Мост не сгорит. Юго-Восток

Ирина Корденко проживает в Юго-Восточной Украине. Несколько лет назад она нашла стихи Михаила Сопина в Интернете, увлеклась ими, и мы стали добрыми друзьями.  У Ирины нет своей страницы на Стихах.Ру, поэтому с согласия автора материал публикуется здесь.

М О С Т   Н Е   С Г О Р И Т

Начинается новая эра,
Отсекая дороги назад...
(Михаил Сопин)

...Когда проснёшься, вспомни о беде,
о том, что полыхает Украина...
(Татьяна Гордиенко)



Поэзия Михаила Сопина (годы жизни: 1931 — 2004) — как незаживающая рана, которая не перестает болеть, но болью своей врачует душу, заставляя переосмыслить жизненные и исторические уроки, «прощупать» истоки нынешних бед, найти точки соприкосновения между трагическими вехами эпох. Стихи Михаила Николаевича не просто отражают какие-то чувства от перенесенных жизненных испытаний, а являют собой осмысление пройденного пути, напитаны живой мыслью. И поэту удается эту мысль выразить так, что буквально каждая строфа становится афористичной. А ещё — его поэзия очень актуальна сегодня, интересна не только связью с трагической судьбой, а предвидением. Говоря стихами того же Сопина, «И гений, освещая только миг, Предвестит тьму, неведомую прежде». Некоторые стихотворения настолько поразительно отражают день сегодняшний, что невозможно об этом не сказать.
Например, взять вот эти строки, которые предвестят происходящее сейчас на Украине:

История не учит ничему.
В ней можно правду
Выдать за чуму,
А если надо —
И чуму за правду,
И выпестовать
Скопище глупцов,
Чтоб спутать всё —
И не найти концов.

Именно так происходил и доныне идёт процесс подтасовок, передёргиваний, искажений исторических фактов, самой грубой лжи, из которых скроена так называемая «украинская история». Два с лишним десятилетия украинский режим направляет огромные средства и усилия на воспитание подрастающих поколений в духе ненависти ко всему русскому (достаточно полистать школьный учебник  «Истории Украины», чтобы убедиться в этом). Подробно толковать весь исторический дискурс, которым полна и горда современная украинская историческая наука, конечно, нет смысла — лучше, к примеру, сослаться на замечательный труд Сергея Родина «Отрекаясь от русского имени», посвящённый «украинскому вопросу». Кстати, в этой книге, изданной в 2008 году, звучало предостережение и предвидение сегодняшнего братоубийства: «Пройдет каких-нибудь десять-пятнадцать лет, и миллионы сегодняшних школьников станут взрослыми. Те, кто успешно освоил учебный курс, продолжат карьеру, в том числе и в структурах правящей украинской элиты. Именно они будут определять приоритеты внутренней и внешней политики Украины. Краеугольным камнем их мировоззрения и политических устремлений будет убеждение, сформированное еще в детском возрасте: весь смысл существования «самостийной и нэзалэжной», её историческое оправдание и геополитическое призвание заключены в непримиримом противостоянии единственному и вековечному своему врагу, соседней России. Это их убеждение будет подкреплено мощным идеологическим и финансовым воздействием с Запада... Дальнейшее предсказать несложно: многообразные проявления «холодной войны», отличающие современный этап российско-украинских отношений, плавно перерастут в войну «горячую»».
Исходной трагической вехой для русского народа и нашей общей великой Родины-Руси явился декабрь 1991 года — когда произошло искусственное расчленение русской нации. С тех пор, вот уже 23 года, в «самостийний» Украине истерически нагнетается русофобия, полным ходом осуществляется насильственная ассимиляция в «украинцев» русских людей, которых заставляют отрекаться от своих корней, истории, языка и культуры, крови, святынь: страшная, невозвратимая драма потерь. Основой сегодняшней братоубийственной войны явился губительный мировоззренческий и психологический переворот, который на протяжении 23-х лет буднично и кропотливо закладывался украинской школой. Значит, Украина намеренно растила, готовила детей — для войны! Иначе зачем было с пелёнок вдалбливать детям о том, что «Украина — не Россия» и прочую подобную чушь, настраивая молодые умы так, чтобы в соседе-России они видели врага? Развернуть этот маховик в обратную сторону очень непросто. Но и жить так дальше тоже невозможно.
Многие сейчас стремятся наполнить вакуум безвременья и политической вражды содержательным единением с русским миром, возжегши свои сердца от неугасимого огня его духовного наследия. Не раз сталкивалась с попытками общественности создать, сформулировать и даже как-то документально запечатлеть сущность «русской идеи», «русских ценностей» современного мира и тому подобного (интернет-форумы, народные соборы, инициативы общественных организаций). Почему-то у меня это вызывает улыбку. Мне кажется, формулировать, а тем более создавать «русские ценности» - тщетное занятие. Чтобы коснуться глубинного, сущностного их выражения, нужно прежде всего обратиться к памяти прошлых лет, к живым источникам этой памяти (ценнейшими свидетелями могут выступить, к примеру, «дети» войны 1941-1945 гг.), то есть не придумывать какие-то новые объединяющие всех русских людей концепции, формы, которые не будут жизненными, а освоить существующее наследие, в котором всё уже есть, что только нужно для закладывания культурного, духовного базиса современного русского единения. Курс на выхолащивание памяти о прошлом, взятый современными масс-медиа и направленный на то, чтобы уничтожить эту память, чтобы люди жили одним днём, - ещё одно преступление нашего века. В этой связи нелишними окажутся слова нашего современника, румынского священника Иоанна Валентина Истрати, о характере века нынешнего: «Одна из важнейших черт нового века — это поверхностность. Нрав мелочный, менталитет поверхностный, онтологическое болотце, реакция быстрая и бессердечная, эмоции зашкаливающие, но продолжающиеся всего день, память короткая, характер компромиссный, дух рыночный, улыбка бессмысленная, представления убогие, высокомерие безосновательное — одним словом, сама посредственность бытия».
Творчество и судьба Михаила Сопина — нам, современным читателям, драгоценный мост от прошлого к настоящему, с помощью которого можно не только осмыслить историю, но узнать трагический украинский сегодняшний день:

...В социальном удушье
Найдётся для смердов вина!
Боже мой, сколько раз
Молодым человеческим мясом,
Наспех сляпав Указ,
Затыкала ты прорву,
Страна...

...Не проповедуй
Кровь и победу.
Сносному аду,
Сладкому яду,
Властному зверю
Как я поверю?
В мирные мины,
Доброй простуде,
В то, что безвинных
Нынче не судят?..

«Мирные мины» сегодняшнего Донбасса! Властный зверь отправляет неволей подчинённых ему людей бомбить мирное население своей же страны. Вот что бывает, когда мы предаём Родину, когда забываем о своих истоках, когда даём возможность переиначить своё прошлое.

Я знаю
Кровь и смерть войны,
Колосья,
Тучные от праха,
Глаза казнённых без вины,
Психоз бесправия
И страха.
Так уж ведётся на Руси...
У самого себя спроси
За тесноту,
За нищету,
За немоту,
За темноту,
За политический разбой,
За всех,
Гонимых на убой.
И никаких гарантий нет,
Что мы не повторим тех лет.

Повторяем! Вновь — повторяем. Прошлое всегда предвестит настоящее, и в нашей истории есть и будут беды одних и тех же истоков:

...Мир зыбок.
Всё то же:
Вот — мост, вот — ручей.
И та же двоякость улыбок.
И те же зрачки стукачей.
И вновь всепокорные люди.
И тот же призыв, что звучал...
Ужель мы всегда у прелюдий,
Мы — общество вечных начал?

Мы будем «обществом вечных начал», пока не начнём осмысленно подходить к своей жизни, памяти, пока не начнём всеми силами изгонять всякую мерзость из своих душ. А пока — властвует «имущий хам»:

...От хамства претерпев, как от врага,
Болезненно, озлобленно, кроваво
История
Хлобыщет в берега.

Отчего же люди «всем миром» не препятствовали губительному коммунизму, а теперь довольно вяло (отстраненно или вообще негативно) реагируют на борьбу с неофашизмом? Ведь понятно, что это допустили сами люди — и не нужно умалять в этом собственной вины:

...Мы глушим мерзость
Собственной вины.
Да, да, да, да,
У нас всё это просто.
Достаточно сказать:
«Тьма — свет. Свет — тьма»,
И светоч коллективного ума
Не отличишь от стадного уродства.

Свет с тьмой попутала «скачущая» Украина. И не нужно умалять вину каждого в этом страшном действе.

Говорила мне обитель,
Подтверждал родной уют:
Зряче Родину любите,
Слепо любят — предают.
Лилипуты — великаны!
Боль — полночная сова.
Резче звякают стаканы.
Глуше падают слова
Веры к прежним интересам.
От всего один бальзам —
Скрытность хлещет по нетрезвым
И давно сухим глазам.
Над полями, над лесами
Тишь да глушь, да вороньё.
Сами, сами подписали
Мы своими голосами
Обречение своё.

Самое ужасное: нам, живущим на Украине, с нашего молчаливого согласия, столько лет старательно вытесняли из умов понятие Родины, нивелировав значение и силу русского богатого многонационального мира, русского единства. Но вот оказывается, что в умах — да, вытравливали, но в сердцах-то многих — не получилось вытравить! И за эту соломинку нужно схватиться! Я ведь тоже, когда училась в школе и в университете, изучала «Историю Украины» и сдавала по этому предмету экзамены, терпеливо заучивая ахинею из учебников. Но ведь в душу это как-то не вошло! Отцепилось — и всё. И не только у меня так оказалось.

И мысль горит, и жизнь течёт,
И есть у памяти свой счёт...
Страшась отцовского клейма,
Пойдут сыны без биографий.
От сына отречётся мать,
Ибо отрекшийся потрафил:
Рассек связующую нить.
Ни общей доли нет, ни боли.
Кого отрекшимся винить
За четвертованную долю?
Так народится гриб-гибрид,
Зачатый страхом и пороком,
И Мост Истории сгорит,
Края обуглив двум дорогам.

Так же, как во времена Советов уничтожали родственные связи, клеймили «врагов народа» и этим жгли Мост Истории, так же теперь пытаются сжечь Мост Истории, клеймя тех, кто поддерживает русский мир. Пошли уже свои «сыны без биографий». Выхолащивают всеми способами память поколений, родных стараются заставить отречься друг от друга, от русского прошлого. Жутчайшее преступление. Произошедший разрыв преемственности поколений, веры — у новорожденных «украинцев» привел к расколу, к войне. Как могут быть близки и понятны многим живущим на Украине строки:

...Не к разгулу я, край мой,
Не к бунту тебя призываю,
К состраданью, к свободе,
На исповедь кличу сердца.
Нас разъяла двуликость.
Мы предали отчий обычай.
Жжём свои же дома
И с восторгом глядим на зарю!

Как же можно было с такой быстротой сменить себе Родину, забыть свои корни, предать, оплевать наследие? Всего потому, что за нас так решил властный зверь, готовый на всё, служа золотому тельцу...
И сегодня: Мы за всех бесконечно преступны, Кто сорвётся, сойдёт с колеи...
Ведь это мы: ...от родимых и близких Ради мест призовых отреклись...

* * *
Мы с блеском лжём своей душе,
Больным.
Забытым.
И забитым.
И Апокалипсис уже
Стал повседневным нашим бытом.

Обратимся всем сердцем к русским началам, многоболезненным и — святым. Боль и святость — два крыла нашей Родины, это очень тонко чувствовал и смог передать в своей поэзии Михаил Сопин:

Так свято, так тяжко,
Отчизна,
Не знаю — как сердце
Не ахнет фугасом,
Вобрав свою боль и впитав.

Еще — о Руси:
...Краснопенная, бешеная
Тройка-птица, опомнись, куда ты?!
Героичен твой путь и трагичен,
И свят, и свинцов.

Вся русская история соткана из боли. Это очень остро передал в своей поэзии Михаил Николаевич Сопин, в которой есть такие слова: «Не познав родословную Родины, не поймёшь родословную слёз». И нельзя из истории, из памяти прожитого вычеркнуть ни дня, ни минуты, ни секунды: ибо каждому мигу есть своя цена. Память не должна умирать, ибо «человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла» (С.Алексиевич). Нужно помнить: наша история настолько наполнена болью и страданием (война, лагеря, лишения, голод), что:
«Если выйти в поле,
То будет слышно,
Как летит над ним
Молчанье душ,
Запекшихся от боли»

Трагическая судьба Михаила Сопина, переданная в его накалённой до всех возможных пределов поэзии, даёт представление о страшных мытарствах войны, лагерей, трагедии изгнанности, неприкаянности, одиночества, горькой земной юдоли.

Я был
Не по своей вине
Живой мишенью
Мёртвых пашен:
Четыре года — на войне.
Полвека —
Без вести пропавшим.

* * *
Мой крестный путь —
В пожар из-под огня.

* * *
Я — зыбкость сугробов,
Накат раскалённой волны.
Я — детская обувь
На мёртвых дорогах войны.
Я — стон измождённых
В застенках,
В рудничной пыли.
Я — вопль не рождённых
В раздавленном
Чреве
Земли.

* * *
Мне шёл одиннадцатый год,
И не моя вина,
Что не дошёл он — что его
Оборвала война.
Слепой, истошный вопль
в овсе —
Шли танки с трёх сторон.
Давили, били, рвали всех
Без всяких похорон.
На равных
Бой
И крик — ура!
Багряный след в овсе...
И насмерть бил,
как били все.
И пропадал — как все:
Стреляю. Плачу. Кровь
в зрачок.
Бью в башни, по крестам.
Но под разъездом Казачок —
От пули в бок
Устал.
Устал... Усталости конец —
Убитых братьев зов.
И пил в одиннадцать сырец
С багровою слезой.
Мне говорят:
«В стихах не плачь!»
И сразу вижу их:
Идёт со шмайссером
Палач...
«Их шиссен» — «не живи!»
А я живу. Назло врагу,
Безликости назло.
Где плохо — плачу,
Не могу,
Пред павшими в долгу.
За каждый город и село,
За каждую семью —
В лицо запретчикам смеюсь
За всех, кого смело.
Я вправе говорить за всех,
За всю «братву-славян»!
Кто, ворогу кадык сломя,
Шёл под Анадырь
В снег.
Пришёл или остался там
Без почестей и дат.
И честь, и память их свята —
Я сам из тех солдат.

* * *
Вот так и было. Тягомотно. Тошно.
Таков мой путь к Парнасу,
Вот таков:
Цинготный. Голодранный. Беспортошный.
Сквозь золотую россыпь
Тумаков.
Не снится мне:
Без роздыха, без брода
Барахтаюсь, Отчизна, наяву.
Клеймённый сын
Казнённого народа
Жив!
С кляпом в горле
Жив. Ещё живу.

Пишет Михаил Сопин о себе и своих мытарствах не ради славы, не ища сожаления, но ради того, чтобы всё это не было забыто нами:

Не скули, моя боль,
Не впервые от нас отреклись.
Не нацистам лишь только
Бросали детей на закланье —
За оградой державы
Жрал гулаговский нас реализм.
Если всё ворошить
Для рассмотров-реабилитаций...
Надо тысячу лет.
Край и общество братских могил!
Сколько нас перебито
На рынках, в подвалах, у станций,
По закону и без,
На вселенском распутье туги.
Убиенным, гонимым
Открывают вам счёт
Эти строки.
И сегодня их памяти вечной
Взметнулся мой стяг.

Поколение, несшее тяготы тех лет, отмечено глубинным светом — печали:

Ранний свет,
Глубинный свет печали —
Молчаливый
Призрак наших лиц.

Это - «Беженцы войны, Сироты красного террора», «Все стройки коммунизма» — их «дебют».

...Нас не было,
Обугленного братства.
Нас не было...

Но ещё не исчезли с лица земли раны прошедшей войны и террора — даже можно сказать, что мы их только начали открывать — как снова загремели залпы... И опять:

...Вглядитесь, вглядитесь вокруг —
Там вон дети войны,
Сиротище страны голосует
За «счастливое детство»
Культями обрубленных рук.

Что нам делать? Как пережить тяготы, ждущие нас впереди? Как выдержать все потери? И здесь следовало бы обратиться за опытом преодоления к Михаилу Сопину — то есть осмыслить склад его души, понять, с каким сердцем и мыслями он жил, претерпев всё до конца.

Иду среди скопищ и сборищ,
Глупцов и пророков.
Иду издалёка,
Бог знает, в какое далёко.
И тёмную ношу несу я,
И светлую ношу.
И друга в печали,
И недруга в скорби не брошу.
Под таинством неба иду я,
По таинству поля.
Людская неволя во мне
И Господняя воля.

* * *
Я только лгу,
Я только жалко лгу,
Когда скажу,
Что выжег в сердце веру,
Что никого любить уж не смогу,
Уйдя душой в раздумий сумрак серый.
Да, выжег, выжег,
Выжег в сердце я
Частицу чувств
И горечь с ними вместе,
Но никогда,
Ни в чём душа моя
Не жаждала для виноватых мести!
И если злополучный рок судьбы
Определит мне то, что и вначале...
Я всё равно останусь тем, кем был —
Встречая, доверяясь и печалясь.

У Михаила Сопина найдутся и поэзии, которые можно назвать своеобразными молитвами, которые чрезвычайно актуальны в сегодняшний час. Просим же и ныне, вместе с поэтом:

Век гильотинный,
Липкий,
Век железный.
Прошу, молюсь
У пропастной межи:
Останови нас, Господи,
Пред бездной,
До жатвы
До кровавой.
Удержи!

* * *
Прошу об одном лишь:
Пусть будет не поздней расплата
За слово, за немость,
За помысел тайный, за стих.
Избавь от победы,
От зависти, славы, от злата.
Пошли мне прозренье —
Прозренье до действий моих.

* * *
Не отведи
От горьких мук,
От тягостных поклаж.
Тепло моё отдай тому,
Кто в жизни без тепла.
А упаду —
Ты и тогда
На помощь к тем спеши,
Кто затерялся в городах,
Кто позабыт в глуши.
Через ненастья всей земли,
В родную сторону,
Дай Бог мне тысячи тревог,
Дай Бог мне тысячи дорог,
Сошедшихся в одну.

Не нужно забывать, что:

...Есть в запоздалом разговоре,
Есть смысл:
За каждый век и год,
Пока не выкричится в горе,
Пока не выплачется в горе,
Любя, душа не запоёт.

Сердце поэта полнится крепкой, глубинной любовью к Родине, которая - «никогда не перестаёт».
Сердца нынешних защитников Новороссии, полагаю, полнятся близкими к выраженным поэтом чувствами.

...Через вьюги,
Через поле льдистое
Посвети мне, Русь.
Я приду к тебе,
Одной-единственной,
Сердцем отзовусь.

* * *
...Я Родину свою
Вблизи, вдали
Найду без вас,
Душою, что болит —
Как у солдата отнятые руки...

* * *
...Я — как слепой
Вставал на поле боя.
Не страх
Бросал вперёд меня.
Не долг,
А невозможность
Не дышать тобою...

* * *
...Прорасту на забытых покосах,
Прошумлю в небеса
Пожелтевшим быльём,
Что любил я страну,
Где кричал безголосо
От её доброты
И печалей её.

* * *
За гонимых, за проклятых нас
Я приполз
В тебя веровать,
Родина,
Надсадив сухожилья о наст.

* * *
Да, есть страх,
Есть ответственность:
Вдруг я о чём-то забуду,
А потом обленюсь,
А в душе, в глубине — отрекусь!
В безымянных степях
Голубые глаза незабудок
Тех, с кем хлеб я делил.
Откажусь — не прощай меня, Русь.

* * *
...Я шел в ненастья той поры,
Когда страна была в ненастье
С коротким именем —
Война.
И я —
Под бомбами,
За мамой
Кричал в пространство:
"Отче наш!"
Но отче
Изгнан был из храма.
Ползли не русские кресты.
Глотали танки жизнь и версты...
И потому меня прости,
Когда завидовал я мёртвым.
Когда, казалось, сокрушён
Несокрушимый дух России —
Я припадал к земле душой
И болью
Вечно негасимой.

Дух России не сокрушён — благодаря таким подвижникам как Михаил Сопин, благодаря поколению — с ранним глубинным светом печали, благодаря памяти, которую они сохранили для нас.

* * *
Мы все равны,
Единые судьбой и болью.

Мы едины. Мы — едины! И наши сердца — да не будут беспамятны.

Ирина Корденко


Рецензии
Мда... Отказывать 40-миллионному народу в праве на собственную историю - это, по меньшей мере, большая моральная ответственность. Жаль, что автор этого эссе подкрепляет махровую демагогию цитатами из стихов Михаила Николаевича, сути которых, видимо, не понимает и не чувствует.

"Именно так происходил и доныне идёт процесс подтасовок, передёргиваний, искажений исторических фактов, самой грубой лжи" - очень верные слова применительно к данному тексту.

С сожалением,

Андрей Моисеев   31.12.2014 04:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.