Золотой Плёс
Плёсская церковь Троицы Живоначальной, расписанная в стиле барокко, объяла православных христиан чарующими звуками греческого духовного песнопения.
В этот сентябрьский, охваченный лучами сияющего солнца, День Рождества Пресвятой Богородицы в старинном волжском городе, основанным князем Василием I – сыном святого князя Дмитрия Донского, проходил фестиваль церковной православной музыки «Золотой Плёс», который был создан по инициативе графа Петра Петровича Шереметева.
В Троицкой церкви среди старинных фресок и православных икон во время Божественной литургии звучали духовные песнопения на греческом языке в исполнении мужского хора Афинской консерватории под управлением профессора Константиноса Папахристодоуло. А рядом, на противоположной стороне храма, в праздничных одеяниях ожидали своей певческой партии русские мужчины и женщины - Камерный Хор «Шереметев – Центра» под управлением профессора Евгения Николаевича Боброва.
После исполнения песнопений на греческом и русском языках эти коллективы порадовали христиан замечательным «перехлёстным» пением – красиво звучали греческие мужские голоса, затем ритмично поплыла музыка русской хоровой полифонии – и снова вступало великолепное греческое пение…
После окончания Божественной литургии от старинной Троицкой слободы поющий крестный ход по расцвеченному золотом и пурпуром Плёсу направился к месту, где в давние времена находился Спасо - Преображенский монастырь.
Среди старинных надгробий Преображенского мемориального кладбища Плёса епископом Иваново – Вознесенским и Кинешемским Иосифом была совершена заупокойная лития, которая также сопровождалась духовными песнопениями на греческом и русском языках.
Под воздействием проникновенной духовной музыки возле разрушенных в годы богоборчества надгробных памятников пришли на память слова из очерка господина Волгина, написанного к пятисотлетию Плёса в 1910 году: «…вспоминается история многострадального городка; в воображении встают тени минувшего: умные дальновидные «собиратели Руси», постепенно шаг за шагом сплачивающие могучую державу; встают и герои далёкого прошлого, «честно» стоявшие «за дом Пресвятой Богородицы» и другие святыни, за родные очаги и родную землю... А эти воспоминания – дороже серебра и золота: будя почаще их, народ может не бояться и за своё будущее…»
И мгновенно пронеслись образы давно ушедших в мир иной наших соотечественников – основателя Плёса великого князя московского и владимирского Василия Дмитриевича – сына русских святых князя Дмитрия Ивановича Донского и княгини Елизаветы Дмитриевны, который в 1410 году "повеле рубити град Плесо"… И их сподвижника – боярина Фёдора Андреевича Кошки, от которого произошли рода Романовых, Шереметевых, Епанчиных... И загадочного Евангелия Фёдора Кошки, по мнению многих исследователей, украшенного рукой великого иконописца и художника Феофана Грека… И святителя Киприана – митрополита киевского и всея Руси – также сподвижника Василия Дмитриевича, который так много сделал и для русского монашества, способствуя распространению исихастской традиции, составляющей основу православного аскетизма…
И ступая по древней монастырской земле, мы идём к порушенному Преображенскому храму, входим в обветшалые церковные стены и замираем перед иконой Спасителя... Открытые глаза святого Лика смотрят и строго… и прямо, пронзая душу и… генетические капсулы рода... На моих ресницах – слёзы… первые слёзы за полгода после маминой смерти…Видимо… «столбняк»…стал потихоньку излечиваться... Чувствую, что мне необходим поток свежего воздуха – и я выхожу из Преображенского храма…
Крестный ход гармонично выстраивается... И вот он – подъём к Соборной горе!.. Идём быстро и слаженно…
Мы, русские, любуемся греками – студентами и преподавателями Афинской консерватории, настолько эти люди соответствуют нашим представлениям об эллинской красоте! И я снова вспоминаю, а ведь один из моих предков по материнской линии был греком, и мама была так похожа на гречанку, только с тёмно – синими глазами, словно... дамасская сталь... И последний танец мамы был тоже греческий – «Сиртаки»… Поплыла ритмичная музыка, и мама начала танцевать, а потом сказала: «Не понимаю, откуда я знаю «Сиртаки» …меня никто не учил!»…
В общем потоке поющего Крестного хода…кем же я себя ощущаю?.. Русской... Не совсем так…Возможно, гречанкой?.. Отчасти….
В этой органике греческого духовного песнопения с хвалебными молитвами, негромким говором русских и греков, ощущаешь единство христианства и человечества вообще... И этот сплотившийся греко-русский поток, восхваляющий Бога и Богородицу, останется ярким кадром на всю оставшуюся жизнь!
Вот Крестный ход взошёл на священную землю Соборной горы, откуда живописная Волга и городские пейзажи просматриваются, как на ладони! На этом месте князем Василием Дмитриевичем и его сподвижниками была основана крепость, защищавшая Русь от вражеских нападений.
Крепости той, конечно, давно нет... А вот древний каменный Успенский собор сохранился, но, к сожалению, утрачен летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, на его месте в настоящее время – лишь православный Крест…
На фундаменте поруганного христианского храма епископом Иваново – Вознесенским и Кинешемским Иосифом был совершён молебен. Крестный ход закончился также молебном в древнейшем Успенском соборе…
После торжественной проповеди епископа и его благословения, на Соборной горе выступил, сказав тёплые слова о России и о своём предке боярине Фёдоре Андреевиче Кошке, председатель президиума Международного совета российских соотечественников, ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова, почётный гражданин города Иванова граф Пётр Петрович Шереметев…
Когда все потихонечку начали расходиться, к Петру Петровичу подошла прихожанка нашего тейковского Свято – Никольского храма Алла Валентиновна Чехова (с дорогой для сердца русского человека фамилией). Она попросила графа Шереметева оставить автограф на первой страничке её Молитвослова.
Петр Петрович любезно откликнулся на просьбу женщины и написал красивым аккуратным почерком: «В память этого прекрасного праздника и дня, 21.09.07., в Плёсе, в этом месте, где мой предок, боярин Кошка, сподвижник Дмитрия Донского…не позволил врагам завоевать Русь. Я могу сказать, что я уже присутствовал на этом же месте в победе над врагом. Граф Пётр Петрович Шереметев».
Окинув взглядом Соборную гору и прелестные пейзажи осеннего Плёса, потомок Фёдора Андреевича Кошки присоединился к своему эскорту…
Солнечный и поющий сентябрьский день золотым листопадом остался и в моём сердце тем «единственным днём», подарившем мне и святую Русь, и Грецию – родину моего предка!
Фото - http://vavilov.35photo.ru/photo_294660/
Свидетельство о публикации №114112607157
