Готовимся, 11 класс! Жизнь как сочинение

Вчера спросила я «вэшек», - каковы результаты пробного сочинения?

Все справились,  а один  -  Андрей – не сдал!

- Зато какое вступление у него получилось! – сообщают мне восхищенно.

А мне не радуется!

Судите сами: шикарное вступление.

А результат? – незачёт.

И погрузил меня этот эпизод в тягучие размышления о жизни.

(думаю, Фёдоров, забытый ныне коллега Ильфа и Петрова, великолепный стилист, позавидовал бы этой фразе).

Но стилистические смешки – смешками, а дело-то серьёзное.

Мы пишем жизнь, как сочинение.

Мы – авторы.

И мы же – действующие лица.

Или мы – только действующие лица?

Или мы – только авторы, а действующих лиц привлекаем в своё произведение – сами?

Поистине, Гамлетовские вопросы.

Жизнь – наше произведение.

Как нам её написать?

Стараемся, стараемся, - и будет нам незачёт?

Я оглядываюсь на прожитое – и вижу судьбы.

Вот одно «сочинение» - логичное, выверенное, безупречное, - да скучное: целиком списано с дешёвого пособия.

А вот компиляция – это когда списано понемногу отовсюду,  так и за умного сойдёшь. Зачёт обеспечен… Чего же боле?

А вот плагиат. Это когда сдуто не из пособия (где уже авторами-составителями всё сдуто-пересдуто), а у честного автора ( чуть не сказала – фраера) – у труженика-творца, у друга-соседа.

Плагиат. Имитация творчества. Бывает. ( почитайте роман Сергея Есина «Имитатор» -  о том, как бывает)

Ну, не пойман на плагиате – не вор. Кража тогда кража, когда она доказана, верно? В остальных случаях  это – чудесное перераспределение материи. 

Но, во-первых, это шаг против заповедей, во-вторых – доказать плагиат проще пареной репы.

Но! Если умелец добавил своих 30 %, то это уже, извините, - творчество.
Может, к нему тоже Муза приходила? И надиктовала именно так – подите, ловите Музу-то. К ней все вопросы.

А у вас – зачёт. Неоспоримый с юридической точки зрения.

И опять я – о жизни.

Мы её себе сочиняем – чем руководствуемся?

Известными схемами.

Чужими примерами.

В лучшем случае – проверенными напутствиями.

Способностью нашей к подражанию, да завидущими глазами пользуемся.

Руками загребущими – тоже.

Пользуемся.

Только творец пытается начать с чистого листа бумаги.

С ничего. С неизвестности.  С нуля.

…Сотворил Бог Небо и Землю.

Сочинил Андрей вступление.

И увидели оба, что это – хорошо.

А у Андрея теперь – незачёт.

… Сколько судеб мы видели в жизни, когда вступление – многообещающее. А что дальше?

Содержание сумбурно и итог плачевен.

Лучше бы наоборот.

Вступить бы  в жизнь кое-как бы, а дальше  - развернуться во всей красе.

Сочинял бы ты, Андрей, лишь бы что, да побольше, а там и вышел бы на красивое завершение.

Но – опять-таки.

Опыт говорит, что если дело с кое-как начнётся, оно так и идёт, и ни во что другое уже не превращается.

От осинки не родятся апельсинки, - народ говорит, не ошибается.

Так что вступление должно быть ясным. Продуманным.

Ну, может, чуточку покороче, чтобы хватило времени и сил.

На сочинение даётся 4 часа.

На жизнь – где-то 100 лет.



Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!
В 1989 году (я тогда уже был в звании капитана) моя учительница русского языка и летературы рассказала случай, произошедший в школе, которую закончил и я. Ученикам 10-го класса было дано задание написать сочинение на тему: "Школа будущего". Чепухи было написано очень много. Но интрига закрутилась вокруг сочинения только одного ученика, который в своей тетради написал очень коротко: "Поживём - увидим". И сдал тетрадь. Проблема возникла в связи с тем, что сочинение писалось по требованию гороно. В общем, "наверху" возмутились и потребовали принять меры. Вопрос был вынесен на педсовет. Но директор школы (неожиданно для коллектива) встал на сторону ученика. И сказал буквально следующее: "За смелость, оригинальность и несомненную самостоятельность мышления я бы поставил оценку "отлично". Следует, правда, отметить, что по административной линии школа подчинялась Министерству обороны. И чиновники минпроса никак не могли прямо приказать на директору.
А как бы лично Вы оценили подобное сочинение?

Олег Боголюбов   28.11.2015 12:22     Заявить о нарушении
Как уход от ответа, а значит, нежелание ( и выказанное неумение) ответить достойно и соответственно.
Есть норма - меньше 150 слов проверять нельзя, ставится 2 сразу. Может, там гениальные мысли, типа того, что земля- круглая, но сочинение на то и сочинение, что проверяется умение слагать мысли в предложения. Сочинять.
Моя оценка - двойка и предложение развернуто предположить, что мы там увидим.
Может, фантаста загубили, не побудив его высказаться?))))

Наталья Мартишина   28.11.2015 22:43   Заявить о нарушении
Кстати, недавно читала во-от такую томину Евгения Ямбурга (надеюсь, не переврала имя автора), директора московской школы, о педагогике. Захотел человек построить "школу будущего" - и построил. Сначала придумал. А теперь у него - дерево с колокольчиками в коридоре... И читать необыкновенно интересно. Там страниц 600...

Наталья Мартишина   28.11.2015 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.