Юбилей Плёса - мемуары
Плёс – старинный русский город, расположенный на живописном правом берегу Волги и в устье симпатичной речки Шохонки отмечает свой славный юбилей!
Как можно усидеть дома в этот солнечный июльский день – и наша семья снова «на колёсах» - мы с мужем, сын и девушка-попутчица!.. Мы едем на праздник, посвящённый 600-летию Плёса, основанного московским князем Василием I – сыном святого князя Дмитрия Донского…
Быстро пролетело время за приятным разговором об истории Руси, красотах Волги, живописи Левитана... И вот плёсские просторы… Конечно, на этой древней земле поселение финно-угорских и славянских племён было на несколько веков раньше, чем образовался город Плёс (это подтверждено и археологическими исследованиями). По мнению краеведов и старожилов, местность возле Плёса называлась «Чувиль» или «Птичье царство»… Но современное летоисчисление города ведётся с того момента, когда князем Василием Дмитриевичем была заложена крепость на высоком правом берегу Волги и дан приказ: «рубити град Плесо».
Живописный Плёс обаял сразу, хотя мне приходилось бывать в этом городе и раньше. Но в этот день он поразил своей новизной, чистотой улиц, и необыкновенностью благолепного отношения к своей истории – истории России!
Празднования в честь юбилея открылись Божественной литургией в Успенском соборе, который находится на вершине Соборной горы. В старинном каменном, композиционно напоминающим «корабль», храме в этот день звучали молитвы в честь основателей города. Воскресная церковная служба завершилось крестным ходом и освящением памятника князю Василию Дмитриевичу, повелевшему возвести крепость, защищенную глубокими рвами и земляными валами, которые остались и до настоящего времени.
Современный монумент – это точная копия памятника великому князю, который был создан московским скульптором Сергеем Семёновичем Алёшиным к пятисотлетию Плёса. Пресса начала прошлого века сообщает: «Памятник представляет из себя тёмную гранитную колонну, поставленную на пьедестал из красного песчаника. На колонне стоит бюст Василия I из белого итальянского мрамора…Памятник – далеко не грандиозен; да, нам кажется, и не в этом заключается его значение. Он дорог сам по себе, как напоминание о днях былого»…
Празднования юбилея Плёса продолжилось торжественным собранием, на котором присутствовали официальные лица и гости города-юбиляра. Был дан праздничный концерт артистов вокального и разговорного жанров.
Интересным и красочным, втягивающим зрителей в театрализованное представление, оказалось шествие от Соборной горы к плёсской набережной. Здесь словно переплелись воедино все времена и герои – православные витязи и татарские богатыри, гусары в киверах и прекрасные дамы с веерами... Возглавил театрализованное действо гренадёрский полковой оркестр – костюмированное шествие завершилось на набережной... На живописном берегу Волги также зрителей порадовала захватывающая развлекательная программа с участием русских богатырей и татарских батыров – победила дружба!
Любопытно было посетить и Петровскую ярмарку «Покупайте Российское»! Здесь представилась возможность купить одежды изо льна, трикотажа, домашнего текстиля, головные уборы... И, конечно, мёд – незаменимый продукт для лечения и профилактики болезней. Особенно привлекла внимание цветочная пыльца – совершенно различная по своей окраске, собранная с разных природных источников. Нам понравились эти мёдопродукты, тем более мёд можно было попробовать, и мы для своей семьи приобрели это золотистое чудо природы – мёд и цветочную пыльцу!
Порадовала, конечно, и Волга! Какие замечательные пейзажи можно увидеть в древнем Плёсе! Не просто так художник Исаак Ильич Левитан облюбовал это красивейшее место для своих обворожительных работ!.. И по набережной реки мы направляемся к Дому – музею Левитана, любуясь красотами русской реки Волги, зелёными от июльской листвы и трав речными берегами, слаженной архитектурой старинных купеческих особняков…
По набережной Волги прогуливаются так же, как и мы, небольшие группы молодых и пожилых людей, и семейные пары... И где же можно увидеть потомков истинной русской интеллигенции, как не на празднике в Плёсе!.. Вот и Бальмонты – потомки славного Бальмонтовского рода – Михаил Юрьевич с семейством!.. Приятно… как будто душой соприкоснулись с поэзией серебряного века – Константина Дмитриевича Бальмонта…
Рассматривая старинные постройки в стиле классицизма – особняки купцов Грошевых, Смирновых, Подгорновых, усадьбу дворян Моисеевых, подходим к месту впадения реки Шохонки в Волгу... Постояв немного на мосту через бегущие речные воды Шохонки, насладившись картинами плёсской природы, мы направляемся к скульптуре Исаака Ильича Левитана, прославившего своими пейзажами красивый волжский городок.
Памятник живописцу был установлен в 1974 году недалеко от музея Левитана. Автор этого изваяния – Николай Васильевич Дыдыкин – русский скульптор, уроженец известного всем любителям лаковой миниатюры – посёлка Палеха. В изображении ваятеля пейзажист Левитан, держа в одной руке палитру, а другую руку, прижимая к своей груди, смотрит на Волгу, текущую в своем неповторимом изгибе, любуясь то плавностью водной глади, то лёгкостью волны от набегающего северного ветра… Красавица - Волга покорила сердце живописца, который посвятил ей свои полотна: «На Волге», «Свежий ветер. Волга», «Вечер на Волге».
Рядом с памятником – Дом-музей Исаака Ильича Левитана, основанный в бывшем особняке купца Андрея Ивановича Солодовникова, где снимали комнаты в мезонине великий пейзажист и его друзья – художники Алексей Степанович Степанов и Софья Петровна Кувшинникова.
Осмотрев два экспозиционных зала музея, посвящённых творчеству мастеров живописи, мы осторожно поднимаемся по узенькой лесенке на второй этаж – в мезонин. Здесь находятся мемориальные комнаты, в одной из них – с видом на Волгу жили Исаак Ильич и Алексей Степанович, в другой – на противоположной стороне – Софья Петровна. Вот и личные вещи Левитана – этюдник, ягдташ и мольберт.
Соприкоснувшись с тёплотой ауры мезонина, мы возвращаемся в экспозиционные залы и еще раз любуемся шедеврами живописи. Я внимательно рассматриваю «Крымский пейзаж» Левитана с видом на Чёрное море и очертания Аю-Дага, и медленно в моём воображении проплывают картины детства – пенные гребни волн, стройные кипарисы, отточенные морскими водами прибрежные камушки…
И прежде, чем выйти из стен музея, мы подходим к скульптурному портрету Левитана работы Григория Петровича Гутмана, и мысленно говорим: «До свиданья!», - талантливому художнику, создавшему свои удивительные «пейзажи настроения»…
Пройдя немного по набережной, мы останавливаемся у стен особняка, принадлежавшего в прошлом купцам Ксенофонту Максимовичу Грошеву и Петру Александровичу Подгорнову, здесь разместился во всей своей красе Музей пейзажа.
Тихонечко проходим в первый зал - многоликая русская природа покоряет гармонией красок в полотнах Ивана Ивановича Шишкина, Алексея Кондратьевича Саврасова, Руфина Гавриловича Судковского…
Художники – передвижники также широко представлены во втором зале музея – Василий Дмитриевич Поленов, Николай Никанорович Дубовский, Николай Александрович Ярошенко… Мы с интересом рассматриваем работы живописцев... Лирическая прелесть зимней русской природы с чувством отображена в полотне пейзажиста Александра Александровича Киселёва – активного участника передвижных художественных выставок, профессора Петербургской Академии художеств. Поэзия души светится и в заснеженных кронах деревьев, освещённых лучом солнца, и в блеске речного льда, и в бело-голубом покрове снега…
В следующих залах музея экспонируются картины мастеров живописи, связанных с объединением рубежа XIX–XX веков - «Союзом русских художников» - Станислава Юлиановича Жуковского, Леонида Викторовича Туржанского, Николая Александровича Клодта, Василия Васильевича Переплётчикова…
К юбилею города в музее была широко представлена выставка советского художника Аркадия Александровича Пластова, здесь мы увидели около шестидесяти подлинных работ живописца, а также его личные вещи и архивный материал.
Покорила своей необычностью и экспозиция картин Жакомо Де Пасса (Франция, Италия), особенно, его утончённые картины - «Девушка с лилиями», «Голубая бабочка», «Кошки одиночества» и «Скрипки забвения»…
В Музее пейзажа у полотен живописцев можно стоять в восхищении бесконечно, даже и этот купеческий особняк, вместивший шедевры творчества, – тоже художественная ценность – он запечатлён на картине Исаака Ильича Левитана «Вечер. Золотой Плёс»…
Но, к сожалению, июльский день не бесконечен… вечереет... И, покинув стены Музея пейзажа, мы подошли к берегу Волги – к скульптуре «Дачница», установленной к торжеству Плёса. Авторы этого изваяния - скульпторы из творческого объединения «Кредо», изобразили молодую девушку – дачницу в лёгком платье и миленькой шляпке, которая любуется сквозь мольберт красотами Волги.
Мы присели на скамеечку возле монументальной дачницы, созерцая мирное течение русской реки, сфотографировались в рамке мольберта на фоне роскошной природы и пошли к лоточкам, где местные жители предлагают купить вкусных копчёных лещей – щедрые дары Волги...
А древняя река Ра в своём спокойном течении манила в священные голубоватые воды, и, нам ничего не оставалось делать – как пойти на плёсский пляж, и поплескаться в тёплых июльских водах… Счастливые… от купания в живописной могучей реке, мы попрощались с гостеприимным городом Плёсом, «Птичьим царством», где можно при желании приобрести для себя керамическую «чувильку» - свистульку, звучащую сквозь века: «Чувиль – Навиль, виль, виль, виль!», связывая нас – потомков с душами наших древних предков!
Свидетельство о публикации №114113006792
