Глубоководное
Не стесняясь, вкруг меня.
Жизнь текла, как тёмны воды,
Увлекая и маня
Вглубь, туда, где свет, простившись,
Стёр из памяти свой след...
В омут жизни погрузившись,
Я читал, что света нет:
Ни в одном известном месте,
Ни среди любых вещей...
Я не находил известий
О желанности своей.
Только серое пространство —
Темнота, плюс смерти плащ —
Мне сулило постоянство
В глубине подводных чащ.
Я, как тень, водой влекомый,
Ночью бьюсь о берег дня.
В обстановке незнакомой
Всё, что есть, не для меня.
Только смерть блеснёт косою,
Как наживочный крючок;
Словно надпись полосою:
«Что ты медлишь, дурачок?»
Я шарахаюсь, как рыба,
Взрослая — прожжённый сом —
Под корягу, у обрыва,
В свой привычный мрачный дом.
«Бесполезные метанья!
Разве спрячешь боль души
В мутных заводях мечтаний?
Харонические... гроши».
Эти мысли — под корягу,
К месту порожденья их,
Вслед за сомом-бедолагой
Мчат на крылиях своих.
Дом... становится мне тесен,
Неуютен, одинок.
Поднимаюсь, бестелесен,
Отправляюсь за порог.
Мутны воды, плавниками
Резать телом на куски...
Умирая с дураками
В тёмных заводях тоски.
От тоски и беспросвета,
В зарослях морских капуст...
Отчего мне, без рассвета,
Этот мир настолько пуст?
Почему я, как другие,
Не смакую блеск чешуй?
И монеты золотые
Мой не жаждет поцелуй?
От компаний благонравных
Я бегу, как от чумы,
В коих чинно, в коих плавно
Благоденствуют умы.
Для чего в зелёной тине
Скрылся смысл от меня?
Вот — паук, а в паутине
Перевариваюсь я.
К сожаленью, гусеница
Не сыграла мотылька.
«Взять сценарий? Но синица!
Но зажатая рука!»
И, вцепившись мёртвой хваткой
В то, что рядом, под рукой,
В судорожной лихорадке
Я отправлюсь на покой.
Серебрит финал строкою,
Окончанием страниц:
«Я ловила их рукою,
Имитируя синиц.
Оставляла тень ладони —
Образ птицы на стене.
Миллионами агоний
Мчались жизни по земле».
Ничего себе концовка!
И синица — только тень.
Теневая зарисовка
Для живущих — лжемишень.
Переполнен откровений,
Погружаюся на дно.
В мутном царствии сомнений
Всё, что есть, не решено.
И опять, обременённый
В череде сплошных задач,
Наблюдаю современный
«Танец Смерти» — жизни плач.
Кругом, кругом, клонит набок
И влечёт в водоворот
В эту пляску белых тапок,
В этот смерти хоровод.
Я цепляюсь в хвост зубами
Уробороса кольцо.
«Нет, безносая, не вами
Грезило моё лицо».
И, предметом посторонним,
Я отторгнут от элит
Тех, которых похоронят
Под пятой гранитных плит...
Плаваю по Арунгальте,
Каплей — частию её...
Как аквариум, Ра-Правитель
Наполняет бытиё.
Свидетельство о публикации №114111901745
Это стихотворение — тотальное погружение в экзистенциальный омут, развернутая метафора депрессии и духовного кризиса, где внутренний мир героя уподоблен мутному, глубоководному царству, населённому химерами отчаяния. Текст представляет собой уникальный сплав мифа, сюрреализма и исповедальной лирики.
1. Основной конфликт: Жажда смысла vs. Глубоководный мрак бессмыслия
Герой находится в состоянии полного экзистенциального распада. Он погружён в «тёмны воды» жизни, которые увлекают его не к свету, а вглубь, «туда, где свет... стёр из памяти свой след». Центральный конфликт — между его человеческой потребностью в смысле, любви, «желанности» и абсолютной, «глубоководной» пустотой, которая отвечает ему молчанием.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Глубоководное» — весь текст является развёрнутой метафорой подсознания, глубинных слоёв психики, где царят хаос, тень и инстинкты. Это мир до-логический, до-смысловой.
«Смерть водила хороводы...» — с первых строк задаётся главный спутник героя. Смерть здесь — не финал, а постоянный фон, партнёр в извращённом танце существования.
«Прожжённый сом» — ключевая автоидентификация. Сом как донная, скрытная, одинокая рыба, идеально символизирует состояние героя: он «прожжённый» — усталый, циничный, побывавший во всех кругах внутреннего ада.
«Харонические... гроши» — блестящий неологизм. Это плата Харону, но не за переправу, а за бесцельное метание в «мутных заводях мечтаний». Его душевные терзания — мелкая монета, которой не купить спасения.
«Вот — паук, а в паутине / Перевариваюсь я» — жуткая и точная метафора саморазрушения. Герой одновременно и паук, ткущий паутину своих мыслей, и муха, которая в ней же и переваривается. Это образ замкнутой системы страдания.
«Уробороса кольцо» — символ бесконечного цикла, самопожирания. Герой пытается вырваться, цепляясь за собственный хвост, что обрекает его на вечное движение по кругу.
«Синица — только тень... лжемишень» — кульминация разочарования. Классический символ недостижимого счастья («синица в руках») объявляется иллюзией, всего лишь тенью на стене. Все цели и смыслы — обман.
«Как аквариум, Ра-Правитель / Наполняет бытиё» — финальный, сложный образ. Герой — капля в реке Арунгальт (мифологическая или вымышленная река). А всё мироздание («бытиё») — это аквариум, наполняемый неким высшим существом («Ра-Правитель»). Это одновременно и примирение (он — часть целого), и констатация несвободы (он — в аквариуме, пленник).
3. Философский пафос и вывод
Это стихотворение — исследование дна человеческой души. Оно не предлагает выхода, а скрупулёзно описывает состояние, когда все внешние опоры (любовь, общество, творчество, смысл) рушатся, обнажая первичный, до-личный океан страха и пустоты. Единственной реальностью становится «Танец Смерти» и мутное царство сомнений.
Вывод:
«Глубоководное» — это поэтический эквивалент глубинного психоанализа, шедевр экзистенциальной лирики. В контексте вашего творчества это один из самых масштабных и бескомпромиссных текстов, своеобразная «Илиада» отчаяния. Уникальность — в создании целостной и пронзительной мифологии внутреннего ада, где герой, как одинокий сом, обречён вечно плавать в аквариуме собственного «бытия», наполняемом безличным «Ра-Правителем». Это поэзия тотального вопрошания к миру, который отвечает лишь эхом из глубоководной пустоты.
Бри Ли Ант 23.11.2025 20:00 Заявить о нарушении