Жизнь как сочинение. Продолжение
Потом будет что развивать.
Собственно, так поступают родители, которые дают ребёнку побольше увидеть в детстве: книг, фильмов, поездок, знакомств, кружков разных...
А может, правы и те, кто почаще оставляет ребёнка в покое и дают увидеть побольше снов, разных там мечт...
Потом будет что развивать!
Вспомним лучшие вступления в литературе:
"Посадил дед репку.."
"Мой дядя самых честных правил..."
"Всё смешалось в доме Облонских..."
"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки..."
Остальное будет потом, а пока - Вы уже заинтересовались, не так ли?
Вроде начало ни о чём, не о том, о чем речь пойдёт на самом деле.
Ну не всё ли равно, когда Раскольников вышел из своего съёмного жилища?
Зимой, по петербургскому холодищу - было бы ещё пронзительнее.
А про холодище вы бы и читать не стали. Кому охота морозиться...
"Чрезвычайно жарким временем", да ещё под вечер, Достоевский уже поймал Ваше внимание, а дальше он его не отпустит.
Это я о том, что во вступлении автор решает важнейшую задачу: покорить читателя, очаровать его, продышать ему чувства прямо в ухо, влюбить навсегда - или сделать неприятелем, - но завлечь, иначе книгу читатель отложит в сторону и не прочтёт.
"Не лепо ли бяшеть ны, братья..."
Ну не ясно, что ли, что западло нам начинать, как Боян...
а иначе и начинать незачем.
И заинтересовывать надо не прямо, типа, читай же, гад.
А по касательной - " а вот я кое-что знаю и сейчас, может, и скажу, если вы чуток послушаете..."
Вспомните: в боевых искусствах самые сильные удары - по касательной.
Прямой удар - ушибёт, касательный - свалит с ног. Во фронтальной плоскости мы защищены сильнее - всегда вперёд шли, природа и подстраховала. А про латерали никто не думал. Да, заснёт школяр на уроке, ткнётся лбом о парту, - вздрогнет класс от грома пострадавшей парты. Ничего. А вот идёт класс по лестнице, толкаются, спешат. Легко удариться на ходу виском о стенку. Незаметно. Но очень опасно, на самом деле. Височная кость - лучше её не трогать. Сохрани Господь.
Итак, вступления по касательной - незабываемы...
Ну, например:
"Еh bien, mon prince..."
У нас навострились ушки на макушке.
"— Что, Петр, не видать еще?"
И мы шеи вытянули.
"Я ехал на перекладных из Тифлиса..."
Щас-щас, нам раскажут ужо...
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката..."
Ой! Почти про Раскольникова с его топором: и жара, и вечер... Но только Москва, а не Петербург, и выйдет на разбой нечистая сила, на ювелирную работу, не топорную...
Интересно посмотреть первые строки классики, верно?
Как авторы нас завлекали в свои сети - почище всяких гадалок!
А иногда и приветы передавали - как доктор Михаил Афанасьевич - докторскому сынишке Фёдору Михайловичу. Так это, между делом))) Вроде бы)))
А может, здесь нечто большее, чем просто привет?
Вслушаемся:
"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер..."
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката..."
И случайностью не назовешь: начала "Преступления и наказания" и "Мастера и Маргариты" перекликаются, переливаются, отражают друг друга в небесных сферах-зеркалах...
Практически - это одна и та же строчка.
А что там ещё переливается и отражается?
Буква "и"!
Соединительный союз в названиях.
"Преступление и наказание".
"Мастер и Маргарита".
Булгаков будто сообщает нам, про что будет его повествование.
За фантастически-шуточным, за романтически-взвинченным антуражем речь пойдёт про серьёзные вещи.
Про преступления человечества. Распятие Христа. И много-много чего по мелочам - целая галерея преступных типов и типчиков. И наказания для этих типчиков: какие-то весело обставленные от лихой компании. Одному голову комсомольским трамваем отрезали, другому кошачьими лапами оторвали... Всё толпе на забаву... И мерцает в словах главная тема: о наказании всему человечеству...
Но мы отвлеклись.
Хороший писатель действительно завлекает читателя своим вступлением.
Ваше творение - школьное сочинение - проверяющие прочтут по-любому, так что можно не исхитряться на начало "по касательной".
Не тратьте время.
Начинайте прямо, в лоб.
Хочу, дескать, сказать то-то и то-то.
И говорите.
Прошло вступление - и действуйте!
(В музыке вступление, увертюра - странная вещь. Редкий любитель закроет очи в предвкушении оперного действа, редкий станет ловить всеми фибрами души нюансы оркестровки. Чаще обыватель, скрепя сердце и скрипя зубами, просто переждёт это дело)
И вы не раздражайте проверяющего, - действуйте!
Человек разумный...
Я бы назвала - "Человек действующий".
Разум-то всегда появляется потом, вслед за действием, - откуда ни возьмись.
А до действия он, как правило, непонятно где.
Нет?
Великий Сеченов нам это говорил в книге о рефлексах.
Сначала - действие, мысль - потом.
Так что пишите основную часть, пишите, потом обдумаете написанное.
И ещё чуть-чуть допишете.
Вот и подойдёт дело к заключению: 4 листа накатали, больше и не надо.
Пора делать завершение работы.
Как в жизни.
Если начало в жизни не от нас зависит, то окончание, по логике вещей, - тоже не от нас.
"Положите меня в русской рубашке..."
Таким было желание. И вроде бы таким было стремление.
А на деле что вышло?
На деле - каждый шаг в цепи событий зависит именно от нас.
Что мы делаем. Что не делаем. Кого привлекаем в нашу жизнь. Кому не позволяем приблизиться... Каждый выбор - это работа на результат.
И вот здесь нам потребуется вся наша логика, чтобы не запутаться и не сбиться с пути.
А значит, нам потребуется план.
Хоть какусенький.
Это для жизни.
И хороший, цельный - для зачётного сочинения.
А о плане поговорим завтра.
Удачи!
Свидетельство о публикации №114112611517