Кирпичик
Лексический запас моего отца-строителя и любовь к архитектуре – всё это прочно «зацементировалось» в моём сознании.
Возможно, поэтому мне интересно старинное зодчество – корабли - монастыри, златоглавые православные церкви, тихие уютные часовни. Меня всегда восхищает мастерство архитекторов и строителей, создавших это каменное великолепие, украшающее своим духовным светом русские просторы.
Шамордино…Казанская Амвросиевская женская пустынь – ставропигиальный монастырь Русской православной церкви…
Святая обитель поражает гармонией архитектурного ансамбля, сложенного из красного кирпича, венцом зодчества которого является Казанский собор.
Монастырь, расположенный в одном из живописных уголков России – между старинными русскими городами – Калугой и Козельском, был основан преподобным Амвросием на средства богатой помещицы Александры Николаевны Ключарёвой.
Старец Амвросий и первая настоятельница этой святой обители - матушка София (Болотова) заботились о возведении большого каменного собора на месте первого деревянного храма, так как главным в монастырской жизни сестёр считали - «молитвенное делание».
Архитектором храма был назначен Сергей Владимирович Шервуд, представитель династии русских зодчих и художников, создающих свои произведения в стиле историзма и модерна.
Казанский собор, устремлённый ввысь пятнадцатью башнями с тёмными луковичными головками, выполненный из красного кирпича в «неорусском» архитектурном стиле впечатляет и в наше время своим роскошным изваянием.
Взирая на это великолепие, «русская душа» чувствует национальные традиции зодчества – стилизованные под глубокую старину крылечки с шатровыми завершениями и «пузатыми» колоннами, теремообразные крыши со сводами, узкие арочные окна с узорчатыми наличниками, создающие пространственную композицию – ризалиты.
Казанский собор удивляет особой пластикой архитектуры и великолепной слаженностью линий!
Войдя в величественный храм, ощущаешь гармонию и от решений внутреннего дизайна, а, в первую очередь - от духовности, исходящей от великолепного иконостаса и намоленных православных святынь.
Восхищает и то, что многие иконы Спасителя, Богородицы, а также русских святых выполняются в художественных мастерских монастыря. Монахини и послушницы изумительно вышивают бисером - бусинка к бусинке, разукрашивая иконные оклады.
Нельзя отвести глаз от образа Калужской Божьей Матери, в насыщенном синим цветом покрове с раскрытой книгой в руках! Обрамлённая восхитительным бисером, икона Богородицы сияет Божественным светом, озаряя всех неземной материнской любовью.
Интересно то, что лик на этой святыне очень похож на портрет царицы Евдокии – первой жены Петра Великого, в монашеском облачении, с раскрытой книгой в руках, который был написан в Свято - Покровском монастыре Суздаля за несколько десятилетий до обретения святого образа Калужской Божьей Матери. Этот факт остаётся загадкой, хотя… явление этой иконы связано с девушкой по имени Евдокия…Возможно…многострадальная душа последней русской царицы – Евдокии Фёдоровны Лопухиной под особым покровом Царицы Небесной?.. (в Казанском храме мы видим только список с реликвии, которая находится Георгиевском соборе города Калуги).
Главная же святыня монастыря – это икона Казанской Божьей Матери, которая находится в местном ряду храмового иконостаса. Перед её Пречистым образом, написанным на Афоне настоятелем Святогорского греческого братства келии святителя и чудотворца Николая Буразери иеромонахом Арсением и пожертвованным 28 октября 1999 года русскому монастырю в Шамордино, ежечасно читается акафист Казанской иконе Царицы Небесной.
Древний чудотворный образ, перед которым молился старец Амвросий, в настоящее время утрачен, но незримое присутствие этой святыни, в честь которой названа и монастырская обитель, и величественный собор, ощущается всеми странниками, приходящими в это духовное для русского человека место.
«Спорительница хлебов» - тоже удивительная икона Богородицы совершенно необычной работы, написанная по благословлению святого Амвросия. Божья Матерь изображена сидящею на облаках, с благословляющим жестом поднятых рук, внизу же – поле, а среди цветов и трав – снопы ржи.
Преподобный Амвросий оптинский сам дал название этому святому образу – «Спорительница хлебов», указывая на то, что Богородица – помощница людям не только в духовных подвигах, но и в земных трудах... Но келейная икона, перед которой святой возносил молитвы, к сожалению, не сохранилась (в Казанском соборе находится копия с чудотворной иконы).
Царица Небесная окормляет и после смерти старца своим невидимым присутствием святую монастырскую обитель - к началу XX века Шамордино представляло собой «процветающий монастырь, в котором подвизалось более 800 сестер». Душевный покой и утешение в Казанском монастыре обрели и многие представительницы дворянских и купеческих сословий – Ключарёвы, Болотовы, Хрущёвы… Насельницей святой обители была также сестра графа Льва Николаевича Толстого – Мария Николаевна, здесь она и скончалась, за три дня до смерти, приняв монашеский постриг.
Во время гонений на православную веру монастырь был подвергнут поруганию, впрочем, как и другие святые обители... В настоящее время он восстановлен и восхищает паломников слаженностью архитектурного ансамбля из красного кирпича, озарённого особым духовным светом!..
Поклонившись русским святыням, и, совершив омовение в источнике Оптинских старцев, к которому ведёт лесенка из двухсот ступенек, с прекрасным обзором на Царский Луг, я направляюсь к паломническому автобусу с заветной надписью – «Иваново»…
Осмысливая увиденное, вспоминаю и свою родину – Иваново-Вознесенск, визитной карточкой которой является святая обитель из красного кирпича – Свято - Введенский женский монастырь, в народе названный – «Красная церковь».
Ключевое здание монастыря - церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы было построено на участке земель, принадлежащем потомкам древнего графского рода – Шереметевых, на пожертвования жителей города Иваново-Вознесенска – фабрикантов, купцов, рабочих.
Архитектор храма - Пётр Густовович Беген, по его проектам также строились здания во Владимире и других городах Владимирской губернии.
«Красная церковь», как и монастырь в Шамордине, воздвигнута в «неорусском стиле» архитектуры. Пятиглавая, с луковичными завершениями, с красивыми арочными сводами, многоступенчатыми карнизами, обрамлённая декоративным орнаментом, святая обитель своей архитектурной пластикой создаёт акцент на самобытность русской культуры.
К сожалению, в богоборческий период истории этот храм был закрыт для верующих, а в последнее время советской власти использовался как государственный архив. И только в конце восьмидесятых годов прошлого века после шестнадцатидневной голодовки четырёх женщин, являющихся членами православной общины, и при поддержке общественности был возвращён в лоно Русской Церкви.
«Красная церковь», которая находится в центральной части Иванова, является украшением города, создавая вместе с кирпичной оградой, колокольней, Домом притча единый архитектурный ансамбль, которому в настоящее время присвоен статус монастыря.
Великолепное архитектурное изваяние! Основа строения – керамический кирпич, созданный из красной глины!.. Кирпичик – как генетическая память, «заложенная в основе бытия»!
ПРИМЕЧАНИЯ -
1. Материал об истории монастырей – источник – сайт Казанской Амвросиевской женской пустыни, сайт Свято – Введенского женского монастыря.
2. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». – «Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие».
«Он создал человека из сухой звенящей глины, подобной гончарной» - «Коран. Сура 55. «Милосердный».
Фото - Шамордино, Казанский собор.
Свидетельство о публикации №114111205921