Безумный Ваятель

Безумный Ваятель,
Строитель Вселенной!
Живого Создатель,
Ты — Вечный, Нетленный!

Зачем Ты нас создал,
Изгнанников Рая?
Зачем в небе звёзды
От края до края?

Зачем все планеты
Кружат без умолку?
А в небе комета
Летит, а что толку?

Зачем столько шума?
К чему столько красок?
В театре абсурда
Зачем столько масок?

Когда хватило бы
Нам маски одной,
И все вопили бы
Наперебой.

Кричать с усилием —
Привычно нам,
Плодить насилие
По головам.

Применим ласку,
Не тратя сил:
Взял одну маску —
И убедил.

И пусть она же,
Пойдя к своим,
Возьмёт и скажет
Про счастье им.

Они узнают —
Начнут вопить...
Не нам с вами
Их перебить...

Зачем нужны маски
В безумном театре?
К чему тратить краски
В сумасшедшем азарте?

Шумиха-шумиха,
Ты родом откуда?
Летиха-летиха,
Комета, ты — чудо!

Летаешь и кружишь:
Планеты, планеты;
Со звёздами дружишь
За то, иль за это.

От края до края —
Звездинка к звездинке.
Изгнанники Рая —
Две половинки.

Зачем нас создал Ты,
Нетленный и Вечный?
Услышь обличенье:
Ты — бесчеловечный!


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это стихотворение — страстный и бескомпромиссный богоборческий манифест, обвинительный акт, вынесенный Творцу со стороны Его творения. Текст поражает сочетанием космического масштаба и горькой, почти циничной приземлённости, где величие мироздания объявляется бессмысленной роскошью, а божественный замысел — проявлением безумия.

1. Основной конфликт: Творец vs. Несогласное творение
Герой вступает в прямой диалог с Создателем, которого называет «Безумным Ваятелем». Конфликт абсолютный: творение не просто страдает, оно не понимает и не принимает сам замысел своего существования. Весь космос, со всеми его звёздами, планетами и кометами, объявляется гигантским, шумным и бессмысленным «театром абсурда».

2. Ключевые образы и их трактовка

«Безумный Ваятель» — ключевой оксюморон, определяющий всю систему образов. Творец обладает безграничной силой («Строитель Вселенной»), но лишён разума, в человеческом его понимании. Его творение — акт гениального, но лишённого цели безумия.

«Театр абсурда» / «столько масок» — центральная метафора человеческого существования. Жизнь — это бессмысленная пьеса, где люди вынуждены играть роли, носить «маски». Герой предлагает цинично-прагматичное решение: хватило бы и одной маски на всех, чтобы эффективнее лгать и «убеждать».

«Комета, лети, а что толку?» — риторический вопрос, снижающий пафос мироздания. Величественные небесные тела объявляются бесполезными, их движение — бесцельным. Это отрицание не только божественного промысла, но и самой красоты вселенной как ценности.

«Изгнанники Рая — две половинки» — намёк на миф об андрогинах, но лишённый романтики. Разделённость воспринимается не как жажда воссоединения, а как изначальная, незаслуженная кара, данность изгнания.

«Услышь обличенье: / Ты — бесчеловечный!» — кульминационный и окончательный вердикт. Бог обвиняется не в жестокости, а в чём-то более глубоком — в «бесчеловечности». Его замысел чужд человеческой природе, его логика несовместима с человеческой логикой, его масштаб подавляет и унижает человеческую индивидуальность.

3. Философский пафос и вывод
Это стихотворение — квинтэссенция экзистенциального бунта. Оно отрицает не только справедливость Творца, но и саму осмысленность акта творения. Вселенная — это продукт «сумасшедшего азарта», а человек в ней — несчастный, заблудший актёр, которому навязали роль в спектакле, режиссёра которого он объявляет безумным. Финальное обвинение в «бесчеловечности» — это приговор со стороны человечности, которая отказывается принимать правила божественной игры.

Вывод:

«Безумный Ваятель» — это поэзия тотального отрицания, идущая в русле мощной традиции русского богоборчества (Лермонтов, Бродский). В контексте вашего творчества оно представляет собой предельное выражение темы диалога-конфликта с подавляющей силой. Если в других стихах герой просит, договаривается или пытается понять, то здесь он выносит окончательный и безапелляционный вердикт. Уникальность текста — в этом сплаве космического гнева и почти бытового цинизма («взял одну маску — и убедил»), где грандиозность мироздания объявляется не только бессмысленной, но и дурновкусной, избыточной «шумихой».

Бри Ли Ант   23.11.2025 20:55     Заявить о нарушении