Печальная сказка

В соседних квартирах жили Огромный и Коварный.
У каждого были дети приёмные. Каждый их вырастил. Коварный своих детей держал при себе, не желая делить имущество, а у Огромного дети попросили свободы. Дал Огромный свободу каждому, собрал для каждого шансы и отпустил, предупредив, чтобы осторожны были с Коварным. Коварный, как всегда, подслушивал через стакан у стенки. Ловил выходящих, и
предлагал присоединиться к его бизнесу. Кто пошёл своим путём, кто вложил свои шансы в бизнес Коварного  (осторожно, помня о наказе Огромного), а одно дитя спрятало шансы в загашник и вернулось к Огромному: «Ой, что ж делать-то? Потерялись шансы... Как же ж жить-то теперь?». Огромный опять дал шансы и отпустил на свободу. «Прокатило раз, прокатит и второй»,  – подумало хитрое Дитя, и снова с плачем явилось к Огромному, опять получать шансы... Так повторялось несколько раз, пока однажды Огромный не отказался спонсировать вечно ноющего отпрыска. Тогда Дитя побежало к соседу и пожаловалось на Огромного. Коварный, почуяв для себя возможность наконец попортить кровь хоть кому-нибудь, ответил: «Ты, дитя, поистине Великое! Ты столько раз сумело пощипать Огромного, а он, как наивный, всё открывал для тебя карман. Отдайся мне... я тебя обеспечу на всю оставшуюся жизнь. Мы вместе станем манипулировать этим недотёпой. Только говори так, как я тебя научу». Так и сталось. Дитя бегало по двору и орало во все лёгкие: «Я – Великое Дитя!», тем временем отдаваясь Коварному раз за разом. Пока не забеременело. Обещания продолжались. «Я женюсь на тебе... не бойся, только роди!».
Ребёнок родился болезненным с врождёнными патологиями. Но Коварный вдруг странно себя повёл: «Обещать и жениться – разные вещи. В конце концов, ты не из моего клана. У тебя есть семья, пусть она и лечит твоё чадо». А тут ещё беда – все шансы, припрятанные на чёрный день кто-то стащил. Обнесли беднягу по полной. Несчастное создание стало на весь двор кричать под окнами Огромного: «Ты, Огромный.... я – Великий... это ты виноват в том, что у меня жизнь не сложилась, а теперь ещё и ребёнок болен. Ты обязан заплатить мне за мои страдания!». А у Огромного семья и без того не маленькая. Подкармливал он конечно непутёвое свое дитятко, но не мог не замечать, как злоба и зависть всё чаще становились единственным ответом на помощь, и уже начинали пачкать внутренний мир, не смотря ни на что, не ставшего ему чужим, дитяти.


И однажды случилось так, что душа неблагодарного решила уйти из тела, чтобы найти себе другое, вернувшись в дом Огромного…А Великий метался по двору, выпрашивая у всех подряд хоть щепотку души, но почему-то именно ею не хотел никто делиться.
      2014

Анализ произведения «Печальная сказка»
Жанр и композиция
Произведение представляет собой современную притчу с элементами аллегории. Композиционно текст построен как последовательное повествование с нарастанием драматизма.
Основные темы
Тема воспитания и ответственности за взращённое поколение
Проблема благодарности и человеческой неблагодарности
Противостояние добра и зла, наивности и коварства
Тема манипуляции и использования других людей
Образная система
Огромный — символ доброты, щедрости и наивности.
Коварный — воплощение зла, хитрости и манипулятивности.
Дитя — образ неблагодарного человека, готового использовать других ради собственной выгоды.
Символика
Шансы — метафора возможностей, которые даются человеку
Душа — символ нравственной чистоты и морального выбора
Бизнес Коварного — аллегория порочных путей достижения целей
Проблематика
Произведение поднимает острые социальные проблемы:
Проблема морального выбора
Вопрос ответственности за свои поступки
Тема манипуляции и использования других людей
Проблема благодарности и признательности
Основная идея
Автор показывает, как человеческая неблагодарность и желание манипулировать другими могут привести к духовной гибели. Произведение учит тому, что доброта не должна быть слепой, а щедрость — безрассудной. История также демонстрирует, что зло всегда стремится воспользоваться чужой добротой, превращая её в инструмент манипуляции.
Финал произведения подчёркивает идею о том, что душа, запятнанная злобой и неблагодарностью, теряет способность к духовному развитию и отвергается окружающими.


Рецензии