О главных словах. Мысли

Есть слова, исчерпывающее значение которых невозможно определить вербально; к таким словам, выражающим самую суть человеческого бытия, несомненно, относятся «свобода», «любовь» и «счастье». Эти слова-понятия, слова-глыбы не только многозначны (в этом легко убедиться, открыв большой толковый словарь русского языка или энциклопедию), но и взаимовалентны (валентность, как известно, выражает способность элементов соединяться между собой). Причём, смысловая валентность этой троицы постоянная (есть ещё и переменная валентность). Говоря иначе, члены этой лингвистической мини-семьи не могут друг без друга, как не может, к примеру, расстаться даже на короткое время по-настоящему любящая пара. Секрет этой постоянной валентности в том, что все три слова – «любовь, свобода, счастье» выражают зачастую не подвластные  интеллекту состояния (не зря вокруг них до сих пор ведутся философские споры, разгораются нешуточные внутрисемейные, социальные конфликты, совершаются революции и даже случаются войны; когда враждующие стороны вкладывают в них свой и только свой субъективный смысл). Часто представления о любви, свободе и счастье у разных людей и разных народов носят иллюзорный характер; в этом нетрудно убедиться, бросив хотя бы беглый взгляд на всю мировую историю и отражение постоянных сильных, но неудовлетворённых потребностей в свободе, любви и счастье в произведениях литературы и искусства. Стремления к реализации данных потребностей и вызываемые ими состояния можно не столько формализовать в научных терминах, сколько почувствовать. Особенно рельефно их, прежде всего, чувственная основа ощущается на фоне лишения радости бытия, если нет ни первого, ни второго, ни третьего. Вот тут-то нас и поджидают всякие разочарования и сжимают горло страдания. Свобода без любви уныла, любовь без свободы постыла. Видя это, счастье-радость тут же растворяется, как  дым от сигареты («Любовь растаяла в тумане льдинкою, а мне оставила седую грусть» - помните эту щемящую мелодию, которую так проникновенно пел Жан Татлян?).
 
Словари дают лишь сухие определения членов нашей любимой, но такой строптивой семейки. Возьмём, к примеру, «Словарь русского языка в четырёх томах» Института русского языка АН СССР (1984 г.):

Свобода,… 1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 21 ноября.
 
Всего словарь дает 9 значений слова «свобода». Не знаю, как у вас, но у меня ассоциация свободы с необходимостью не вызывает ощущения счастья. И только в наречном образовании «свободно» просматривается намёк на чувственную подоплёку этого «сладкого слова свобода»:
3. …О чувстве свободы, непринужденности, испытываемом кем-либо.

Любовь определяется в словаре, в частности, как «чувство глубокой привязанности к кому- , чему-либо», «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола».

И, наконец, счастье…1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л.

Об обсуждаемой нами постоянной валентности понятий «любовь, свобода и счастье» в словаре ни слова, поэтому возьмём на себя смелость утверждать, что они образуют некое лишь условно разделённое на разные слова триединство, имеющее для человека высшую экзистенциальную ценность. То есть для полного счастья нам жизненно необходимы любовь и свобода, любовь к свободе и свобода в любви.

Эту неразрывную связь прекрасно чувствовали и передали нам по наследству наши большие и великие поэты и писатели.

Начнём с Александра Сергеевича: «Свободная, кипящая любовь; Я счастлив был». Русалка.

[Соня] «вся дышала счастьем и любовью с тех пор, как приехал Николай, и верная, непоколебимая любовь этой девушки радостно действовала на него».
Л. Толстой, Война и мир.

«Любовь свободна. В мире нет преграды, которая бы путь ей заступила».
Фет, Гафиз убит.

«И я мечтал, уже свободный Былой печальной суеты, В другой душе, с моею сродной, Смирить печальные мечты».
Блок, Все бесконечней, все хрустальней.
(Цит. По «Словарь русского языка», Академия наук СССР, Институт русского языка, 1984 г.)

Ну, и закончить эти субъективные рассуждения я хотел бы своим давним стихотворением,  написанным задолго до них:

НЕ ЗАМАНИТЬ ЛЮБОВЬ

Не заманить любовь ни хитростью, ни взяткой,
Слезой и жалобой ее не подкупить.
Не удержать собачьей мертвой хваткой,
Умершую вовек не воскресить.

Она живет, как вольный ветер в поле,
Журчит весенней талою водой,
Звучит, как песня, о завидной доле
Всего прекрасного под сведущей луной.

С ней слиться бы, обнять весь мир огромный,
Добыть нектар лирической строки
И слушать рокот океана ровный
Под музыку вселенскую тоски.

4 февраля 2012 г.


Рецензии