я "бЕндеровец", "дЭбил" и "хВашистский прихвостень"....
5  Постоянный читатель: Artur Tonoyanz , 6 декабря 2014 в 20:14
Чем меньше человек пользуется разумом, тем приближает себя в первобытный строй
------------------------------
Да у нас так и есть.... Большая часть "простых людей" только о своей кормушке и думают, а остальное всё от них далеко-о-о.... А когда спрашиваешь: "А ведь люди на востоке Украины, тоже года два назад, даже и не думали, что там такая война будет.... А если так и у нас случится?...." - отвечают: "Да неее.... У нас такого никогда не будет.... путин не допустит...." Ну и как их таких вернуть в социум?....
2  Постоянный читатель: Виктория Украинка , 6 декабря 2014 в 20:43
"Ну, а когда путина не будет? Он не вечный".???
Вам на месте виднее. Главное помните из любой ситуации всегда есть, как минимум, два выхода. Если хорошенечко подумать и выбрать свой выход и уверенно к нему двигаться, то все получится.
2  Постоянный читатель: Artur Tonoyanz , 7 декабря 2014 в 00:46
"Ну, а когда путина не будет? Он не вечный".???
Вам на месте виднее. Главное помните из любой ситуации всегда есть, как минимум, два выхода.
-----------------------------------------------
Никаких "двух выходов" у нас нет.... Есть только один -- это полная и безоговорочная победа и иначе нам никак... Или нам ГУЛАГ... И очень скоро...
===============================================
Если хорошенечко подумать и выбрать свой выход и уверенно к нему двигаться, то все получится.
А то ж как же .... У нас здесь получится, а там , глядишь, и всем вокруг поможем.... И вам, в том числе.... Я-то свой путь давно уже выбрал и "уверенно к нему двигаюсь"....
4 Александр Старостин, 6 декабря 2014 в 21:04
Только "бобок" начался одновременно с "совком", т.е. в 1917-м.
0  Постоянный читатель: Artur Tonoyanz , 7 декабря 2014 в 01:06
Нет... Не одновременно... Почти и без малого, лет на сто позже... "Бобок", окончательно разложился только сейчас, и почел беспросветное б...ыдлосуществование за свою лучшую долю... В 1917 году, мой прадед чистокровный бакинский арменин-булочник, только и думал, как бы ему за военнопленного немца-офицера дочку выдать,дабы зять хозяйский бизнес развивал( и он развил-таки)... А после того, все мои предки, по отцовской линии, были офицерами Советской/Российской(включая меня) армии и флота... Так что "не одновременно"....
44 Айгуль Бескемпирова, 5 декабря 2014 в 10:51
Печально было читать и соглашаться с каждой фразой статьи, но ведь какой до безжалостности точный вердикт!..
23  Постоянный читатель: Александр Русский , 5 декабря 2014 в 11:13
Или мир разрушит империю зля, или империя зла разрушит мир!
23  Постоянный читатель: Александр Русский , 5 декабря 2014 в 11:02
Гениальный материал, спасибо автору, добавлю только мнение исламистов с сайта Кавказ Центр: "...Напомним, что согласно научным исследованиям, русские по своей природе женственны, типа вздорных скандальных баб, типа фурий (женщины фурии более зверские и жестокие, чем мужчины). Русские плаксивы, слезливы (публичные слезы Путина в марте 2012), непостоянны, сварливы, сентиментальны, вздорны, ленивы, нетерпимы к другому мнению, консервативны, легко возбудимы, эмоциональны. У них мазохистские наклонности, любят рабство, любят бояться, любят, когда их бьют. Если царь их бьёт, значит, считают русские, царь сильный, брутальный мужчина, мачо, значит царь их любит. За это они любят такого царя..."
-9 aleks kust, 6 декабря 2014 в 16:51
Да у вас тут гнездо, руссофобчики записные! Особенно доставила ссылка на такой авторитетный источник - целый Кавказ Центр! Вот уж где центристы умеренные...
1 александр меклер, 6 декабря 2014 в 19:31
Всё это так, да не так. Психический тип русского человека разнообразен, он меняется и по шкале времени и по шкале пространства: в Новороссийске превалирующий тип один, а в Новосибирске другой. Россия являла миру и величайших, мощнейших умов и гниющее болото. Тот же Достоевский писал: "Широк русский человек. Я бы сузил."
А я бы не стал. Пущай себе...
32  Постоянный читатель: Александр Русский , 5 декабря 2014 в 11:08
РЕДАКЦИЯ НГ перенесите статью в раздел "ВЫБОР РЕДАКЦИИ", она того заслуживает!
17  Постоянный читатель: Дмитрий В. , 5 декабря 2014 в 15:08
Поддерживаю! Великолепно проделанная автором работа!
0  Постоянный читатель: Антон САВИН , 6 декабря 2014 в 23:16

Мощная фундаментальная статья : по глубине анализа и диагноза на уровне произведений гениального мыслителя Василия РОЗАНОВА., ещё в начале 20-ого века понявшего всю сущность мутной иррациональной "русской души", искорёженной вековым рабством и варварскими условиями жизни ...
31 Анна Легкая, 5 декабря 2014 в 12:20
Давно меня беспокоит такой вопрос: почему в России такая пропасть между интеллектуальной элитой и потребителями телевизора? Ведь, Достоевский - это школьная программа, почему уважаемый г-н Эпштейн способен переосмыслить его образы в современном ракурсе, а для "крымнашистов" никаких духовных поисков, столь характерных для героев Достоевского не существует? Они верят, что мир - черно-белый. Путин - белый, а Обама - черный. Почему они с детства знают, что Россия - страна с великой литературой, но ни одной идеи из этой литературы, за исключением "умом Россию не понять", в жизни не используют? И такое же отношение к православному христианству. Есть заповеди: любить ближнего, молится за врагов, где их осуществление?! Ремарк написал "На западном фронте без пе" - в Европе, в Германии - множество настоящих пацифистов сейчас. Где же последователи Алеши Карамазова,
14 Михаил Тогунов, 5 декабря 2014 в 22:48
"Ведь, Достоевский - это школьная программа,..."
Мне кажется, что многие учителя литературы очень сильно постарались, чтобы отбить у школьников интерес к этой самой литературе. И только очень немногие потом смогли вернуться и всё таки прочесть те книги, которые они "прошли" в школе. Вот и мало их, последователей Алёши Карамазова... ИМХО
32  Постоянный читатель: Павел Шумкин , 5 декабря 2014 в 12:40
Просто замечательный материал. Давно подобного не было.
Согласен со всеми посылами Автора, касающихся важности понимания психологии и инвалидности духа населения, которые и являются базой понимания всего происходящего со страной.
Думаю это первый материал про реальную диагностику. страны.
2 Кузнецов Андрей, 6 декабря 2014 в 18:24
@ ...и инвалидности духа населения...
@ ...не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом...
У славян и в России, в частности, все проблемы из-за правового нигилизма.
Причем мы все (за редким исключением) участвуем в этой "пищевой" пирамиде на уровне административной, либо уголовной ответственности:
- амеба выбрасывает упаковку из под мороженного или чипсов себе под ноги
- червяк пьет пиво в общественном месте и ругается, да еще при детях
- крот выгуливает собаку без намордника и поводка
- кошка паркует авто на газоне или во втором ряду
- собака берет взятки или ворует
- рысь кошмарит бизнес
- ЛЕВ (он же царь зверей, находящийся на вершине этой пирамиды) нагло и цинично нарушает Конституцию (по сути 4-й срок к ряду), а что еще хуже переписывает ее под себя.
Действия последнего делают невозможным на перспективу оказаться в правовом обществе. Нам некуда (точнее бессмысленно) жаловаться на алкаша-соседа, за раздавленные цветы под балконом, за покусанного во дворе ребенка, за поцарапанное авто и т.п. От этого мы становимся ко всему черствыми и равнодушными . И нам уже без разницы - чей Крым. И под Украиной там был бардак и под Россией будет он же, только круче. Ощущение близости катастрофы.
8  Постоянный читатель: Михаил Ханин , 5 декабря 2014 в 13:19
Извините, навеяло....

Парано;йя (др.-греч. , дословно — «околомышление») — вид расстройства мышления, странность, возникающая при ряде психических заболеваний и поражений головного мозга. В классическом представлении страдающие паранойей отличаются нездоровой подозрительностью, склонностью видеть в случайных событиях происки врагов, выстраивать сложные теории заговоров против себя, с сохранением в другом логичности мышления. При паранойе содержание патологических ситуаций часто основывается либо включает много элементов реальности, формально правдоподобно связанных с болезненными представлениями больного. Паранойя является пожизненным хроническим состоянием с периодами обострения и утихания клинических симптомов. Во многих случаях отдельные признаки паранойи развиваются в преклонном возрасте при дегенеративных процессах в головном мозге (например, при атеросклеротическом поражении сосудов мозга, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, болезни Хантингтона и др.). Преходящую паранойю может вызвать приём психодислептиков — наркотиков, амфетаминов, алкоголя, многих видов лекарств[1].
5  Постоянный читатель: Михаил Ханин , 5 декабря 2014 в 13:22
Так хочется надяться на ремиссию.....
М.б. я оптимист?
1  Постоянный читатель: Stanislaw Galizki , 6 декабря 2014 в 14:36
Ребята, вся эта достоевщина, все эти интеллигентскеие умствования, на песке построеные, с невероятными допущениями, архаизмами, поисками экзестенциального в огородной будочке закончатся одномоментно, когда придёт человек, и скажет: "Обогащайтесь!".
Не достоевщина движет бобками в костюмах откутюр, а самый примитивный экономический интерес. Шерше ля деньги, господа, шерше ля власть, нынешний синоним денег. и не верьте, что весь период с 1991 года постсоветский, постсоветский закончился на стыке тысячелетий, и началась откровенная фашизация России, естественным продолжением которой и стало ощущение вседозволености. Лечится? Да легко! Хорошим ударом в морду или поркой на конюшне.
1 Игорь Тулаев, 6 декабря 2014 в 16:54
Если бы все было так просто...
26 Михаил Елшин, 5 декабря 2014 в 13:22
Присоединяюсь к читателям, кто просит поместить этот материал на первую полосу, выбор редакции.
Великолепный, умный материал, подвигающий размышлять, думать. Конечно, для обыденного сознания нашего постсовка - это набор труднопонимаемых почти неулавливаемых ассоциаций, где Достоевский - пустое вкрапление.
До его разумения (постсовка, совка, бобка) недосягаема связь тяжелых мыслей писателя с состоянием духа сегодняшних мертвецов, по собственной воле при жизни загнавших себя в подземелье.
А автор прекрасно воспользовался этой связью и объяснил чисто с философских позиций абсурдность и идиотизм системы мышления человека из советского прошлого, которого злая судьба и скрещение случайных обстоятельств вознесли на политический Олимп.
В осмыслении поступков этого галерного раба действительно нужно использовать кроме философского еще и психологический словарь, так как все его телодвижения напоминают конвульсии психически нездорового человека. 


Рецензии