Добрый человек николай бойко

Памяти выдающегося земляка

Вряд ли я сейчас смогу вспомнить, когда впервые встретились мы с художником Николаем Яковлевичем Бойко. Но отправной точкой, думаю, можно считать мою работу в редакции газеты «Маяк».

Первые впечатления? Печаль во взгляде, во всём облике, простота и немногословность, скромность. Для художников, как по мне - нехарактерная черта.
Работая в редакции, пришёл пригласить его на презентацию своего второго сборника стихов «Zнаки». Он не пришёл, но сборник прочёл и потом между нами состоялся небольшой разговор о жизни вообще и о впечатлениях по сборнику в частности. На уровне - понравилось-не понравилось. Немного обсудили идею совместного проекта с иллюстрациями Н.Я. Хотя я понимал, что он мастер не моего стиля, реалист, а мне бы больше «сюрр» подошёл. Н.Я. посоветовал другого художника, своего ученика - А.М. Но при этом, будучи педагогом, руководителем студии, Н.Я. активно поддерживал сюрреалистическое, гротескно-фентезийное художественное начало в детях, то есть он понимал и принимал эти направления изобразительного искусства. Вольный полёт фантазии, свобода творчества для него были важными компонентами в воспитании юных художников.
Рассказывал с гордостью о своих маленьких подопечных, показывал переплетённые самодельные книги с иллюстрациями по мотивам произведений выдающихся мастеров слова.
О себе - практически ничего. Я пытался написать о нём, полнее раскрыть биографию и творческий путь, но попытки разговорить Н.Я. не увенчались успехом. Не в моих правилах лезть в душу, если человек не хочет раскрываться. Даже в ущерб профессиональному журналистскому долгу. Позже пришлось оставить журналистскую профессию. Грязь, продажность её очевидны, особенно в последнее время. Сами преподаватели в институте, где я учился, кто - как бы слегка стесняясь, а кто - в открытую, называли её «второй древнейшей». О чём же тут жалеть, если она стыковалась с элементарными моральными принципами? Об этом положении вещей и понятий мы и с  Н.Я. говорили. На этом фоне, видимо и сошлись во мнениях и взглядах. Он сетовал на бюрократизм местных и областных чиновников от культуры, беспокоился о плохом финансировании его студии, волновался насчёт присвоения его коллективу статуса «народный». Но - присвоили! Он был несказанно рад.
Человек творческий, наверняка он почувствовал во мне родственную душу. И я могу по праву гордиться тем, что знал и общался с Н.Я.
Как-то зашёл разговор о том, что ему, бессеребренику, и вместе с тем создателю герба города, можно было бы получать с этого какие-то дивиденды. В цивилизованной Европе это общепринятая практика. На что Н.Я. только хмыкнул и горько улыбнулся. Да уж, какая там Европа!
За каждого ученика переживал, как своего собственного ребёнка. Некоторое время в студию ходила моя племянница - девочка одарённая разными талантами, в том числе и художественным. Когда однажды в семье решили всё же остановиться на чём-то одном - не разорваться же, и  сосредоточились на занятиях танцами, - Н.Я. при встречах всё спрашивал, может-таки передумали бы и вернулись?.. 
В первых номерах газеты «Суцвіття» я опубликовал монографию Н.Я. о художнике П.А.Журко. Запомнилось, с каким, несколько удившим меня, пиететом он передавал мне эту монографию, сомневаясь, нужно ли тиражировать сей труд. Потом я узнал, что П.А.Журко был учителем Н.Я., и благодаря ему, Н.Я. и выбрал профессию художника.
Когда у нас в «Суцвітті» появился молодой авангардный художник Е.Г., я открыл для себя ещё одну грань личности Н.Я. В отстаивании традиционых художественных ценностей он, как оказалось, был принципиален. Естественно эта принципиальность исходила из глубокой внутренней убеждённости в ценности и незыблемости исконных постулатов искусства. Н.Я. понимал и легко мог отличить талант от бездарности, потому и спорил, и отстаивал свою точку зрения. И защищал от посягательств бесталанности все воистину великие, созданные не одним поколением художников стили, направления, смыслы. Дискуссия вышла жаркая, откровенная, честная. Я, категорический противник выхолощенности и откровенной глупости в любом жанре искусства, особенно - в изобразительном, конечно, был на стороне Н.Я. с его традиционными ценностями. Повторюсь, не исключающими, однако, ни авангардизм, ни сюрреализм, ни супрематизм и прочие стили прошлого и современности, ведь главной составляющей личности мастера всегда была и будет одна - Талант!
Весть о внезапной смерти Н.Я. застала врасплох. Ну ведь рано, несправедливо рано! Хоть и понятно, что смерть не выбирает,.. или - наоборот - выбирает?: пришла, забрала - и точка?..
Дома, в семейном кругу восприняли с печалью эту весть. Ибо давно знали, уважали, с теплотой относились к Н.Я. И сразу же родилась идея обязательно увековечить его память. Я сразу сказал, - нужна мемориальная доска, нужно звание почётного гражданина города, а вообще, можно бы и улицу его именем назвать… Уже потом, на заседании ТО «Суцвіття» подкинул идею Виталию Михайлову, нашему голове, и, конечно, вопрос увековечивания памяти был единодушно поддержан. Насчёт улицы - тут, конечно, согласия не было, а мемориальная доска - это да.
Мне же на возражения, типа, «неужто Н.Я. настолько выдающаяся личность, что прямо уж и улицу его именем называть!?», хотелось бы озвучить свои аргументы. Во-первых, он был действительно настоящим человеком - добрым и творческим. Спросите у детей, которые тянулись к нему, шли в изостудию, как на праздник. Во-вторых, разве мало он сделал для города? Уже тот факт, что Н.Я. - создатель герба Красноармейска - ярок и показателен.
Неоднократно говорилось, что улицы и переулки города носят имена деятелей (или событий истории), имеющих к нашему краю косвенное отношение. А выдающимся землякам уделяется непростительно мало внимания.
Первые и основные шаги по признанию таланта Николая Яковлевича Бойко сделаны - в этом году на сессии горсовета чиновники приняли решение (пусть и посмертно) присвоить ему звание Почётного гражданина Красноармейска и установить в его честь мемориальную доску.
В наше безумно злое и жестокое время мы должны помнить, что добро и правда всё равно восторжествуют. Творчество - на стороне сил светлого разума, именно силам света и служил всю жизнь Николай Яковлевич.

ноябрь 2014


Рецензии