Великая княгиня московская Софья

В Москву из Рима прибыла
И в православие вошла,
Как Софья, выйдя за Ивана,
С семьёй, спасаясь от османа.

Константинополь покидал,
Её отец – Фома мечтал,
Пелопоннес свой возвратить
Но, Риму третьему не быть.

У Папы Римского остался,
И в католичестве скончался.
Рим дочку Зою опекал,
Трижды на брак благославлял.

Что ж, Ватикан давно хотел
На Русь расширить свой предел.
И лучшая из всех невест
В Москву везёт свой герб и крест.

Но Ватикан перехитрила,
Принцесса Риму не служила.
Свой помнив род ПолиолОг,
Даёт и нехристям урок:

День в день, что с князем обвенчалась,
Спустя лет восемь состоялось
Стоянье войска на Угре:
Не стали дань платить Орде!

Княжна в том князя убеждала,
Прилюдно слёзы проливала
И чудо всё-таки свершилось:
От ига Русь освободилась!

Великим князь стал величаться.
А Русь в державу собираться
И от набегов с той поры
Свободы счёт ведёт с Угры.

Несостоявшийся там бой
Признал победу за Москвой!

С княжной же вот что приключилось:
Пригрезилось ли ей, иль снилось:
Дух Преподобного явился,
В чреве наследник зародился.

И мальчик, что ей был рождён,
Царём впервые наречён
Пять сотен лет тому назад,
В Риме писания гласят.

Дитя покуда подрастало,
Княгиня много книг читала,
Что привезла с собой в обозе,
В Москву, в объезд польской угрозе.

Та Либерия Византии
По сей день тайна для России:
Где древний Кремль её хранит?
О том история молчит.

Последний кто читал?, - спроси:
Так Грозный царь всея Руси –
Принцессы Зои внук – Иван,
Но то другой уже роман…

22 – 23 ноября 2014 г.

Историческая справка из календаря истории /© Calend.ru/:
Зоя (София) Палеолог (ок.1455-7 апреля 1503): великая княгиня московская; вторая жена Ивана III Великого; мать Василия III (25.03.1479-3.12.1533; Великий князь владимирский и московский в 1505-1533; отец Ивана IV Грозного; в договоре от 1514 года с императором священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси назван царём (цезарем)); бабушка Ивана IV Грозного (первый царь всея Руси с 1547); племянница последнего византийского государя Константина XI Палеолога, погибшего в 1453 году при захвате турками Константинополя; дочь пелопонесского деспота (правителя) Фомы Палеолога, бежавшего от мусульман в Италию.
Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Император Константин погиб в 1453 году во время взятия Константинополя, спустя 7 лет, в 1460 году Морея (средневековое название полуострова Пелопоннес в Греции) была захвачена турецким султаном Мехмедом II, Фома уехал на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре скончался. Зоя с братьями 7-летним Андреем и 5-летним Мануилом переехали в Рим 5 лет спустя после отца. Там она и получила имя «София». Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы). Чтобы получить поддержку, в последний год своей жизни Фома перешел в католицизм. (Когда 29 мая 1453 года османский султан Мехмед II захватил Константинополь, он предложил Фоме и его брату Дмитрию остаться, в качестве вассалов и продолжить соправительство в Море, но Фома бежал вместе с женой и детьми на Корфу, взяв с собой забальзамированную голову святого апостола Андрея, а в конце 1460 года – уехал в Италию и 7 марта 1461 года был с почестями принят в Риме). После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный ученый грек, сторонник унии, кардинал Виссарион Никейский. После смерти Фомы корону Палеологов де юре унаследовал сын Андрей, который продавал ее различным европейским монархам и умер в бедности. Во время правления Баязида II второй сын, Мануил, вернулся в Стамбул и отдался на милость султану, принял ислам, завел семью и служил в турецком флоте. В 1466 году венецианская сеньория предложила кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну кандидатуру Софии в качестве невесты, но он отказался, поскольку блеск ее имени и слава предков были плохим оплотом против оттоманских кораблей, крейсировавших в водах Средиземного моря. Около 1467 года папа Павел II через кардинала Виссариона предложил руку Софии князю Караччоло, знатному итальянскому богачу и она была торжественно обручена, нo брак не состоялся. Тогда папой Павлом II был предложен в 1469 году брак Софии с Иваном III в надежде на усиление влияния католической церкви на Руси или сближения католической и православных церквей для восстановления флорентийского соединения церквей (по решению Вселенского собора христианских церквей 1438-1445).
Мотивы Ивана III были связаны со статусом, и недавно овдовевший монарх согласился жениться на греческой принцессе. Переговоры длились три года (русская летопись повествует: 11 февраля 1469г. грек Юрий прибыл в Москву от кардинала Виссариона к великому князю с листом, в котором великому князю предлагалась в невесты София, дочь аморейского деспота Фомы, «православная христианка» (о переходе ее в католичество умалчивалось). Иван III посоветовался с матерью, митрополитом Филиппом и боярами, и принял положительное решение. 1 июня 1472 году в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение, на котором заместителем великого князя был Иван Фрязин, а в качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции и королева Боснии, где Папа, кроме подарков, дал невесте приданое в 6 тыс. дукатов. 24 июня 1472 г. большой обоз Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима в сопровождении кардинала Виссариона, который должен был реализовать открывающиеся возможности для Святого Престола. Легенда гласит, что в состав приданого Софии входили книги, которые лягут в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного. Согласно легенде, Либерия (от лат. liber-«книга») - библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков (последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI; после падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем, в качестве приданного византийской царевны Софьи Палелог – в Москву). Маршрут путешествия был таков: на север из Италии через Германию, в порт Любек они прибыли 1 сентября; пришлось объезжать Польшу, через которую обычно путешественники следовали на Русь сухопутным путем, т.к. в этот момент она находилась с Иваном III в состоянии конфликта; морское путешествие через Балтику заняло 11 дней и корабль пристал в Колывани (совр. Таллин), откуда кортеж в октябре 1472 года проследовал через Юрьев (совр. Тарту), Псков, далее Новгород и (12) 21 ноября 1472 г. София въехала в Москву. Еще во время путешествия невесты по русским землям стало очевидно, что планы Ватикана сделать ее проводником католичества потерпели провал, поскольку София немедленно продемонстрировала возвращение к вере предков. Папский легат Антоний был лишен возможности въехать в Москву, неся перед собой латинский Корсунский крест (названный так, потому, что первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес)).
Венчание князя московского Ивана III и византийской принцессы Зои, под именем София, состоялось (12) 22 ноября 1472 года в Успенском соборе в Москве, где как утверждает официальная великокняжеская летопись, молодых обвенчал митрополит Филипп (по Софийскому Временнику - коломенский протопоп Осия). Однако, неофициальный свод (в составе Летописей Софийской II и Львовской) отрицает участие митрополита в этой церемонии, который был против брачного союза с униаткой. Этот брак способствовал повышению международного престижа как великого князя Московского, так и его потомков - благодаря ему Москва получила определенное право считаться преемницей Византии. Двор великого князя Московского многое перенял из этикета византийских императоров, а династический знак Палеологов – двуглавый орел – стал гербом русского государства. Софья оказала немалое влияние и на своего мужа, и на внешнюю политику России. Автор первого капитального труда «Истории Российской» Татищев Василий Никитич (1686-1750) передаёт свидетельство, что благодаря вмешательству Софии, было сброшено Иваном III татарское иго: когда на совете великого князя обсуждалось требование ханом Ахматом дани, и многие говорили, что лучше умиротворить нечестивого дарами, чем проливать кровь, то будто бы София горько расплакалась и с упрёками уговаривала супруга покончить с данническими отношениями.
Перед нашествием Ахмата 1480 года, ради безопасности, с детьми, двором, боярынями и княжеской казной София была отправлена сначала в Дмитров, а потом на Белоозеро; в случае же, если Ахмат перейдёт Оку и возьмёт Москву, то ей было сказано бежать дальше на север к морю (из летописи: «ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро»). Семья вернулась в Москву только зимой.
«Стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата В период княжения великого князя Ивана III практически закончилось собирание русских земель под властью Москвы. Именно в период расширения и укрепления Московского государства произошло одно из главных событий – окончательное падение татаро-монгольского ига. Во время своего княжения Иван III прекратил платить дань, не ездил в орду, не оказывал почтения хану. Золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но, не получая необходимой помощи, ограничивался приграничными набегами. Вскоре Ахмат был спровоцирован к походу на Москву братьями Ивана III – Андреем и Борисом, а польско-литовский король Казимир IV обещал хану Золотой орды поддержку. Ахмат планировал разорить русскую землю, как это было сделано во времена Батыя. Узнав о планах неприятеля, Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. Ахмат неторопливо двигался к границе Московского государства, ожидая подхода обещанных Казимиром IV войск. Но помощь все не появлялась. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил идти в Литовские земли и напасть на русские территории через реку Угру. Иван III, получив сведения о намерениях Ахмата, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. В октябре 1480 года Иван III отправил основные войска к берегу Угры. Туда же прибыли и полки братьев, Андрея и Бориса. Войска Ахмата двигались через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан напрасно ожидал помощи от Казимира IV. Не получив обещанной помощи, Ахмат пошел к Угре и (8) 17 октября 1480 года, став на берегу против русских полков, предпринял попытку перейти реку. Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Эти военные действия вошли в историю как «стояние на Угре». Вскоре река начала замерзать. Иван III приказал отвести все войска от Угры и сосредоточиться в Кременце. От Кременца великий князь отошел к Боровску. Но Ахмат не решился преследовать русские войска, а развернувшись, (11) 20 ноября отправился назад в Золотую орду, грабя по дороге земли своего необязательного союзника. Таким образом, от реки Угры противоборствующие войска одновременно разошлись в разные стороны. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Историки по разному интерпретируют летописи и объясняют причины отступления войск Ахмата. Но главное заключается в том, что последний набег Золотой орды закончился полным провалом. «Стояние на Угре» положило конец татаро-монгольскому игу и стало прологом гибели Золотой орды. В 1481 году Ахмат был убит, а в 1502 году Золотая орда пала под ударами крымских и тюменских татар.
Существует легенда, связанная с рождением Софьей сына Василия III, наследника престола: будто бы во время одного из богомольных походов к Троице-Сергеевой Лавре, в Клементьево, великой княгине Софии Палеолог было видение преподобного Сергия Радонежского (1314-1392), который «вверже в недра ея отроча младо мужеска пола».
В правление Ивана III происходит окончательное оформление независимости Российского государства, объединение большей части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства. Зависимость от Орды окончательно прекращается. Правительство Ивана III решительно поддерживает противников Орды среди татар. Успешным оказалось и восточное направление внешней политики: сочетая дипломатию и военную силу, Иван III вводит в фарватер московской политики Казанское ханство. Большой шаг вперёд при Иване III сделало русское зодчество; немалую роль в этом сыграло то, что по приглашению великого князя в страну прибыл целый ряд итальянских мастеров, познакомивших Россию с архитектурными приёмами бурно развивавшегося Возрождения. Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии объединённой страны в исторической литературе принято считать новый герб — двуглавый орёл, и новый титул великого князя.



Рецензии
Интересные страницы нашей Истории!
Читала ранее, но прочла с удовольствием ещё раз.

Спасибо,
Ирина

Ирина Крымова   05.11.2016 19:54     Заявить о нарушении
Перечитывать историю всегда на пользу осознания и познания.

Андрей Пущинский   06.11.2016 08:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.