Медвежьи Озёра

Медвежьи озёра — 600 лет назад так называлась обширная территория, расположенная вокруг двух больших Верхнего и Нижнего Медвежьих озёр. Принадлежала эта местность Великому князю. Позднее здесь возникла деревня, получившая своё название от местности.
Историками установлено, что словами, производными от слова «медведь», обычно обозначались места охоты. На севере Щёлковского края имеется деревня Медведково. Она тоже возникла в местности, которая была охотничьим угодьем московских князей.
В 70-х годах XIV века монах Афанасий, один из старцев московского Симонова монастыря, основанного в 1370 году, невдалеке от этих двух озёр устроил монастырёк-пустыньку Спаса Преображения. В 1382 году по соглашению с князем Симонов монастырь передал Дмитрию Донскому свое село Воскресенское Верх-Дубенское (в нашем крае на речке Дубенке — не сохранилось), а чернец Савва от имени монастыря получил от князя меновую и жалованную тарханную и несудимую грамоту на угодья, примыкающие к монастырьку.
В жалованной грамоте вся земля названа «бортной». Главным занятием жителей было бортничество, то есть добыча мёда диких пчёл. Одновременно они занимались и птицеловством. Деревни, вероятно, названы по именам крестьян-бортников, а одна принадлежала старосте Игнатию Жижневу. Это говорит о том, что деревни представляли собой подобие промыслового объединения, возглавляемого старостой. Кстати, на картах XIX века одно из селений западнее деревни Медвежьи Озёра обозначалось как «деревня Жижнева».
На смежных с монастырьком территориях жили черносошные крестьяне, и между монастырем и владельцами крестьянам происходили постоянные тяжбы. Эти Документы о судах, сохранившиеся в архивах, и донесли до нас содержание старой грамоты великого князя Дмитрия, в которой впервые упомянуты топонимы нашего края: «… А дал есмь Саве-черньцу монастырек-пустыньку … у Медвежья озера на березе (на берегу), и с озером и с Верхним, и с Нижним… деревня Пирутина, деревня Облава на Клабукове…деревня на Чюдницы и з бортью и с лесом и з болотом, и с перевесьи. А той бортный отвод: по речку по Чюдницу, да по Шолову, да по Кишкинскую сосну, да по Рекакино, да по Сидорово, да по великую дорогу старую по Переяславскую по лесную, да по дорогу по Хомутовскую по Булатникова, да по хрестец, да по Толбенева».
Многие из этих названий не дожили и до XVIII века. Но речки Чюдница и Шалова сохранились на востоке М. — Оз. Округа, а на западе от озёр остались и следы старого Хомутовского тракта (Москва-Гольяново-Оболдино-Хомутово-Богослово-Петровское), вот только старая лесная Переяславская дорога вызывает споры: то ли это будущая Стромынская дорога — Щелковское шоссе (но она ближе к озёрам, чем хомутовская), то ли Ярославская (но уж очень далека от Озёр).
Рядом с монастырем не замедлило появиться и селение, получившее по озёрам название Медвежье, а затем и полное название Медвежьи Озёра. Дорога получила название Стромынской, по основанному там прп. Сергием Радонежским монастырю (Москва-Щитниково-Медвежье-Анискино-Стромынь-Киржач).
Интересны и сами Медвежьи озера — это также группа озёр из трех разобщенных между собой водоемов (имеют особые названия Большое и Малое). Все они являются остатками бывшего здесь когда-то большого водоема, созданного талыми водами ледника. Одно из них, самое большое, округло-продолговатой формы, вытянуто с севера на юг, с зеркалом воды около 60 га. Озера имеют пологие, заболоченные берега, переходящие в обширные болота, вокруг — лесные массивы, богатые грибами и ягодами.
Эти места давно полюбили москвичи. Среди большого эпистолярного наследства юного Бориса Пастернака сохранилось письмо родителям в Европу о поездке в эти края из Райков, где они отдыхали с бабушкой летом 1907 г. «Дорогие! Только что вернулись с большой экскурсии на „Медвежьи озера“, еже есть глаголемо — место возле Щелкова. В экскурсии участвовало 12 человек и ехали на четырёх экипажах. Озеро mittelmassig (среднего размера) . Широкий вид, но несколько однообразный. Но веселье было такое, что позавидовать можно. Кушали (положим, лопали), пили, пели и катались на такой лодке, которой пользовался, вероятно, Стенька Разин. Длинная-предлинная — так что все мы прекрасно в ней расположились, несмотря на то, что лодка текла (протекала?) немилосердно. Были лучи, и вода напоминала свинцовую бумагу от чая».
Сын поэта Евгений пишет в воспоминаниях об отце: «От этой поездки сохранились фотографии Шуриного (брата Бориса) исполнения — мостки, лодка, пикник и шалости». Хорошо бы когда-нибудь скопировать эти фотографии.
О Медвежьих озёрах старожилы рассказывают, что было когда-то ещё одно озеро небольшого размера. Его слил барин из династии Бухановых, поместье которого в настоящее время занимает Агролицей. У барина был сад, липовый парк с проточными прудами для выращивания в них карасей. Буханову нравились рукотворные пруды, соединенные системой канав, с навесными каменными арками, мостами, наподобие тех, что устроил у себя в поместье его сосед в селе Алмазово. В это время к нему на постой до суда и следствия пригнали пугачёвских разбойников. Барин решил их занять полезным трудом и велел выкопать этот самый водоотводный канал, по которому слились воды озера. И озера не стало. До сего дня там заболоченные участки, а по каналу по-прежнему продолжают изливаться воды из болот Лосиного острова.
Лесная заповедная территория «Лосиный остров» находится как раз вблизи округа на водоразделе Москвы-реки и реки Клязьмы. На его территории большие болота, озера, которые подпитываются атмосферными осадками: дождями, тающими снегами. Вода в торфяниках, водоемах стекает частью на юг, а частью — на север — в сторону крупных рек, образуя ручьи, речушки и реки Яузу, Пахру.
Деревня Медвежьи Озера была достаточно большой. В Ревизских сказках 1748 г. она приписана к дворцовому селу Измайлову, и отмечено, что ранее было владением Симонова монастыря, а затем — светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, знаменитого сподвижника и военачальника Петра I, вместе с ближними деревнями Лукино и Долгинино (Долгое Ледово). Видно, после опалы и ссылки светлейшего в Березов, имения возращены в казну. Было в деревне тогда 67 душ. Интересно и то, что во владении Симонова монастыря территория эта была более 300 лет. При межевании 1767 г. оно значится, как и многие бывшие монастырские владения, в ведении Экономической коллегии и оставалась государственной до самой отмены крепостного права. К деревне приписано было 855 десятин земли, озёр, болот и лесных угодий
Как и весь край, медвежьеозерцы тоже занимались ткачеством и придорожным извозом по Стромынке. В «Экономических примечаниях к Генеральному межеванию» отмечено особо, что крестьяне селения «ткут шелковые платки, кушаки и материи» и продают их в Москве". По развитию крестьянского предпринимательства к 1796 г. селение занимало 7-е место в губернии (см. раздел «Возрождение» в ч.1. книги) . Основным промыслом было шелкоткачество.
Через 100 лет, в 1899 г., в бывшем монастырском, а потом государственном, а потом свободном селении «Медвежьи озеры» насчитывалось 98 хозяйств с 517 жителями. 223 чел. занималось промыслами. Шелкоткачество и «размотка нитей» продолжало преобладать. 17 мужчин и 100 женщин занимались этим в своем селении, а 100 мужчин и 41 женщина — на стороне. В собственности у сельского общества было 688 десятин земли (134 — пашни, 113 — покосов, 330 -лесных угодий).
При Советах во времена НЭПа (1927 г.) здесь было 95 хозяйств с 464 жителями. Только в 7 хозяйствах ещё занимались ткацким промыслом, в 1 — сапожным, в 3х домах — кузнечным, что на большой дороге, вероятно, было потомственным занятием. В то время после революционных преобразований ещё не все фабрики восстановили свое производство, поэтому работающих по заработку указано только 116. В пользовании у общества было 820 га земли (48 — усадьбы, 180 — пашни, 189 — луга, 120 — выгона, 191 — леса). В домашнем хозяйстве было 80 коров и 76 лошадей (40 чел. занимались извозом), 105 овец и 16 свиней.
На самих озёрах — База любителей-рыболовов и почитателей подводной охоты — озеро достаточно мелкое (около 2 ;3 м.), хорошо прогревается солнцем и среди зарослей водорослей хорошо нагуливают и карпы, и другое водное богатство.
Вблизи Медвежьих Озёр расположен Центр управления спутниками связи «Медвежьи озера» с громадными антеннами для управления и передачи телесигналов на спутники связи, построенный в начале спутниковой эры, в 1960-х гг.


Рецензии