Эпитафия романтизму, или Не дарите даме камелий! 7

  Лариса  Огудалова  уже  порченый  товар, оттого  и  финал  мерзкий. Здесь  соблазнителю, бесовскому  посланцу  Паратову, словно  Антони  у  Адели, удалось  довести  дело  до  конца, при  этом  не  испачкав  руки  самому. Вроде  бы  альтернативой  позору  был  всего-то  неинтересный  Карандышев, у  которого  не  достало  ума  самому  посмеяться  над  Паратовым, бравируя  собственной  нищетой:  «А  мы  люди  бедные, так  что  пейте, что  даю, и  хари  не  кривите, женился-то  я  на  Ларисе, а  не  вы, чистоплюи  подлые! Довели  девку, совсем  замучили, ну, да  я-то  её  обижать  не  позволю! Шиковать  нам  не  на  что, зато  и  с  голоду  не  помрём!». Вроде  бы… Да и  поведение  Вожеватова, друга  детства, не  совсем  понятно  –– устранился  полностью, что  его  отвратило  от  происходящего? Как  будто  несправедливый  расклад  получается. Кульминация  истории  в  финале, с  неё  и  начнём.
 
   Итак, Лариса  полностью  повелась  на  провокацию-ловушку, её  ничего  не  насторожило  и  не  заставило  задуматься, она  согласилась  на  роль  игрушки  и  погибла  гораздо  раньше, чем  узнала  ужасную  правду  о  женитьбе  «избранника». Она  могла  бы  убежать  в  монастырь  послушницей  и  спасти  даже  свою  репутацию, а  не  только  душу  и  жизнь. Но  она  предпочитает  заделаться  сатанинской  прислужницей, женщиной-вамп  на  содержании  Кнурова, которая  калечит  души  юношей  и  развращает  своим  примером  девушек, и  этого  ей  Бог  не  разрешает, Карандышев  стреляет  без  промаха, он  тоже  поплатился  за  свою  слабость  и  нытьё  там, где  надо  было  давать  отпор  наглецам, послужил  Сатане, вот  и  схлопотал  себе смертный  грех, убийство. Но  это  обстоятельство  ничуть  не  отменяет  для  Ларисы  статуса  самоубийцы, более  того, она  перекладывает  все  свои  огрехи  на  чужие  плечи, радуясь  тому, что  теперь  не  надо  отвечать  за  них, всё  отлично, суицид  чужими  руками. Помните:  «Ах, какое  благодеяние! Это  я  сама!». А  ещё  какой  хороший  пример, сколько  в  советское  время  школьниц  покончили  с  собой  от  «несчастной  любви»? Сколько  потеряло  общество  быть  может, очень  нужных  людей, да  и  просто  чьих-то  суженых, несостоявшиеся  мужья  которых  также  погибли, скажем, на  войне  или  иначе, потому  что  будущая  жена  лишила  себя  жизни  до  их  встречи?

   А  теперь  поясняю, почему  у  Ларисы  не  было  храброго, мужественного  красавца  Белова, как  у  Анастасии, а  был  такой  жалкий  Карандышев, и  всё. На  самом  деле  всё  вполне  справедливо. Девица  Ягужинская  есть  всего  лишь  душа  согрешившая, но  уповающая  на  милосердие  Божие, то  есть  человек. Девица  Огудалова  же  уже  однажды  была  от  совратителя  удалена (болезненный  процесс, скажете? Хирургии  без  боли  не  бывает, клеща  удалить  тоже  больно, а  здесь  целый  чужой), но  выводов  не  сделала, не  приняла  случившиеся  со  смирением, напротив, в  гордыне  начала  настаивать  на  своём, и  своим  упорством  от  лечения, то  есть  Божией  помощи, отказалась. А  свято  место  пусто  не  бывает, отринув  Бога, автоматически  служим  Сатане. Так  что  вместо  принца, сиречь  здорового, успешного  жениха, выпал  Ларисе  лишь  убогий  Карандышев, комплексующий  от  бедности  своей, без  элементарного  чувства  собственного  достоинства:  бежать  подглядывать  тайком  за  кинувшей  невестой… да  пропади  она  такая, плюнул  бы, зачеркнул  и  напился. Кроме  того, насколько  умно  было  стрелять  на  поражение  в  присутствии  кучи  свидетелей? А  почему  бы  не  выстрелить  в  Паратова, и  заслужить  всеобщее  уважение, как  постоявшего  за  честь  невесты, и  любой  суд  присяжных  встанет  на  сторону  стрелявшего (особенно, если  рана  от  выстрела  несмертельна), да  и  Лариса  будет  покорена  рыцарским  жестом, после  разговора  с  Паратовым? Ума  не  хватило? Да  нет, просто  Лариса  права, её  никто  не  любит, не  уважает  даже. И  дело  не  в  отсутствии  приданого… Она  сидит  и  ждёт, когда  кто-нибудь  появится  и  решит  все  её  проблемы. Взгляните, как  появляется  она  на  сцене, молчаливая  тень  с  биноклем (не  с  книгой, не  с  чётками!). Наряженная  кукла  на  цепочке  у  вампира-матери, этакая  русская  О. «Ехал  да  с  ярмарки  ухарь-купец»… дальше  по  тексту  песни. Потому  и  купилась  неумная  девушка  на  вычурные, барские  жесты  Паратова, за  которыми  не  видны  ни  уважение, ни  любовь, а  лишь  одно  желание  поиграться. А  Лариса, в  тщетной  надежде  самоутвердиться, сперва  пускается  во  все  тяжкие, теряя  свои  последние  возможности  спастись, не  желая  видеть, что  упала  до  уровня  публичной  девки (не  верите? Что  мешало  Паратову, натешившись, пустить  пьяную  Ларису  по  кругу  гостям, на  своём-то  пароходе? Да  только  отсутствие  фантазии, видимо, де  Сада  не  прочёл…), затем  получает  свои  черепки  от  Шефа. Тем  не  менее  она  продолжает  упорствовать, винит  во  всём  произошедшем  окружающих, а  о  Боге  даже  не  вспоминает. Зато  уже  научилась  мелким  манипуляциям:  «Для  несчастных  людей  много  места  в  этом  мире, здесь  в  саду  на  каждом  сучке  удавиться  можно, на  Волге –– выбирай  любое  место». Это  есть  ничто  иное, как  «дайте, я  сказал!», в  просторечии  «гнилуха». Так  что  всё  просто, один  прислужник  Сатаны  обошёл  другого, прикончив  соперника. А  толпы  оболваненных  зрителей  вздыхают:  «Ах, любовь! Это  всегда  страшно!». ДА  НЕТ  ЗДЕСЬ  НИКАКОЙ  ЛЮБВИ, одна  война  амбиций  Огудаловой  и  Паратова. А  теперь  толпы  современных  Аделей  и  Ларис, лентяек, бредят  их  судьбой:  как  романтично! Как  красиво!

   Теперь  о  красоте  истории  Ларисы, двухсерийной  тягомотины  с  поющей  Пономарёвой  и  рисующимся  глянцевым  Михалковым, с  мрачным  названием  «Жестокий  романс». Честно  говоря, меня, ребёнка, название  отпугнуло  сразу, так  что  смотрела  я  этот  обожаемый  совками  хит  уже  давно  выросшей, на  третьем  десятке. Чего  вы  удивляетесь? В  моей  группе  староста  «Операцию  Ы»  впервые  увидела  на  втором  курсе, так  мы  ей  все  завидовали, вот, сколько  радости  человек  разом  получил, посмотрев… Всё  и  правда  обставлено  красиво, Волга, антикварная  мебель, старые  домики. Вот  только  мы  с  вами  живём  в  хрущобах  и  панельках, а  не  в  этих  резных  деревянных  теремках  с  высокими  потолками  и  цветущими  садами! Кого  за  это  благодарить?! Ладно, не  отвлекаемся. Неторопливые  романсы, спетые  приятным  голосом, тоже  наводят  ностальжи  по  утраченному  раю. Красивая  одежда, по  контрасту  с  облезлыми  майками  и  трико, шлёпанцами  и  семейными  трусами, поневоле  посмотреть  захочется. Ну, и  что  же  мы  видим  и  слышим? На  фоне  белого  костюма  и  развязных  манер  пропиаренного  цыганами  Паратова («Барин  приехал!») зритель  забывает  как  то, что  блестящий  «барин»  банкрот, отчего  и  женится  не  на  Ларисе, о  чём  сам  уведомляет  её  мать, так  и  то, что  цыгане  есть  плохая  реклама, пахнущая  криминалом. На  фоне  томных  охов  и  слёз  Ларисы  мы  упускаем  из  виду  момент, что  встречаются  герои  не  как  бывшие  любовники, которые  будут  в  любом  случае  рады  встрече, наскучались, но  как  два  соперника, а  то  и  врага, осыпающие  друг  друга  упрёками, ударами, и  даже  не  обнялись  и  не  вспомнили  приятное  прошлое. Нам  неприятно  видеть  публичное  унижение  Карандышева, но  мы  не  возмущены  несправедливостью, а  успокаиваем  себя:  «По  Сеньке  и  шапка!», становясь  соучастниками  распространения  зла, более  того, многие  зрители  уже  готовы  копировать  поведение  блестящего  Паратова, забывая, что  он  уедет, а  нам  с  этим  похабством  жить. А  ещё  впадаем  в  транс  от  приятной  музыки, тупо  подпеваем, не  особенно  вдаваясь  в  смысл  спетого, красиво  же, и  декларируем  подсказанное  уже  от  своего  имени, то  есть  ставим  подпись, не  прочитав  документ. Ну, а  что  же  содержат  эти  приятные  романсы? Разумеется, и  Цветаева, и  Киплинг  писали  хорошие  стихи, тексты  которых  мы  тут  наблюдаем. Но  стихи  эти  выступают  в  роли  бездушного  орудия, которое  выполняет  волю  того, в  чьих  оно  руках. «За  цыганской  звездой  кочевой»  последовав, можно  вернее  всего  угодить  в  тюрьму, в  лучшем  случае  стать  бомжом, т.е.  никем. Самый  первый  же  романс  уже  задал  готовый  расклад:

…Вчерашний  вспоминаю  сон.
Что  это  было? Чья  победа?
Кто  побеждён?

Кто  был  охотник, кто  добыча?
Всё  дьявольски  наоборот.
Что  понял, длительно  мурлыча,
Сибирский  кот?

В  том  поединке  зла  и  воли,
Кто, в  чьей  руке  был  только  мяч?
Чьё  сердце –– ваше  ли, моё  ли
Летело  вскачь?
   

Ну  всё  же  сразу  понятно, никакого  намёка  на  что-то  доброе! Дальше  ещё  хуже.

…А  на  последок  я  скажу:
Работу  малую  висок
Ещё  вершит, но  пали  руки.
И  стайкою, наискосок
Уходят  запахи  и  звуки.

Это  ещё  что  за  суицидальный  мониторинг? Что  за  программирование  на  отказ  от  жизни? Я  даже  не  говорю  здесь, что  это  смертный  грех –– отринуть  жизнь, дар  Божий. Но  здесь  о  Боге  даже  не  вспоминают, вот  такие  правила  игры. Мне  такая  тоска   как-то  кажется  неестественной, знаете  ли. И  о  какой  любви  можно  говорить  в  таких  условиях, когда  отрицаются  даже  простые  радости  жизни. Но  «пипл  хавает», значит, можно  и  нужно.

   Позвольте  ещё  один  нюанс. В  старом, чёрно-белом  фильме  «Бесприданница»  сохранён  и  авторский  текст, и  такой  важный  момент, что  мать  Ларисы  продавала  её  общество  богатым  клиентам  за  деньги  и  драгоценности, которых  дочка  не  видела. Это  был  основной  источник  доходов  семьи. Как  такие  действия  называются  с  точки  зрения  любого  уголовного  кодекса, что  тогдашнего, что  современного? Даже  несколько  статей  получается… Ещё  не  стоит  утверждать, что  это  единственный  возможный  источник  дохода, просто  самый  прибыльный. И  непохоже, что  Лариса  недовольна. Убежать  из  дома  она  могла, но  убежала  она  не  в  полицию  жаловаться, не  в  пансион, не  в  храм –– к  промотавшему  все  свои  деньги  Паратову, который  даже  записки  ей  не  оставил, даже  увядшей  розы. Итак, девушка  желает  не  менять  свою  жизнь, а  стать  содержанкой  у  человека, который  сорит  деньгами. Серьёзный  богач  никогда  не  тратит  деньги, не  оглядываясь, это  не  такая  уж  сложная  для  понимания  истина. Ларисе  она  недоступна, что  говорит  о  том, что  думать  она  не  любит. Какова  судьба  нищей  жены  транжиры  и  повесы? Лариса  об  этом  также  не  думает, она  считает, что  ей  положено, не  прилагая  никаких  усилий, блистать  и  жить  за  чужой  счёт. Лень  и  гордыня, очень  серьёзные  страсти, отвращающие  от  Бога. Такой  человек  не  может  любить  кого-то, так  как  уже  не  любит (не  уважает) даже  самого  себя. И  это  пример  для  подражания…? Вот  так  романтика! Благодарю  покорно, даром  не  надо. 


Рецензии