Половецкое прощание

То ли гор гряда, то ли так – туман,
уходи туда, расстаёмся, брат.
Я себе кыпчак, ты себе куман,
все мы половцы – вон до тех Карпат.

Скрип кибиточный , разделённый путь –
разделяли путь, путь разделит нас.
По-фарси «кам-кам», по-руси «чуть-чуть»,
а якбы нэ бас, то свынэй бы пас.

Привидения синих горных пасм,
но нигде не я, только ты один,
пусть сердечный криз, пусть сосудов спазм,
билый дын-дын-дын, жынко, кыдай в гын!   

Славен в Персии старый город Решт.
По-румынски «решт» - что царёв «опричь»,
ну а hарф-э зэшт – тут же зир-э пэшт
(слово грубое – под сырой кирпич).

И ослам: «Салам!», и волкам – wel come.
Пробежит салют по чужим полкам:
я ж и твой язык понимам кам-кам,
hарф занам кам-кам, мигуям кам-кам.

И в шатру – тряпьё, и в степу – репьё,
навить А та Бэ гэть нэ вывчылы,
mais je te comprends un tout petit peux,
я всемирный ведь, я отзывчивый. 

Я ж беседовал – просто hарф задам,
Я ж до рэшточки, просто дочиста.
Я ж вам всем задам по крутым задам:
если просится  – значит, хочется.

И тебя люблю, блудню лакому,
как на барышню зявит глаз босяк.
Я ж по-своему, я ж по-всякому,
я ж по-нашему, я ж и так и сяк.

Грай, музыко, грай, край ми сэрцэ вкрай,
ты ж годуешься человечиной.
За «консенсусом» чередом «раздрай» –
это твой жаргон, Мишка Меченый.

То ли ночь бела, то ли пала мгла,
то ли чачу пьёт вождь-отец в Москве –
ах ты, кумушка, рассуди дела!
– Не судить мне вас, ромалэ чавэ!


Рецензии
Да. точно - такое смешение кровей и языков по этим степям...
Но были вместе. А теперь - поди, разбери эти идентичности.
Разбери то, что разбередили.

Ирина Дмитроченкова   20.03.2016 23:10     Заявить о нарушении
Пафос этого текста - понимание.

Дмитрий Каратеев   21.03.2016 01:42   Заявить о нарушении
Дмитрий, а где у Вас про Мандельштама? Я начала читать, тоже жуть как интересно, но потеряла. Киньте, пжлст, ссылочку на Ваш анализ.

Про половцев я как раз сейчас думаю.
Есть такой регион - Прихоперье, там бы боремся против того, что хищники пришли никель добывать на исконных землях казачьего Присуда. Вот история заселения этой территории - у меня есть предположения, что в этой медвежьей глуши сохранилось автохтонное население, с вкраплениями. Очень интересно

Ирина Дмитроченкова   21.03.2016 13:13   Заявить о нарушении
Вот ещё о половцах. Из нашего с Конст. Могильником романа "Весна египетская"
Достал Али из того самого футляра компьютер компактный японский, с японского пинчера ростом… Помнится, вечером как-то в Луксоре сидели так вот на улице в открытой кофейне и в этот самый японский слова заносили. Вокруг толпа вращается, в целом соответствующая добросердечной Саидовой оценке, и вдруг японец одинокий, не то кореец, самурай, бля, пеший по пешему чешет, потерянный такой, как инопланетянин. Или просто как будто в пустыне заблудился. И видит внезапно японец компьютер, оживает мгновенно, глаз уголки осмысленной слёзкой сверкают, всё вернулось - и жизнь, и любовь! Знаешь, как хан половецкий травку емшан покурил, или даже просто понюхал? Не знаешь, это понятно, а непонятно, откуда я знаю. Непонятно, но уже привычно. Слушай сюда.

Легенда о емшане

Такой народ водился когда-то в наших степях - наших, в смысле ваших, ныне восточнославянских, - половцы. С предками нашими (тут уж точно нашими) воевали, но и торговали, и смешивались, и вообще, Витяй, не исключено, что среди этих самых предков тоже половцев навалом. Почему «опять какие-то крокодилы»? Я ему серьёзный исторический эпизод, а он только и знает про своё хищничество и пресмыкательство. Ну, не без того, были они нрава отчасти крокодильского. Налетят, разорят, поубивают, поимеют - и домой. Опять тихие, опять скромные, овечек стригут. Лошадок в ночное водят. И поют, и пляшут. Как в опере «Князь Игорь». И так до следующего набега. Ну, эти набеги, в конце концов, наших славянских предков достали. И князь Владимир Мономах так этих половцев отзвездовал, что главный хан с Донца убежал на Кавказ. И скрывался там среди чеченских боевиков, а точнее сказать, в Абхазии. Море, фрукты, климат мягчайший, сам понимаешь, всесоюзная здравница. Шашлыки, чебуреки каждый день, Эркацители там, Киндзмараули, а в степях - там что? Одни суслики с хомяками, половецкий деликатес, волкu позорные, лисицы брехливые. Потому брехливые, что брешут на червлёные щиты, съел? Опять же ветер, зимой буран заметает, летом засуха почти как тут - короче, непросто там выжить. А в Абхазии хану нравится, на солнышке хан плавится, в море купается, виноградом окормляется, с дэвушками забавляется - в общем, оздоровляется. И акцент у него кавказский пастэпэнно паявляется. Так проходят двадцать лет. Проходят - и вдруг нашего славного князя Владимира Мономаха не стаёт. Пишет он своё знаменитое завещание («Як умру, то поховайте», знаешь) - и не становится его больше. А значит, снова - русским лажа, половцам шара. Оживают как тараканы, к новому набегу в открытую готовятся, старого хана домой зовут. Приехали к нему делегацией в Сочи-Гагры, смотрят - сидит пахан в папахе, винцо сосёт, чебурек жуёт, Родину забыл. Ему про родные степи, про журавлей на берёзках, а он, падло:
- Чого я там не бачив? - да ещё подчёркнуто с кавказским акцентом.
Значит, не дрогнуло сердце. Тогда командированные ему хором песню народную спели «Ой, ты степь да степь широкая» и половецкие пляски из «Князя Игоря» исполнили - куда там!
- Э-э, хлопцы, у нас на Кавказе и пляшут ритмичнее, и поют музычнее, и голоса зычнее.
Опять не дрогнуло. И тогда, как последнее средство, специальный уполномоченный вручил хану пучок емшану, травы степной. А кто из половцев емшан покурит, у того пробуждается тут же такая, как один галичанин сказал, «несамовита національна самосвідоміcть», что не успел хан даже затянуться, только понюхал родную травку, - и дрогнуло сердце, и слеза патриотическая его прошибла. Скинул папаху, взлетел на коня, свистнул - и умчался домой, в дикое поле. И кончилось это для нас, конечно, плохо.

Но рациональное зерно рассказа не в этом, а в том, что если бы ты, Витёк, или кто другой, привёз бы мне чего-нибудь такого о Родине возбудительного, - но ты не привезёшь, да, может быть, и нету теперь ничего такого. Хотя Украина, это точно, страна запахов, всё там густо, жирно, чернозёмно - живёшь, как в борще купаешься. А здесь - точно сухую сауну принимаешь.

Дмитрий Каратеев   21.03.2016 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.