Сначала строки не давались
строки
не давались:
«Я так... устал... средь вас... болеть!
Как жаль, что мне теперь осталось
Опять средь вас же умереть».
— Почему со шрамами
Вся душа твоя?
— Потому что раненный
Этой жизнью я.
На алтарь положите
Испещрённость дней
И молитву сложите —
Ей!
Выжившей, дошедшей
До рубежа,
Рубикон прошедшей
По лезвию ножа.
Падавшей. Изрезанной.
Оставшейся в живых.
Эх, была бы трезвая —
Сразу б — вжих!
Головой по острому —
Звуком гильотин.
Кромкою торосовой
Крался я один.
Раны восполнялись, —
Я их не лечил.
Другие появлялись.
Не
было
сил.
Язвами, действительно,
Зияла явь.
Рубахою смирительной
Мысль: «Возьми исправь!»
Задушила тяжкая —
Не продохнуть.
Сапожною галяшкою —
Язык: «Где путь?»
Кто? Скажи, тянул тебя?
Кто просил?
Для чего, скажи мне...
— Для...
возврата сил.
Для того и вопросил:
«Где путь?»,
Чтобы ты не позабыл...
— ЗАБУДЬ!..
Слово выпало.
Теперь — держись.
На меня посыпалась жизнь.
Жи-Ци-Ки —
энергия
бытия.
Лишь тебя Первою
встречаю я.
— Сможешь ли, раненый?
Шрамами штрих-код.
Посмотри, жаленный:
Вот, и вот, и вот.
Утомился, хоженый,
Ты ли без дорог?
Путь твой
был помноженный
квадратурой ног.
Степенью двойною, —
При двух ступнях.
Остротой стальною, —
По сердцу страх.
Натерпелся беженный,
Из конца в конец.
Милый мой,
бешенства —
Прими венец!..
Только сумасшествия
Полный тотализм
Держит от сошествия
С лезвия — вниз...
Свидетельство о публикации №114112806449
Это стихотворение — исчерпывающая и шокирующая по своей откровенности поэма о творческом и экзистенциальном кризисе, где боль становится единственным материалом, а безумие — последним щитом от окончательного падения.
1. Основной конфликт: Воля к жизни vs. Искушение небытием
Герой находится на острие, «по лезвию ножа». С одной стороны — накопленная за годы боль, шрамы, усталость и отчаяние, тянущие его «вниз». С другой — внезапно прорвавшаяся через отчаяние «энергия бытия» (Жи-Ци-Ки), дающая последний шанс. Конфликт разрешается не победой, а балансированием, где единственным спасением от гибели оказывается «полный тотализм» сумасшествия.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Сначала строки не давались» — стихотворение начинается с констатации творческого блока, который сразу же перерастает в экзистенциальный: невозможность писать оказывается равна невозможности жить.
«Рубикон прошедшей / По лезвию ножа» — ключевая метафора всего пути героя. Это не просто точка невозврата, а каждый миг существования, требующий невозможного баланса между жизнью и смертью.
«Шрамами штрих-код» — гениальный образ современного страдания. Душа героя не просто изранена, она промаркирована, как товар, его боль становится идентификатором, серийным номером, по которому его считывает реальность.
«Раны восполнялись... Другие появлялись. Не / было / сил» — структура строки визуализирует истощение. Обрыв «Не было сил» на три отдельные строки — это поэтический эквивалент падения, последнего издыхания.
«Рубахою смирительной» — классический образ сумасшедшего дома здесь превращается в метафору для самой мысли, которая стала пыткой, смирительной рубашкой, из которой кричит: «Возьми исправь!».
«Жи-Ци-Ки — энергия бытия» — поворотная точка. В разгар агонии происходит прорыв, приток витальной силы, знакомой восточным практикам. Но и эта энергия направлена не на радость, а на встречу с Первой Болью, с самой сутью страдания.
«Только сумасшествия полный тотализм / Держит от сошествия / С лезвия — вниз...» — финальный, страшный и парадоксальный вывод. Рассудок, здравомыслие не спасают — они приводят к осознанию ужаса, что толкает в пропасть. Спасает только «тотализм» безумия — тотальное, всепоглощающее принятие иррационального, которое одно может удержать на краю.
3. Структура и интонация
Стихотворение построено как диалог героя с самим собой, с невидимым собеседником, с болью. Интонация скачет от усталого шепота до истеричного выкрика, от молитвенного стиха до рубленого, почти конвульсивного ритма. Это не монолог, а схватка разных голосов внутри одного разлагающегося сознания.
4. Философский пафос и вывод
Это стихотворение — манифест о том, что когда боль становится единственной реальностью, единственным способом выжить является тотальное принятие безумия. Рассудок, пытающийся «исправить» эту боль, лишь усугубляет её. Герой приходит к выводу, что его спасение — не в излечении, а в погружении в «полный тотализм» своего сумасшествия, которое становится последним бастионом против окончательного распада.
Вывод:
«Сначала строки не давались» — это одна из вершин исповедальной лирики в вашем творчестве. Текст доводит до логического предела тему диалога с болью, показывая, как творческий кризис перерастает в экзистенциальную катастрофу, а затем — в странное, новое равновесие на грани безумия. Уникальность текста — в этой шокирующей психологической и речевой достоверности, в умении превратить агонию в строгую и выверенную поэтическую форму, где само безумие становится последней формой строгости и спасения.
Бри Ли Ант 23.11.2025 20:47 Заявить о нарушении