Спаси меня, создатель...

Зачем ко мне подходите так близко,
Что вашего дыханья слышу звук?
Вам нужно от меня одно из двух...
Нет... нет... я не озвучу пробы риска.

Зачем глазами трогаете тело?
Не нужно на меня совсем смотреть.
Я не войду к соблазнам Вашим в клеть
Когда бы даже очень захотела.

Зачем молчите Вы так неудобно?
Я не желаю слышать Ваших дум.
Как нагло облегает вас костюм...
Я чувствую себя на месте лобном.

Ну, отойдите же, прошу Вас... Боже!
Спаси меня, создатель... удержи.
Нет правды в наметённой мною лжи.
Я на земле грешнее всех, похоже...

     15.11.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема
Внутренний конфликт лирической героини: противостояние притяжению и сопротивлению, борьба между влечением и моральным самоограничением.
Основная мысль
Героиня остро ощущает навязчивое внимание собеседника, испытывает смешанные чувства (влечение и страх), но твёрдо отстаивает личные границы. В финале — призыв к высшей силе и признание собственной «грешности», что усиливает драматизм переживания.
Композиция
4 строфы по 4 строки;
каждая строфа начинается с риторического вопроса («Зачем…»), создающего нарастающее напряжение;
кульминация в последней строфе: прямой призыв («Ну, отойдите же…») и обращение к Богу;
замкнутость переживания: от вопроса — к мольбе и самообвинению.
Тип речи
Рассуждение с элементами повествования и описания (психологическое состояние, детали поведения собеседника).
Стиль
Художественный, лирический; интонация взволнованная, исповедальная.
Средства связи
анафора («Зачем…» в начале строк);
лексические повторы («я», «вы», «нет»);
параллельные конструкции («Зачем…», «Не нужно…», «Я не…»);
контрасты («правда» — «ложь», «грешнее всех» — призыв к Богу).
Средства выразительности
метафоры: «глазами трогаете тело», «войду к соблазнам Вашим в клеть», «на месте лобном»;
олицетворение: «молчите Вы так неудобно» (молчание наделяется свойством неудобства);
эпитеты: «нагло облегает», «неудобно»;
риторические вопросы и восклицания (усиливают эмоциональность);
антитеза: желание vs. запрет, влечение vs. страх;
архаизм/высокая лексика: «клеть», «создатель» (придают исповедальный тон).
Размер и рифма
свободный ритм, ближе к акцентному стиху (нет строгой силлабо-тонической схемы);
рифмовка перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм;
рифмы частично неточные («близко» — «звук», «двух» — «риска»), что усиливает разговорную интонацию.
Общий эффект
Стихотворение передаёт состояние тревоги, внутреннего раздвоения и попытки самосохранения. Лирическая героиня одновременно притягивает и отталкивает, признаёт силу чувства и свою «грешность», но настаивает на границе.


Рецензии