Источник святого Пафнутия - Оптина Пустынь

Великолепный русский лес – просто сказочные рослые сосны и белоствольные берёзы, окаймляющие извилистую тропинку, которая ведёт из Оптиной Пустыни к святому источнику преподобного Пафнутия Боровского!  Идёшь – и невозможно надышаться чистейшим воздухом, насыщенным кислородом от вековых хвойных исполинов!

 И вот правый берег реки Жиздры – и источник во имя русского святого – Пафнутия Боровского – Чудотворца!

 И мысль... Почему святой источник так назван?.. И каким человеком был этот преподобный старец…

 Пафнутий (в миру Парфений) Боровской жил задолго до процветания Оптиной Пустыни, но судьба его непосредственно связана с Калужской землёй – родился святой  около 1395 года в селе Кудинове (недалеко от Боровска) в православной семье – Иоанна и Фотинии, берущей своё начало от крестившегося татарина – баскака – Мартина.

 Жизненные вехи праведника изложены в двух древних литературных  источниках,  созданных его учениками: “Житие преподобного Пафнутия Боровского” – автор  Вассиан Санин, епископ Ростовский, и “Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского”,  которое написано   старцем Иннокентием.

 А также о жизни Боровского Чудотворца повествуют и «Четьи – Минеи» святителя Димитрия Ростовского, о высокой значимости этой книги писал Александр Сергеевич  Пушкин, назвав «вечно живой, неистощимой сокровищницей…».

 Из житийных повествований предстает перед взором читателя сильная, одухотворённая неземным светом, личность святого  Пафнутия Боровского: «Своего верного раба Господь украсил рассудительностью, прозорливостью, дивными откровениями и иными дарами Святого Духа.

 Всеведущий Бог дал преподобному Пафнутию способность узнавать по человеческому лицу и взору скрытые душевные страсти и немощи, а иное открывал святому во сне... Так заботился преподобный о своей братии: как искусный врач, врачевал их душевные немощи, как добрый пастырь, исторгал из волчьей пасти овцу и принимал на свои плечи и как сильный муж, носил немощи немощных».

 Более шестидесяти лет длился его монашеский подвиг –   в 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Высоком, находящемся на высоком берегу реки Протвы, монастыре Покрова Божией Матери,  недалеко от Боровска.  Семь лет святой находился на послушании у преподобного Никиты Серпуховского – ученика всея Руси чудотворца Сергия Радонежского…

 Боголюбивый  Пафнутий  Боровской был избран настоятелем Покровского монастыря, который возглавлял тринадцать лет, заботясь о вверенной ему Богом братии.  Когда же святому исполнилось пятьдесят лет, он мужественно перенёс тяжёлую болезнь и принял схиму, а после своего выздоровления преподобный Пафнутий решил уйти в отшельничество, предаваясь подвигу молитвы и очищения души.

 Но Божий промысел был другим –  святому было суждено основать в 1444 году мужской Рождества Пресвятой Богородицы Свято – Пафнутьев Боровской монастырь.

 «Преподобный Пафнутий скончался в четверток, 1 мая 1477 г., за час до захода солнца, то есть около 7 часов вечера.  Братия вышли из церкви и, узнав о кончине преподобного, горько оплакали его.

 Скорбь братии была так велика, что все рыдали и проливали слезы; никто не мог ни петь, ни канонархать. Погребение совершал верный ученик Преподобного, Иннокентий. От слез он едва мог проговорить чин погребения», - так повествуют Четьи – Минеи святителя Димитрия Ростовского.

 О значимости книги житий святых православной церкви с чувством пишет Фёдор Михайлович Достоевский: «… по всей земле русской распространён дух Четьи – Минеи… потому что чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи – Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого слова от себя, и их заслушиваются... Я сам в детстве читал такие рассказы... В этих рассказах заключается для русского народа…нечто покаянное и очистительное».

 И вот от строк житийных, от «Слова…»  о русском святом – Пафнутии Боровском я подхожу к источнику в честь Преподобного для того, чтобы набрать чистейшей водицы, освящённой православной молитвой, с частицами полезных для организма человека микроэлементов, обладающих целительным потенциалом…

 А рядом купальня голубого цвета с надписью – «Источник святого преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца», и, конечно,  его святая икона.  Я читаю молитву, прошу очистить меня и духовно, и телесно, обновив мою жизнь высокими помыслами…

 И войдя в женскую половину купальни с указателем – «Женская купель» - с троекратным осенением себя крестным знамением трижды погружаюсь в насыщенные сероводородом  прохладные воды…
 
 Ощущения необыкновенные – вначале – пронзительный холод, затем – тёплая волна прилива энергии по всему телу!..

 Но, Боже! Почему у меня… распущены волосы, где же моя любимая коричневая заколка для волос?.. А может в купели?..

 Так и есть!.. Заколка с микроскопическими  частицами моего естества в священных водах источника чудотворца Пафнутия Боровского... 

 Достать… просто невозможно!  Неужели... невидимый спин, оставленный квантовой природой моего тела,  будет незримо притягивать  моё обновлённое торсионное поле к этому  святому месту?.. 

 Конечно, ведь я посетила берег реки Жиздры и родник, который вливает в неё святые воды, три раза!

 Святой ключ – как символ Спасителя, как символ крещения и «животворящей воды христианской  веры»!

Светлана Ягодкина


Рецензии
Большое спасибо, удовольствием прочитала. Дай Бог вам ещё много новых интересных поездок

Алла Гиркая   21.03.2019 12:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.