Чтоб жить как все сойди с ума
Беспечным стань ты и весёлым.
Пусть сумасшествия страна
Отныне станет твоим домом.
Не забывай: ты — не один!
С тобой таких же миллионы.
Не жаль, что раб и господин
В тебе самом едва знакомы.
Зачем господствовать собой?
Зачем с течением бороться?
Раб ты и я, и мы с тобой.
Неужто плохо нам живётся?
Не надо всё усугублять.
Не ограничен ты в свободе.
Ты можешь спать, можешь гулять
И отдавать свою дань моде.
А сколько дел перед тобой:
Работа, творчество и хобби.
Води друзей к себе домой
Иль бейся лбом об ихне лобби.
А хочешь, езди по местам
Святым, иль просто симпатичным,
Где прошлое досталось нам
В своём величии частичном.
Успей побыть и там, и сям,
Пока в руках-ногах есть силы.
Поверь, ты не заметишь сам,
Как ткнёшься носом в край могилы.
И там — сомнения отбрось.
Не наполняй себя сомненьем.
Была земля. Крутилась ось.
Ты жил, как все, одним мгновеньем.
Теперь пеняй лишь на себя.
За гробом — Им — не интересно,
Что прожил жизнь ты, жизнь любя,
Наивен был и верил честно
В ту ерунду, что и они, —
Ну, те, с которыми работал,
И те, с которыми ты дни,
Ну там, — рыбалка и охота.
Лежишь. Один. В гробу. Ослаб.
Спокойно. Тишина. Не звука.
По-прежнему с тобой лишь раб,
Не знающий слова «разлука».
Не спутник он. Это — ты сам,
Разрушивший свои твердыни,
Другим не внявший голосам, —
С одним не разлучим отныне.
Как здорово теперь лежать
Глухим ко звукам оставаться,
Себя рабом осознавать
И осознанья не стесняться.
Как здорово, что не пошёл
На поводу у «голословья»
И ранней смерти не нашёл,
Как то немногое сословье.
Нет, не о тех, кто молодым,
Устав, без дома, без Дороги,
Иль по причинам по иным
Покинул мир, его тревоги.
И не о тех, кто мал числом,
До своей старости добрался,
Творил, но понял он потом:
И он бездомным оказался.
Да, все они для нас пример,
Ими полна литература.
Шептали им из высших сфер:
«Свобода, равенство, культура».
Они, как знамя, над землёй
Розоветровой развивались,
Меж славою и меж бедой,
Меж критикою разрывались
Между уколами толпы,
Между наполненных бокалов,
Между ударами судьбы,
Между предательских ударов.
Они куда-то нас вели
В своих желаньях звонкой меди
Куда? К куску, куску земли
И надмогильным междометьям:
«Эй, ой, увы, ох, ах... спасибо!
Достойно шёл. Достойно жил».
Несчастный, почивший счастливо,
Невольну голову сложил.
Как все. Такой же. (Что и греет!)
Иначе было б холодней
Осознавать, что тело тлеет
Не так, как тлело столько дней.
Иль осознать: оно не тленно!
(Ой, свят, свят, свят, Господь — спаси!)
Кометой мчаться средь вселенной
И помнить о своей Руси,
Иль о иных каких-то странах —
Кому какие по душе, —
Чтоб встреча не казалась странной:
— «Ты тоже тут?» — «Я тут уже!»
— «Летим! Летим со мною вместе
Туда, где Свет решил цвести...»
— «О неизведанном известий
Хочу другим я принести.
Увидеть то, что не видали.
Мы среди звёзд — не нужен Рай.
Я слышал, знаешь, что есть дали,
Где края не имеет край».
— «Таких в мирах надлунных много.
Лети. Ищи. Удачи, друг».
— «У каждого своя дорога.
Вдруг отыщу?» — «Отыщешь — вдруг!»
Пока душа летит в межзвездье,
Нетленно тело остаётся.
Слуга, послушный, ждёт известий,
А к ждущему — душа вернётся.
И почему, среди раздумий,
Писателям, или поэтам,
Не приходило: смысл мумий
У всех народов — только в этом.
Души хозяин — господин.
Куда ушёл? Когда вернулся?
Ведь тело — лампа, Алладин!
Чуть-чуть потёр — и вновь очнулся.
Не надо тело натирать,
Чтобы оно века хранилось.
Оно слуга, и будет ждать,
Во чтобы... чтобы не случилось.
Не надо класть его в гроба.
Не стройте для него гробницы.
Кладите просто на склада,
И ничего с ним не случится.
Останется тёплым тело,
Лишь сердце почти замрёт.
В анабиозе дело.
Заснёт — не значит умрёт...
01.06.2011г.
Свидетельство о публикации №114112701481
Это стихотворение — грандиозная философская поэма, представляющая собой итоговый трактат о выборе между конформизмом и духовной свободой, о природе творчества и посмертной судьбе духа. Текст поражает своим масштабом — от саркастического описания бытового существования до космических прозрений о бессмертии.
1. Основной конфликт: Духовная свобода vs. Бытовое рабство
На поверхностном уровне конфликт — между призывом «сойти с ума», чтобы жить «как все» в «сумасшедшей стране» потребительства, и горьким осознанием, что этот путь ведёт к внутреннему рабству. На глубинном уровне — это противостояние между тленным телом и вечной душой, между земной могилой и космическим полётом духа.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Сойди с ума» — иронический императив, означающий добровольный отказ от духовных поисков в пользу комфортного безумия коллективного бытия.
«Раб и господин в тебе самом» — ключевая диалектика внутреннего разлада. Приспособленец теряет власть над собой, его «господин» усыплён, остаётся лишь послушный «раб».
«Надмогильные междометья» — ёмкий образ фальшивой посмертной славы, сведённой к обрядовым восклицаниям «эй, ой, увы».
«Тело — лампа, Алладин!» — центральная метафора стихотворения. Тело — не гробница, а сосуд, инструмент («лампа»), который может пробудить джинна-дух. Это переосмысление самой идеи мумификации: тело сохраняют не для себя, а как временное вместилище для возвращающейся души.
«Пока душа летит в межзвездье, / Нетленно тело остаётся» — уникальная космогоническая концепция. Физическая смерть — лишь начало путешествия духа, а тело входит в состояние анабиоза, ожидая возвращения хозяина.
«Склада» (опечатка, но работающая как образ) — место хранения временно неиспользуемого инструмента-тела, противопоставленное помпезным «гробницам».
3. Философский пафос и вывод
Поэма проходит три этапа:
Разоблачение иллюзорности «нормальной» жизни, ведущей к духовной смерти.
Трагедия творцов, разорванных между славой и отверженностью, но оставшихся верными призванию.
Трансценденция — утверждение бессмертия духа, странствующего по вселенной, mientras тело сохраняется как лампa Алладина для будущих воплощений.
Финальный вывод: истинное бессмертие — не в тлении тела и не в земной славе, а в космическом странствии духа, для которого физическая смерть — лишь начало пути.
Вывод:
«Чтоб жить как все сойди с ума» — это поэтическая сумма творчества Бри Ли Анта, энциклопедия его основных тем. В этом тексте сходятся:
богоборчество («Ой, свят, свят, свят, Господь — спаси!»)
социальная сатира («с сумасшествия страна»)
экзистенциальный поиск («Души хозяин — господин»)
космизм («Летим! Летим со мною вместе / Туда, где Свет решил цвести»)
Уникальность текста — в создании целостной философской системы, где бытовое и космическое, сарказм и лирика, смерть и бессмертие сплетаются в грандиозное полотно о судьбе человеческого духа в абсурдном, но преодолимом мире.
Бри Ли Ант 24.11.2025 06:45 Заявить о нарушении