Венок Сонетов

Предварение:

"Сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную
Да сия Тебе принесу, яко приятную жертву едине Спасе"
[Канон Великий преподобного Андрея Критского.
Четверг 1-ой седмицы. Песнь 9]

Жизнь наша – Малая Трава
И Тыща Лет как День Вчерашний [1]
Счисляем Дни свои напрасно:
Их  беззаконий грех всегдашний
Виждь в Свете Твоего Лица. [2]

Лишь Ты, Единый, без греха
Помилуй мя! Помилуй мя!

Зришь Тайну Сердца моего
Души безумные глаголы  [3]:
Лукавых мыслей злая тля.
Сих, величались [4], вопия:
"Господь, благодарю Тебя" [5].

Лишь Ты, Единый без греха,
Помилуй мя, очисти мя!

*         *         *

Когда ж уйду в Тот Дальний Путь,
Что не измерить Смертной Мерой?
Забывши вся, вдруг Сном уснуть – [6]
Вот грешной жизни злая суть,
Целимая лишь Правдой Веры, –

Но Ты, Единый Без греха,
Помилуй мя! Помилуй мя!

Несть счастья в этой жизни… Зря
Душе метешься, беспокоясь
Во мраке Суетного Дня [7]…
Давно горит твоя Свеча,
Уже горит пред аналоем [8]

Но Ты, Единый Без греха,
Помилуй мя! Помилуй мя!

*         *         *

Ов убо [9] тайное сложил
Пред Светом Лице Твоего [10]
Да на рабах Твоих явил
Сокрытый смысл Предвечного:
Святая заповедь сия:

"Любите ближнего своя!" [11]
Господь, Бог мой, помилуй мя!

Отрину всякую вражду,
И Миром Сердце обустрою.
Уста в смирении сложу –
Се слов молитву пролию
Тебе открытою душою.

Да не презри рабы Твоя.
Помилуй мя! Помилуй мя!

*         *         *

О чем еще постражду [12] я
В томлении духа моего?
Се Правдой Слова Твоего
Виждь [13] Сердце сокрушенное.
Смирись, смирись, душе моя!

Лишь Ты, Единый, без греха,
Вземли мой грех, помилуй мя!

Взойду за Правдою Твоей
В путь сердца сокрушенного.
Се в сени крилу [14] рук Твоих –
Любовь Превознесенная. [15]
Не упокой души моя:

Подаждь мне не забыть Тебя.
Помилуй мя! Помилуй мя!


16.11. 2014 – 06.12. 2014

Г.Х.

-----------------
[1] "… Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи. Ты [как] наводнением уносишь их; они - [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает" [Пс.89:5-6].
[2] "… Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего". "… Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое" [Пс.89:8,12].
[3] Канон Великий преподобного Андрея Критского. – М.: Изд-во "Артос-Медиа", 2006. – Песнь 9. – С.113.
[4] Здесь букв. – "превозносили себя", "возвеличивали себя".
[5]"Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо, очисти мя; ова же, помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочыя безумныя глаголы". [Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: "Будь милостив ко мне"; другая: "Помилуй меня"; а последний тщеславно возглашал: "Боже, благодарю Тебя…" и прочие безумные речи]. Здесь "убо" – итак, впрочем, следовательно; реже – истинно. (Лк. 7, 46-47; 18, 14)
[6] "Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего" [Иов.14:11-12]
[7] Суета [древнеевр. – ;;;;; hebel или ;;;;; habel; древнегреч. ;;;;;;; mataios] – деятельное безверие, тщетная забота о себе и преходящих вещах мира, которая никогда не успокаивается, потому что никогда не достигает того, чего она хочет. Имя Авель ;;;;; Hebel] также может быть переведено как пустота или пустое беспокойство, подобное ветру.
[8] Аналой (др.-греч. ;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;; – подставка для книг)  – в православной церкви столик, на котором во время службы располагаются богослужебные книги.
[9] Здесь "ов убо" - (церковно-славян.) – "итак, он"
[10] "… Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего" [Пс.89:8].
[11] Верно кто-то сказал: "У познавшего безусловную любовь – нет врагов", у него все – ближние. Как нет врагов и у Бога.
[12] Страдати (стражду), пострадати (постражду) [церковно-сл.]: Терпеть мучение (греч. ;;;;;):  "но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом" – но если вы терпите, делая добро и страдая, это угодно Богу [1 Пет. 2:20]; "яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати" - ибо вам даровано, ради Христа, не только в Него веровать, но и страдать за Него [Флп. 1:29].
[13] Здесь "виждь"  (церковно-славян.) – "взирай", "смотри", "зри".
[14] Здесь "в сени крилу"  (церковно-славян.) – "в тени крыльев", т.е. преносн. – под покровом (защитой).
[15] И "теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" [1Кор.13:13].


Рецензии