Над Русью снова наклонилась ночь...

Над Русью снова наклонилась ночь...
И ветерок старинным заговором
Оберегает сонные просторы,
Распутывая недомолвок склочь.

А лунная кормилица чудес
Молочною рекой не оскудела...
И звёздное мерцанье то и дело
Чарует землю знаками с небес.

И хочется прижаться к мураве,
И насладиться тихой простотою
Свободы, лунным шармом залитою,
И не держать опасок в голове.

Здесь каждый вдох дарует теплоту
Воспоминаний и заветов предков.
И каждая качнувшаяся ветка
По-русски шорох тянет за версту.

И шаг в туман похож на лёгкий взлёт
Туда, где облака плывут неспешно
Над Русью, далью вольною безбрежной...
Откуда в душу свет сиянье льёт.
 
                14.11.2014

Исходя их глагольной формы "склочивать", из прилагательной "склоченный", осмелилась применить форму существительного "склочь". Надеюсь, что способность русского языка к словообразованию, до сих пор не исчерпанная, позволяет это...


Краткий анализ текста
Тема
Изображение ночной Руси, пронизанной мистической красотой, связью с предками и природной гармонией. Лирический герой переживает глубокое единение с родной землёй.
Основная мысль
Ночь на Руси — время таинственного единения человека с природой и памятью предков; через образы ночи, луны и звёзд раскрывается духовная связь с родной землёй и её многовековой традицией.
Тип речи
Художественное описание с элементами рассуждения (размышления о связи времён и пространства).
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, архаичными и возвышенными элементами («кормилица чудес», «недомолвок склочь», «по;русски шорох»).
Композиция
1;я строфа: вступление — ночь накрывает Русь, появляется мотив оберега и тайны.
2;я строфа: развитие — луна и звёзды как источники чуда и знаков свыше.
3;я строфа: кульминация — желание слиться с природой, обрести свободу и покой.
4;я строфа: углубление темы памяти предков и национальной идентичности.
5;я строфа: завершение — образ полёта в туман и света, льющегося в душу, как итог духовного единения.
Средства связи предложений
Анафора («И…») — создаёт плавность, напевность, объединяет строфы в единый поток.
Лексические повторы («Русь», «ночь», «луна», «свет»).
Синтаксический параллелизм (однотипные конструкции с «И…»).
Местоимения и контекстные синонимы («земля», «Русь», «просторы»).
Выразительные средства
Метафоры: «лунная кормилица чудес», «молочная река», «звёздное мерцанье чарует», «лунный шарм».
Олицетворения: «ночь наклонилась», «ветерок оберегает», «ветка тянет шорох».
Эпитеты: «сонные просторы», «тихая простота», «вольна даль».
Архаизмы/историзмы: «кормилица», «недомолвки», «мурава».
Неологизм/окказионализм: «склочь» (от глагола «склочивать») — подчёркивает авторскую игру со словом и живую природу русского языка.
Сравнения: «шаг в туман похож на лёгкий взлёт».
Инверсия: «над Русью снова наклонилась ночь», «распутывая недомолвок склочь» — усиливает поэтическую интонацию.
Звукопись (аллитерация на «л», «ш», «с») — передаёт шелест, тишину, плавность ночи.
Общая тональность
Медитативная, умиротворённая, с оттенком светлой мистики и национальной гордости. Стихотворение создаёт ощущение сопричастности к вековой традиции и природной гармонии.


Рецензии
Образность строк уводит читателя в некий Мир тишины и нежности, радости и счастья.

Олег Смирнов 3   14.11.2014 08:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.