Большая история маленьких бактерий

    I


  Когда - то Хирохито император Японии сказал:

- Наука может убить тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы людей за весьма короткий промежуток времени.

   Однако, история бактериологического оружия уходит своими корнями в далекую древность. Мало кому известно, что еще III веке до нашей эры, карфагенский полководец Ганнибал использовал в морском бою против пергамского флота Эвмена I обстрел глиняными горшками, заполненными ядовитыми змеями. Возможно, сегодня трудно сказать имело ли эффект это оружие, или же носило деморализующий  характер.    
   Целенаправленное применение бактериологического оружия в истории человечества, достоверно известное  в истории, произошло 1346 году д.э. когда войска Золотой орды, под командованием Хана Джанибека, держали в осаде генуэзскую крепость Кафу ( Ныне Феодосия. ) Осада продолжалась так долго, что в лагере монголов не привыкших к оседлой жизни, началась эпидемия чумы.
  Разумеется, осада была снята. Но! По приказу хитроумного Хана через крепостные стены, воины забросили несколько десятков зараженных трупов. Таким образом "Черная смерть" широкими шагами пошла по Европе. 1520 году Эрнан Кортес испанский конкистадор желая отомстить ацтекам за разгромную "Ночь печали" заразил их натуральной оспой. Ацтеки, не имеющие иммунитета, потеряли более чем половину населения. Куитлауак возглавлявший атаку в "Ночь печали" предводитель племени, так же скончался от оспы. За считанные недели могущественное государство ацтеков было уничтожено.
   Отправной точкой подготовки к будущей разработке биологического оружия можно считать 1683 год. В этом году впервые в истории науки Антонии ван Левенгук открыл и описал бактерий. До первых целенаправленных экспериментов в этой области оставалось еще более двухсот лет.
   В 1763 году Генри Букетом в переписке с генералом Джеффри Ахмерстам, предложил в ответ на восстание Понтиака, подарить индейцам одеяла зараженные оспой. Результатом приведенной акции, стала эпидемия повлекшая гибель сотни людей. В ходе первой мировой, как Германия, так и Франция неоднократно заражали крупный рогатый скот и лошадей сибирской язвой и сапом, после чего перегоняли их на сторону противника.
  Существуют некоторые сведения, что Германия пыталась распространить чуму в России, холеру в Италии.   При использовании авиационных бактериологических боеприпасов вела войну против Великобритании.
   Лишь в 1925 году был подписан Женевский протокол. Первое действующие, международное соглашение, запрещающие использование биологического оружия во время военных действий. Однако, уже к этому времени Европа, Россия и Америка вели активные исследования в области биологического оружия и защиты от него.



     II


  Однако вернемся к императору Хирохито, чье имя в переводе с японского, звучит как: "Добродетель." Или если хотите: "Изобилие. " Человек, получивший блестящее образование и проявивший немалый интерес к биологии, как никто прежде понял ее возможности в военной сфере. Это именно с его, так сказать легкой руки, был создан печально известный Отряд 731.
  1920 – 30 гг. Японский микробиолог Сиро Исии с благословения императора Хирохито, мечтавшем о "научном оружие" совершил турне по бактериологическим лабораториям Европы и СССР. В итоговом докладе, он убедительно доказывал пользу биологического оружия для своей Страны. Хочу привести Вам уважаемые читатели небольшую цитату.


В отличие от артиллерийских снарядов бактериологическое оружие не способно мгновенно убивать живую силу, зато эти невзрывающиеся бомбы — снаряды, начиненные бактериями, — без шума поражают человеческий организм и животных, принося медленную, но мучительную смерть. Производить снаряды не обязательно, можно заражать вполне мирные вещи — одежду, косметику, пищевые продукты и напитки, съедобных животных, можно распылять бактерии с воздуха. Пусть первая атака не будет массированной — все равно бактерии будут размножаться и поражать цели.
                Сиро Исии



   Впечатленное докладом, военное руководство Японии выделило огромный бюджет для создания специального комплекса, по разработке биологического оружия. 1932 г. вблизи Китайской деревни Пинфан, что около 20 км. от Харбина было учреждено подразделение - Отряд 731. На площади 6 кв. км. было выстроено сотни лабораторий. Но, конечно для всего мира, этот секретный объект, был Главным управлением по водоснабжению и профилактике Квантунской армии. Персонал для Отряда 731, набирался из выпускников самых престижных университетов Японии. Позволю себе заметить, было бы по меньшей мере странно, если бы Сиро Исии не назначали руководителем Отряда 731. А уже 1940 году он занял пост начальника управления по биологическому оружию Квантунской армии.
  О чудовищно жестоких, бесчеловечных экспериментах на живых людях ( Все они заключенные, военнопленные, да в общем то просто ни за что арестованные.) Мир узнает только потом.
Я же из этических и гуманных соображений не буду вдаваться во все подробности адской игры японских демонов.
   В распоряжении Отряда 731 были филиалы на Советско - Китайской границе, а так же полигон, недалеко от города Аньда. Именно там, японцы отрабатывали самые эффективные способы применения бактериологических бомб.
  Нужно заметить, что подопытных на коих проводились эксперименты после оных опытов, отвозили в лаборатории и вскрывали заживо, дабы оценить в полной мере масштабы заражения. Прискорбно но факт, ни один из подопытных не выжал, увы такова реальность.
  Когда же испытания в лабораторных условиях возымели успех, Отряд 731 перешел к полевым испытаниям, сбрасывая бактериологические бомбы, начиненные сибирской язвой, чумой и оспой над китайскими населенными пунктами.
  Японцы широко использовали бактериологическое оружие в войне с Китаем. Удивительно, почему японцы не использовали оное оружие в войне с СССР, а ведь их запасов, хватило бы чтобы уничтожать все человечество.
  Только 9 августа 1945 года деятельность Отряда 731 была прекращена, во время Маньчжурской операции и на Японию была сброшена ядерная бомба. Проныра Сиро Исии за одну ночь эвакуировал персонал, документацию, уничтожил всех подопытных. И представьте себе умудрился утопить в реке экспонаты "Выставочной комнаты" которые в течение не одного десятка лет прилежно собирались.
    Вот уж не знаю, кто пишет историю Боги ли, Демоны, но злодеяния Сиро Исии остались безнаказанными. Более того, Администрация Трумэна сохранила жизнь не только военному преступнику, но и всему персоналу Отряда 731. И это еще не все, многие из них стали научными сотрудниками и деканами в ведущих университетах США. Вы удивитесь уважаемые читатели, но Принц Такэда куривавший Отряд 731, в 1964 году возглавил Олимпийские игры. Сам же Сиро Исии дожил до старости и умер от рака горла, однако достоверных сведений о его смерти и места захоронения не существует.
   Как не печально, история бактериологического оружия на этом, еще слишком далека от завершения. Но об этом в следующий раз.


    III

   Похоже, что " легендарные" лавры Сиро Исии в разработке биологического оружия массового поражения здорово мучили американских ученных и не давали им покоя. Но как переплюнуть японского коллегу?! Американские ученные считали, что оспа, тиф, чума и другие болезни, довольно хорошо изучены, а следовательно, не возымеют на противника нужного эффекта. Именно поэтому, для разработки новых биологических агентов были привлечены не только биологи, Вы удивитесь уважаемые читатели, но даже археологи и историки. Так вот, с их легкой руки и была подана блестящая идея. Использовать в качестве биологического оружия, уже давненько изученные - но! Исчезнувшие заболевания.
   Первые свои разработки в области биологического оружия американцы начали еще в 1943 году. Когда же им в руки попали ценные документы незабвенного все того же Сиро Исии в секретном отделе под кодовым названием Бункер 459 подведомственному Пентагону, начали разрабатывать совершенно новые возбудители заболеваний, от которых не было не устоявшейся диагностики, не проверенных способов лечения.
  Наука имеет в некотором смысле фантастические свойства, в Бункере 459 некоторые исследования и сегодня можно назвать невероятными. Например: Американские ученные изучали тщательнейшим образом примитивные бактерии живущее в пустынях, в концентрированных соляных растворах и горячих сернистых  источниках. Целью исследований было привитие подобных свойств болезнетворным бактериям, что могло бы их  сделать еще более живучими и выносливыми.
  Ну, вот попробуй за всем и вся уследить. Как говорится, шило в мешке не утаишь. Разумеется, в один прекрасный день, а может и не очень, среди Американских ученных поднялась бурная волна негодования, так как секретная информация каким - то волшебным образом вылилась в прессу. И как здесь обойтись без допроса с пристрастием, чем и занялось общество Американских микробиологов, выясняя у своих коллег связь с военным ведомством. Вот здесь - то Доктор Лерой Фозергил ( Кстати бывший директор USBWL . ) и сделал шокирующее признание о возможных последствиях бактериологической войны напрямую заявив, что в случае применения бактериологического и биологического оружия его создатели не будут иметь ни малейшей идеи о том, как его остановить и обезвредить. Приведу Вам уважаемые читатели, цитату из доклада:



Вполне возможно, что многие виды жизни будут впервые в истории их существования подвергнуты воздействию того или иного возбудителя болезней. Нам ничего не известно о степени восприимчивости многих биологических видов к конкретным микроорганизмам, в частности к респираторным. При этом вполне могут возникнуть новые и непривычные переносчики инфекции, способы борьбы с которыми еще предстоит искать.
                Лерой Фозергил


  Недалеко от Вашингтона есть городок, входящий в состав штата Мэриленд, Фредерик. Вот за ним - то по обе стороны шоссе, тянется нескончаемая металлическая ограда и ни каких поясняющих, или упреждающих знаков. Это Центнер биологических исследований США Форт – Детрик. В течение не одного десятка лет, городок был полностью изолирован от всего внешнего мира, именно здесь и разрабатывались возбудители эпидемических болезней и инфекций. Своеобразный аналог комплекса Отряда 731.
   В 1956 году Форт – Детрик в сотрудничестве с ЦРУ провели широкомасштабную операцию "Большой город" Целью оной было, заражение жителей Манхеттена коклюшем, ( Распыление проводилось на улицах и метро. ) дабы выяснить степень распространения бактериальной инфекции в большом, современном городе. Уже спустя десять лет, биологические агенты были распространены сразу в нескольких больших городах в Сан – Франциско, Нью - Йорке и Чикаго. Места заражения выбирались с относительно небольшим скоплением   людей.  В этот раз ставилась более масштабная задача. Моделирование распространения инфекции по всей территории США. Показатели данных экспериментов показали, что например, при выборе ну, хотя бы автобусной станции в качестве точки заражения, эпидемия распространяется в кратчайшие сроки на две - три сотни миль.
  Будет несправедливым не заметить, что полулегальные эксперименты на людях в Форт – Детрике так же проводились, однако ставились они, исключительно на добровольцах из числа солдат.
1969 году 25 ноября президент США Ричард Никсон сделал официальное заявление, согласно которому, биологическое оружие объявлялось вне закона.
  Незадолго до этого, в Форт – Детрике произошли по меньшей мере, весьма странные ЧП. В отдельных казармах добровольцы - испытуемые вдруг внезапно дружно заболели, все симптомы носили характер ку - лихорадки. Впоследствии оказалось, что их заразили без их личного ведома и согласия. На сегодняшний день, официально комплекс Форт – Детрик используется в оборонных целях.
    Хотя….. Всему ли можно, и нужно верить………



  IV

    Древнейшие хроники буквально наводнены, так сказать "Божественными Велениями" В старом завете немало описаний того, что сегодня назвали бы бактериологическим оружием. В Моисеевых книгах ( Левит – 26 ) можно к примеру прочесть: «И наведу на вас мстительный меч… И пошлю на вас моровое поветрие, и преданы будите в руки врага». Или «И накажу живущих в земле Египетской так, как Я наказал Иерусалим мечем, голодом и мором». ( Иеремия - 44 )
   Испокон веков люди наводили напраслину, подозревая друг друга в умышленном заражении всякого рода заразы, объясняя болезни колдовством или сглазом. Как только появлялись эпидемии, тут же находились виновники, то бишь ведьмы да колдуны впрочем, и их проказа не щадила.
   Да, кстати, советую почитать Вам, мои уважаемые читатели «Альпухару. Гренадскую балладу ». Адама Мицкевича. Где приводится яркий пример, чрезвычайно хитрой бактериологической диверсии в самом сердце вражеского стана.


    Надо полагать, навряд ли человеческая мудрость способна спасти то же человечество, ну если хорошенько поразмыслить о наших так сказать, интимных отношениях с бактериями и вирусами, которые нещадно уничтожают род людской на протяжении многих веков.
   С тех самых пор, как Антонии ван Левенгук открыл и описал бактерий, ученые мужи шагнули далеко вперед научившись не только выращивать, но и менять код оных, что позволяет одним бактериям выдавать себя за другие. Более того, выведены совершенно новые штампы доселе неизвестных болезней, способные поражать жертву по расовым, генетическим и половым признакам. Не правда ли пугающе?
  Однако, самое время упомянуть о докторе Кене Алибеке (Канатжане Байзаковиче Аликбекове.) Ученом - микробиологе специалиста в области инфекционных заболеваний и иммунологии, доктора биологических наук. Бывшем полковнике Советской Армии, перебежчике посвятившего первую часть своей жизни разработке биологического оружия, вторую же, ее уничтожению.
   Закончив 1975 году Томский медицинский институт на факультете «Инфекционные заболевания и эпидемиология». Канатжан Байзакович в течение семнадцати лет работал в объединении «Биопрепарат» при Совете министров СССР, занимавшейся разработкой и испытаниями Биологического оружия. С 1988 по 1992 гг. занимал должность первого заместителя начальника Главного управления «Биопрепарат» был научным руководителем множества программ по разработке биологического оружия и биозащиты. По полному праву считается одним из ведущих специалистов мирового уровня в области иммунологии, биотехнологии, биохимического синтеза а так же, острых и хронических инфекционных заболеваний.
   В 1990 году Кен Алибек направил письмо первому президенту СССР Михаилу Сергеевичу Горбачеву, в котором аргументировано настаивал на полном закрытии программы биологического оружия в СССР получив согласие, ученый лично руководил ее ликвидацией.
   Считая биологическое оружие самым аморальным из всех существующих, Кен Алибек 1992 году увольняется из Управления с несогласием продолжать дальнейшие военно - биологические разработки. В этом же году после недолгой работы в коммерческом московском банке, эмигрирует в США.
   Уже в 1999 году в свет вышла его книга, написанная в соавторстве с известным журналистом Стивом Хендельманом «Biohazard» в русском переводе «Осторожно! Биологическое оружие!»
   Возможно, личность доктора Кена Алибека самая противоречивая. Во всем цивилизованном мире его считают человеком остановившем гонку биологического оружия. В России же предателем Родины уничтожавшем ( И слава Богу! ) крупную военную программу, предав ее гласности.
   Но не стоит надеяться мои уважаемые читатели, что на этом, бактериологическая опасность исчерпана.


Рецензии