Источник святого Пафнутия - Оптина Пустынь
И вот правый берег реки Жиздры – и источник во имя русского святого – Пафнутия Боровского – Чудотворца!
И мысль... Почему святой источник так назван?.. И каким человеком был этот преподобный старец…
Пафнутий (в миру Парфений) Боровской жил задолго до процветания Оптиной Пустыни, но судьба его непосредственно связана с Калужской землёй – родился святой около 1395 года в селе Кудинове (недалеко от Боровска) в православной семье – Иоанна и Фотинии, берущей своё начало от крестившегося татарина – баскака – Мартина.
Жизненные вехи праведника изложены в двух древних литературных источниках, созданных его учениками: “Житие преподобного Пафнутия Боровского” – автор Вассиан Санин, епископ Ростовский, и “Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского”, которое написано старцем Иннокентием.
А также о жизни Боровского Чудотворца повествуют и «Четьи – Минеи» святителя Димитрия Ростовского, о высокой значимости этой книги писал Александр Сергеевич Пушкин, назвав «вечно живой, неистощимой сокровищницей…».
Из житийных повествований предстает перед взором читателя сильная, одухотворённая неземным светом, личность святого Пафнутия Боровского: «Своего верного раба Господь украсил рассудительностью, прозорливостью, дивными откровениями и иными дарами Святого Духа.
Всеведущий Бог дал преподобному Пафнутию способность узнавать по человеческому лицу и взору скрытые душевные страсти и немощи, а иное открывал святому во сне... Так заботился преподобный о своей братии: как искусный врач, врачевал их душевные немощи, как добрый пастырь, исторгал из волчьей пасти овцу и принимал на свои плечи и как сильный муж, носил немощи немощных».
Более шестидесяти лет длился его монашеский подвиг – в 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Высоком, находящемся на высоком берегу реки Протвы, монастыре Покрова Божией Матери, недалеко от Боровска. Семь лет святой находился на послушании у преподобного Никиты Серпуховского – ученика всея Руси чудотворца Сергия Радонежского…
Боголюбивый Пафнутий Боровской был избран настоятелем Покровского монастыря, который возглавлял тринадцать лет, заботясь о вверенной ему Богом братии. Когда же святому исполнилось пятьдесят лет, он мужественно перенёс тяжёлую болезнь и принял схиму, а после своего выздоровления преподобный Пафнутий решил уйти в отшельничество, предаваясь подвигу молитвы и очищения души.
Но Божий промысел был другим – святому было суждено основать в 1444 году мужской Рождества Пресвятой Богородицы Свято – Пафнутьев Боровской монастырь.
«Преподобный Пафнутий скончался в четверток, 1 мая 1477 г., за час до захода солнца, то есть около 7 часов вечера. Братия вышли из церкви и, узнав о кончине преподобного, горько оплакали его.
Скорбь братии была так велика, что все рыдали и проливали слезы; никто не мог ни петь, ни канонархать. Погребение совершал верный ученик Преподобного, Иннокентий. От слез он едва мог проговорить чин погребения», - так повествуют Четьи – Минеи святителя Димитрия Ростовского.
О значимости книги житий святых православной церкви с чувством пишет Фёдор Михайлович Достоевский: «… по всей земле русской распространён дух Четьи – Минеи… потому что чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи – Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого слова от себя, и их заслушиваются... Я сам в детстве читал такие рассказы... В этих рассказах заключается для русского народа…нечто покаянное и очистительное».
И вот от строк житийных, от «Слова…» о русском святом – Пафнутии Боровском я подхожу к источнику в честь Преподобного для того, чтобы набрать чистейшей водицы, освящённой православной молитвой, с частицами полезных для организма человека микроэлементов, обладающих целительным потенциалом…
А рядом купальня голубого цвета с надписью – «Источник святого преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца», и, конечно, его святая икона. Я читаю молитву, прошу очистить меня и духовно, и телесно, обновив мою жизнь высокими помыслами…
И войдя в женскую половину купальни с указателем – «Женская купель» - с троекратным осенением себя крестным знамением трижды погружаюсь в насыщенные сероводородом прохладные воды…
Ощущения необыкновенные – вначале – пронзительный холод, затем – тёплая волна прилива энергии по всему телу!..
Но, Боже! Почему у меня… распущены волосы, где же моя любимая коричневая заколка для волос?.. А может в купели?..
Так и есть!.. Заколка с микроскопическими частицами моего естества в священных водах источника чудотворца Пафнутия Боровского...
Достать… просто невозможно! Неужели... невидимый спин, оставленный квантовой природой моего тела, будет незримо притягивать моё обновлённое торсионное поле к этому святому месту?..
Конечно, ведь я посетила берег реки Жиздры и родник, который вливает в неё святые воды, три раза!
Святой ключ – как символ Спасителя, как символ крещения и «животворящей воды христианской веры»!
Светлана Ягодкина
Свидетельство о публикации №114111605322
Алла Гиркая 21.03.2019 12:37 Заявить о нарушении