Календарь поэзии. 30 ноября

Сегодня день памяти Алексея Хвостенко.

Алексей Львович Хвостенко

Родился: 14 ноября 1940 г., Свердловск, СССР
Умер: 30 ноября 2004 г., Москва, РФ

БИОГРАФИЯ

Алексей Львович Хвостенко— российский поэт-авангардист, автор песен, художник, (известный как "Хвост") родился 14 ноября 1940 года в Свердловске. Его дед, Василий Васильевич Хвостенко, ещё до революции перебрался в Англию. После возвращения в Советскую Россию был расстрелян. Отец Алексея Хвостенко был поэтом и переводчиком, мать умерла рано, он ее практически не помнил. После войны они с отцом перебрались в Ленинград, где Алексей учился в английской спецшколе. Ему было 18 лет, когда отец умер и Алексей остался один. Он вел жизнь битника (его даже считают первым русским хиппи), образ жизни которого не предполагал постоянной работы. Хвостенко два раза арестовывали за тунеядство, но до суда дело не доходило, два раза его отправляли в психиатрическую больницу - в первый раз на месяц, а второй раз он полгода провел в Ленинградской областной психиатрической больнице. Иногда органы внутренних дел обязывали его устраиваться на работу, но все обычно заканчивалось увольнением. Он работал в зоопарке, в Большом драматическом театре (БДТ) художником по рекламе, художником в Обществе слепых и т. д.

Алексей Хвостенко был одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где собирался цвет ленинградской богемы и назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с поэтом, метафизиком и эзотериком Анри Волохонским, который стал его другом и соавтором многих его песен и пьес.
В этот период он общался по большей части с поэтами-шестидесятниками, джазовыми музыкантами и другими представителями художественной богемы. Писал стихи, которые в отдельных случаях ложились на музыку и быстро становились частью городского фольклора.

В начале 1960-х гг. Хвостенко увлекся живописью и современным искусством, учился в Высшей школе искусств, затем, решив стать режиссером, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), на курс знаменитого режиссера и художника Николая Акимова.
В 1963 г. Алексей Хвостенко создал литературную группу "Верпа", девиз которой был взят из "Телемского Аббатства" Рабле: "Каждый делает, что хочет".
В 1965 г. он опубликовал в самиздате свою первую книгу "Подозритель". В 1966 г. вошел в содружество "Хеленуктов".

В 1968 г. Хвостенко женился на москвичке Алисе Тиле и переехал в Москву, став активным деятелем столичного художественного андеграунда. В Москве он создает минималистскую поэму "Я живу в Измайловском зверинце", пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни.

Обвинив поэта в тунеядстве, власти предложили ему либо высылку из страны, либо арест. Хвостенко выбрал первое и в 1977 г. эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где продолжал заниматься главным образом изобразительным искусством, издавал самиздатовским способом стихи, исполнял их под гитару, ставил спектакли, занимался рекламой, организацией выставок в сквотах (заброшенных помещениях, часто нелегально заселяемых творческой богемой). Он устраивал в сквотах театральные постановки, даже поставил пьесу Горького "На дне", превратив ее в мюзикл, в котором сам играл Луку и пел.
Вместе с Владимиром Марамзиным стал издавать журнал "Эхо".

В конце 1970-х гг. Алексей Хвостенко выпустил в Лондоне пластинку "Прощание со степью", в 1981 г. записал альбом "Последняя малина".

На родине Хвоста вспомнили лишь в конце 1980-х гг., когда на экраны вышел фильм Сергея Соловьева "АССА", где в исполнении Бориса Гребенщикова прозвучала песня "Рай", более известная как "Город золотой" или "Под небом голубым", которая вскоре стала одним из главных рок-н-ролльных гимнов того времени. Эта песня стала самой знаменитой песней Алексея Хвостенко, несмотря на то, что он был всего лишь ее первым исполнителем. Песня была написана на стихи Анри Волохонского, а музыка позаимствована у средневекового итальянского лютниста Франческо да Милано.

В 1989 г. Хостенко снялся вместе с группой "Митьки" в фильме "Митьки в Париже".
В декабре 1990 г. он, впервые после долгого перерыва, вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов группы "АукцЫон" (один из них позднее был издан под названием "Верпования").
В 1991 г. в Москве и в Париже вышел сборник его стихов "Черный квадрат".
С середины 1990-х гг. Алексей Хвостенко выступал с концертами и выпускал альбомы в России. В частности, он записал несколько альбомов с группой "АукцЫон", в том числе альбом на стихи Велимира Хлебникова "Жилец Вершин" и альбом "Чайник вина".

Во второй половине 1990-х гг. Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб "Symposion", в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет.

Осенью 1997 г. он записал в Нью-Йорке альбом "Завтра потоп", в котором ряд его песен звучит в джазовой аранжировке.
Хвостенко написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волохонским, ему принадлежат стихи "Ах, Александр Исаевич...", "Хочу лежать с любимой рядом...", "На турецкий выходит берег Соханевич молодой..." и др.

Самыми удачными своими работами он считал альбомы, сделанные с группой "АукцЫон" и с саксофонистом Анатолием Герасимовым.
Издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1982), "Чайник вина" (1992), "Жилец вершин" (1995), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы" (1997), "Завтра потоп" (2000), "Верпования" (2001), "Репетиция" (2002), "Последняя малина" (2004).

Алексей Хвостенко - автор книг "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия".

В 2003 г. Хвост провел несколько концертов в Москве и Петербурге, записал совместно с группой deГЕНЕРАТОРs диск "Могила-live", выступил дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове.
Летом 2003 г. Алексей Хвостенко направил президенту России письмо с просьбой о предоставлении российского гражданства, и его просьба была удовлетворена.
21 января 2004 г. в Париже поэту был вручен российский паспорт с именным указом, текст которого был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным.
После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами. Он выпустил в Москве один за другим музыкальные альбомы, печатал свои тексты, концертировал сольно и в компании с молодыми музыкантами.

В апреле 2004 г. Хвостенко выступил на VIII фестивале "S.K.I.F." в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы deГЕНЕРАТОРs, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием "Рай" (с ними же), занимался подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов.
На декабрь 2004 г. была запланирована серия концертов Алексея Хвостенко и выставка картин и скульптур "Колесо времени" в ЦДХ на Крымском Валу (открылась 7 декабря 2004 г.).

В последних числах ноября Алексей приехал в Москву. Здесь он почувствовал себя плохо, был госпитализирован в 61-ю больницу Москвы с диагнозом воспаление легких. Начался отек легких, который повлек остановку сердца.
Скончался Алексей Хвостенко 30 ноября 2004 г. Похоронен в Москве на Перепеченском кладбище.

**

ПРОЩАЛЬНЫЙ МАРШ

До крайности прощанья
Текут секунды злости
Как будто от себя
К себе уходишь в гости
Под грохот барабана
Серебряная флейта
Выходит из себя
На градус Фаренгейта
 
По Цельсию Европы
Подруга Архимеду
Оговорив себя
К себе идет по следу
Того гляди - копыта
Сиятельного звука
Навьючат на себя
Квартет башибузука
 
И вот уже оркестр
Из меди выдув скуку
Помножит для себя
На грамоту разлуку
И вот опять оркестр
Опять трубя разлуку
Из грома для себя
Себе протянет руку.

**

 Катулл
           Саше Дрючину
 
Люблю и ненавижу. Далеко
Стоит прохлада северного лета
Проплывшей тучи выпив молоко
Я пьян судьбою первого поэта
 
Люблю и ненавижу. В самый раз
Остаться здесь, развеяв пыль дороги
Смотрю на небо, день уже погас
И вечер ночи удлиняет ноги
 
Дождусь утра. Сквозь тонкое стекло
Мерещится легко и обозримо
Летящего пространства волокно
И слышен голос будущего Рима
 
Люблю и ненавижу. Этот звон
Из конуры мне цербер лает хлебный
Уж тьму столетий вижу тот же сон
И пью его настой целебный
 
Открою дверь и жажду утолю
Глоток с похмелья опрокинув света
Пою я, ненавижу и люблю
Терплю покой последнего поэта
                июль, 97
                Колд Спринг
**


Рецензии
Почему народ молчит??? Хоть бы покритиковали стиши...

Единомышьленники   01.12.2014 20:55     Заявить о нарушении