Эпитафия романтизму, или Не дарите даме камелий! 3

   Таскались  активно  и  с  Шерлоком  Холмсом. Ливанову, правда, следует  поставить  памятник  за  фильтрацию  и  ретуширование  образа, вследствие  чего  русский  Холмс  есть  персонаж  не  просто  привлекательный, но  даже  где-то  и  положительный. Но  не  надо  забывать, что  экранизация  есть  мощный  стимул  к  прочтению  оригинального  текста. А  что  же  мы  видим  у  Артура  Конан  Дойля? Мизантроп, боящийся  женщин, наркоман, типичный  представитель  британской  богемы  конца  XIX  века, маниакальный  любитель  инферно  в  виде  криминала, особенно  убийств. Не  щадит  ни  себя, ни  своих  преследуемых, ни  тех, кому  дорог  сам. Обожает  оказываться  в  роли  карающего  орудия. Безжалостен, жесток, одержим  идеей  собственной  исключительности. О  Боге  даже  не  вспоминает. Семья  ему  не  нужна, детей  не  любит, подчёркнутая  бесстрастность  наводит  на  мысли  о  полном  отсутствии  человеческих  чувств. Единственная  женщина, взволновавшая  героя («Скандал  в  Богемии»), есть  актриса, столь  же  хладнокровная  и  расчетливая, как  и  он  сам. Но  это  волнение  разума, а  не  эроса. Ну, и? это  даже  не  ледяная  маска  убогого  романтика, это  какой-то  могильный  холод.

   А  вот  Эраст  Фандорин  не  просто  живой  человек, но  верный  слуга  Престола  и  Веры. Только  книги  про  него  опоздали  на  сто  лет  с  лишним. Неудивительно, после  такого-то  разгула  нечисти. А  ведь  и  Пушкин  писал  «Повести  Белкина», и  книги  сестёр  Бронте  ходили  по  рукам. Но  подобные  им  добрые, уютные, приятные  вещи  триумфу  карнавала  противостоять  не  могли, их  забивала  инфернальная  мрачнятина, пропаганда  безбожия  и  вседозволенности.

   Лечить  ужаснувшееся  человечество  взялся  новый  жанр  литературы, который  незаметно  пророс, оформился  на  волне  вакханалии  «торжества  Разума  в  век  прогресса», и  с  бесстрастием  фотокамеры  начал  показывать, к  чему  приводит  Просвещение. Появилась  научная  фантастика. Я  бы  назвала  её  всё  же  социальной  фантастикой, так  как  этот  термин  более  уместен  фактически, но  исторически  сложилось  название  «научная». Живой  ум  учёных  начал  экстраполировать, энциклопедическая  эрудиция  им  помогла  автоматически, и  вот  середина  XX  века  щедро  одаривает  человечество  картинами  ближайшего  возможного  будущего. Я  не  стану  говорить, что  с  небольшими  уточнениями  сбываются  через  полвека  тексты  Азимова, не  буду  анализировать  интереснейшие  модели  обществ, описанных  Хайнлайном  и  Каттнером, не  буду  указывать  на  наивные, но  безжалостные  книги  Гамильтона, Гаррисона, Шекли  и  других, тем  более, что  следует  указать, что  в  Советском  Союзе  хватало  их  аналогов, просто  имена  малоизвестны, а  Ефремов  и  Казанцев  с  их  пропагандой  «светлого  будущего»  могут  отдыхать! Готический  роман  ушёл  в  дебри  и  породил  фентези, туда  ему  и  дорога, закономерное  развитие. Но  на  романтике  межзвёздных  перелётов  вместо  эйфории  выросла  громада  Стругацких. Одной  трилогии  «Волны  гасят  ветер»  достаточно, чтобы  вспомнить  о  Боге  и  ощутить  себя  блудным  сыном  из  библейской  притчи. Подключилось  киноискусство, и, прошу  отметить, бестселлером  стало  не  что-нибудь, а  милое, доброе  произведение  с  интересным  названием  «Звёздные  войны». Господа, Звёздные  Войны, а  не  Галактическое  Счастье  Человечества! Снова  лихая  схватка  добра  и  зла, и  проиграл  тот, кто  выбрал  зло. Никакой  пасторали  в  будущем  не  предвидится, никаких  сарафанов  и  лаптей! Кот  Матроскин  поёт:  «Телевизор  мне  природу  заменил». Экранизация  романов  Филиппа  Дика  с  Арнольдом  Шварценеггером  в  главных  ролях  рельефно  и  зрелищно  показывает  последствия  увлечения  телевизором, а  у  нас  экранизируют  «Солярис», «Посредник», «Сталкер», где  нет  зрелищных  драк, но  поединок  идёт  на  более  высоких  уровнях, нежели  скорость  реакций  тела. За  океаном  жуткий  постиндастриал  демонстрирует  последствия  безбожия, в  виде  кинокартин (большего  им  не  съесть, внимания  не  хватит), у  нас  на  родине  думающий  люд  сметает  с  прилавков  книги  Василия  Головачёва. Фантастика  учит  думать, а  не  подражать  понравившимся  героям, и  мелодрама  проиграла  стратегически. Теперь  её  удел –– развлекать  быдло  тупыми  сериалами, копаться  в  грязном  белье  гладиаторских  реалити-шоу, но  в  отличие  от  бывшей  арены  в  Колизее, не  настоящих. Телевизор  превращается  в  орудие  сатанистов, целенаправленно  сравнивая  с  грязью  всё, что  обладает  хоть  какой-то  интеллектуальной  ценностью. Но  это  лишь  последствия  того, что  людей  стало  на  планете  больше, чем  когда-либо  раньше. Ничего, кроме  моды  на  одежду  и  некоторых  новинок  техники, не  изменилось  ни  со  времён  Д'Артаньяна, ни  со  времён  Нерона. Вот  только  интеллигенции  научная  фантастика  раз  и  навсегда  указала  своё  место. Наиболее  простой  пример. В  киноленте  «День  независимости»  преамбула, конечно, смешна –– мир  спасает  Америка (а  почему  не  Китай, Индия, Австралия  или  Англия?), во  главе  с  белым  алкоголиком, богатырём-негром  и  гением-евреем, это  пусть  останется  на  совести  «толерантного  общества», зовущего  человечество  в  никуда. Но  сцена, где  под  нависшими  над  городами  военными  кораблями  врагов-инопланетян  счастливые  хиппи, демократы  и  либералы  радостно  встречают  гостей, а  те  начинают  их  тупо  сжигать (тема  списана  с  Герберта  Уэллса), выполнена  красочно  и  красиво. А  главное, кармически  достоверно. Уже  не  наморщишь  носик  от  возмутительной  грубости  и  не  заплачешь  от  обиды, ожидая  утешения  и  возмущаясь  его  отсутствием, всё, пойманы  на  месте.

    Хотя,  стоит  признать, что  любимая  Чаком  Норрисом  тема  кино  жанра  экшн  «хорошие  парни  побеждают, поскольку  они  хорошие»  вредит  жанру  своим  примитивизмом. Ну, что  ж, в  одном  каратист, никогда  не  дравшийся  в  обыденной  жизни, ибо  умеет  выигрывать  бой  до  его  начала, прав:  если  сидеть  сложа  лапы  и  ждать, что  придёт  некто  и  всё  исправит, можно  дождаться  противоположного! И  если  думать  только  о  наживе  и  «научной  ценности», как  некоторые  второстепенные  персонажи, скажем, триллера  «Чужие», будешь  первым, кого  Чужие  и  сожрут. Что  поделать, как  говорил  аббат  Фариа, иногда  с  учётом  аудитории  надо  понижать  уровень  изложения. А  то  можно  забыть, что, сражаясь  с  монстрами, можешь  и  сам  переродиться. Кстати, в  полупримитивной  кинопродукции  про  ужасающих  разнообразных  чудищ, каковые  буквально  сжирают  людей, отчётливо  видна  одна  закономерность, незыблемый  закон  жанра (а  значит, и  жизни):  выживают  в  адской  мясорубке  только  те  особи, из  которых  в  будущем  может  быть  позитивный  ресурс, ещё  не  растерявшие  следы  искры  Божией, и  очень  часто, это  симпатичная  парочка, будущая (по  умолчанию) молодая  семья. Остальные  варианты  противоречат  кармической  достоверности  и  у  здоровых  людей  успеха  иметь  не  будут, а  значит, и  кассовых  сборов. Хотя  дегенеративная  толерантная  братия  уже  снимает  фильмы  про  Рыцарей  короля  Артура, называющих  его  «босс»  и  дерущихся  ногами, Робина  Гуда, у  которого  слуга  негр, советник  еврей  и  друг  гей. Ну  и  пусть. Здорового  потомства  эта  бражка  дать  не  может, а  значит, вымрет. Ну, а  жанр  ужасов  есть  просто  самолюбование  чёрной  конторы, потребность  бесноватых  в  самовыражении, трансформант  идей  де Сада. Психологические  триллеры –– похождения  Монтанелли  в  миру  без  сана  священника, но  с  твёрдым  понятием  о  чести  и  совести. Поэтому  у  таких  героев  есть  шанс, который  они  используют.

   Вот  краткий  обзор  качества  литературы  и  иже  с  ней. Количественное  разнообразие  сюжетов  подчиняется  данным  закономерностям. Желаю  успеха  и  счастья  читательницам, которые  его  ждут  и  ищут. И  пусть  каждую  найдёт  только  её  единственный, неповторимый  и  любящий, а  все  прежние  останутся  самыми  добрыми  и  верными  друзьями. Пусть  все  будут  сильны, умны  и  здоровы, и  да  хранит  всех  Бог! Удачи!



P. S. Камелии  можно  дарить, как  и  любые  цветы, но  они  не  имеют  запаха. О  том, что  означает  подаренный  цветок, в  специальных  книгах  имеются  подробные  указания.



С  искренним  уважением  к  читателям, Буркова  Мария  Олеговна.


Рецензии