про бабушку

Бабушку мою в ещё детстве мать отправила менять отрез ткани на картошку. Дала санки и отдела потеплее.

Дальний восток, зима, холодно. Бабушке моей лет 13-14. Посёлок где жили зажиточные в 60 километрах от того места, где жила бабушка с семьёй. То место называется ХЭС.

Идти долго. На середине пути зимовье стоит, где можно обогреться, отдохнуть или пургу переждать. Под вечер путники собираются там.

Народ разный: и местные, и пришлые, кто бежал от советской власти в глушь.

Вот под вечер дошла она к зимовью, притулилась у печи. Погрызла сухарь попила воды талой, благо снега полно.

Рядом дядечка. А ребёнок он опасности не знает, мир познает. И завелся разговор кто, да откуда, да куда.

-дяденька, мы вот вместе ночь коротаем, разговариваем. Значит мы друзья?

- почему и нет? Ты ко мне с открытой душой и я к тебе.

- а дружба это чтоб всегда? Чтоб каждый день?

- так то оно так. Друг он, понимаешь, внутри. Вот есть у меня друг Николай, сидит сейчас. Уже лет пять не виделись. Я ему папирос отправляю, заварки. Писем не пишем, читают их там, да и неграмотный я. А так, мы с ним с детства. Когда были как ты сейчас, он меня из под паровоза вытащил. Я испугался тогда, сдвинуться не могу, а эта громадина летит и пар кругом. Колька как заорет, меня за ногу схватил и тащит. Потом стоим с ним, у него сопли на морде, ботинок один на путях оставил и орет на меня. А я смеюсь как дурак на именинах. Так и что ты думаешь, не вижу его так и друга у меня нет?

- есть, дяденька!

- дружба, дочка, это как счастье. Оно ж не как дым по долине. Накрыло и везде есть. Отец вот мой, царствие ему небесное, перед империалистической меня на шее до вокзала нес, с Зиной - душой моей ненаглядной как-то сутки из постели ( впрочем мала ты ещё). Или вот дитя народилось и тебе его в руки как перышко положили. Эти вот крупицы в кисет свой сложишь и несешь, и в этом счастье твоё.

- и я тоже крупица?

- теперь и ты, малая, моя крупица. Ну, ляжь поспи, чать завтра опять в дорогу.

Бабушка моя дошла, обменяла как положено и вернулась домой. Её мужа - моего деда, звали Николай Лисица, у них родились дети. Мой дядя, моя тётя и моя мама.

За исключением диалога я описал то, что случилось с бабушкой, как рассказала мне она сама.
Рассказ посвящён всем моим крупицам и друзьям, которые иногда молчат, но они есть внутри.


Рецензии