Чужого не бери! Сказка для всех

Русская народная сказка в обработке сказочника Зелёного Колпака

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Как-то раз, задумал он брата Степана в дальней деревне проведать, ну и отправился в дорогу. А день был жаркий, солнце напекло голову, дорога пыльная, пить охота. Повернул Иван к речке, чтобы воды напиться да передохнуть малость. Приходит он к речке, а на берегу сидит старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, чтобы на солнышке просушились, и сидит хлеб жуёт. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку и спрашивает:
- Ты, дедушка, далеко ли собрался?
- Далеко, милый. Решил вот всю Русь пешком обойти.
- Пешком? Да ты, дедушка, все ноги собьешь, а Русь не обойдешь!
А дедушка отвечает: «Обойду, милый! Я себе лапти сплёл, да не простые, а чудесные. Как обуюсь в них, так ноги у меня сами и бегут».
 Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван подумал: «Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу, а то ещё цельных четыре версты топать!» Снял Иван свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся в них.
Только он обулся - как его подхватило, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног и кричит с перепугу: «Стойте, ноги!  Стойте!» Да только ноги бегут и бегут и не останавливаются. Подбегает Иван к деревне, где брат его живёт. Вот и дом брата.  Да только Иван мимо дома пролетел и в миг до околицы добрался. С трудом развернулся и назад по деревне чешет, кур давит да орёт: «Стёпка! Открывай двери! Слышь, Степан!» Степан услышал крики, открыл дверь, тут на него Иван налетел, с ног сбил, а сам в сенях растянулся, лежит и ногами в воздухе болтает. “Ой, - думает, - беда-то какая. Плохо я сделал, что чужое добро без спроса взял. Как же это я дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Надо поскорее лапти сбросить!” Развязал он лапти, скинул с ног и ноги тут и успокоились.
Входит Иван в избу, а лапти в руках несёт. А Степан за ним идёт и смеётся: «Ты что это, Иван, босой идёшь, а лапти в руках тащишь?»
- А эти лапти мне, братец, тесноваты, ногам больно. Я и снял. - Иван отвечает.
Сел Иван за стол. А рядом с ним сосед Аким сидел. Поглядел Аким на лапоточки. И подумал: «Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном». Взял Аким незаметно чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся. Только обулся, как сорвало его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Куры от него шарахаются, собаки за ним гонятся, голосят да догнать не могут, так шибко бежит. Испугался Аким, кричит: «Люди добрые, ловите меня! Остановите меня!» Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают и спрашивают.
-Тятенька, ты куда поскакал-то так шибко?
А Аким кричит: « Домой бегу!»
 А мальчики опять: «Да что ты, тятенька? Дом-то вот он, а ты куды ж от дома бежишь?»
Не успел Аким ответить, как с берёзой встретился, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится, и кричит сыновьям: « Маменьку скорее зовите! Зовите скорей!»
Побежали мальчуганы домой, плачут со страху и кричат: «Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, - вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!» Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит: «Ой, плохо я сделал, чужое добро без спросу взял. Снимай, милая, с меня лапти скорее!» Стала жена за ним бегать да лапти развязывать. Пока сняла, накостылял ей Аким ногами по чём зря!  Скинул Аким лапти с ног - ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу, а он идёт и причитает: «Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану».
Повалился Аким на лавку, лежит да охает. Вдруг дверь отворяется и в избу входят барин и кучер.
- Мужичок, - говорит барин, - мы на охоту ходили, - заблудились. Можно у тебя переночевать?
- Можно, барин, ночуй, - Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
- Да ты что, мужичок, больной?
Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
Какие лапти? - барин спрашивает. - Как это они тебя замучили?
    Ну, Аким рассказал барину, что с ним случилось. Барин, как услыхал про чудо лапти, так схватил лапотки  да к дверям с криком: «Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!»
Выскочил барин из избы, и скорее в лапти обулся. Только обулся,  как подхватило его да как понесло по улице! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил: «Держите! Помогите! Остановите!» Да некому барину помогать-то. Мужики уж ко сну отошли.
А барина лапти вынесли  в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, пока до леса не допрыгал. Потащили его лапти в лес. Барин головой все деревья пересчитал, да все сучья обломал. А лапти его уже к реке вынесли.  Не удержался  барин - да бултых в воду, и, словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут. Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел. Видит дедушка, - плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.
Слышал я, что с дедушкиными чудесными лаптями не раз подобная история повторялась, пока он по Руси ходил. Да всякий раз лапти, каким-то чудом, к деду возвращались. Да только старик не огорчался и терпимо относился к этому, поскольку хорошо понимал душу мужика. Русский мужик как устроен? Он сначала напортачит чего, а потом мается и страдает, душу себе терзает.  И про Ивана с Акимом тоже слышал. Долго они сокрушались да убивались, маялись и страдали, что на чужое добро позарились. Так себя извели, что решили оба лапотным ремеслом заняться. Стали Иван и Аким лапти плести и бесплатно их всем раздавать. Вскоре отменными мастерами стали в этом ремесле и слава о них по деревням и весям пошла. Вот такие дела, А всё правда была. Я ведь тоже те чудесные лапотки повидал.... Упаси Господь! Только в руках подержал... Чужих лаптей не бери, - в своих ходи!


Рецензии