Кирпичик

Алебастр – загадочный светлый порошок, так напоминающий своим названием солнечные египетские  статуэтки Луксора, вяжущий липкий цемент, красноватая мягкая глина, желтоватый рассыпчатый песок, керамический полуоранжевый кирпич  – слова из далёкого детства… 
 
Лексический запас моего отца-строителя  и любовь к архитектуре – всё это прочно «зацементировалось» в моём сознании.

Возможно, поэтому мне интересно  старинное зодчество –  корабли - монастыри, златоглавые православные церкви, тихие уютные часовни. Меня всегда восхищает мастерство архитекторов и строителей, создавших это каменное великолепие, украшающее своим духовным светом русские просторы.

Шамордино…Казанская Амвросиевская женская пустынь – ставропигиальный монастырь Русской православной церкви…

Святая обитель поражает гармонией архитектурного ансамбля, сложенного из красного кирпича, венцом зодчества которого является Казанский собор.

Монастырь, расположенный  в одном из живописных уголков России – между старинными русскими городами – Калугой и Козельском,  был основан преподобным Амвросием на средства богатой помещицы Александры Николаевны Ключарёвой.
 
Старец Амвросий и  первая настоятельница этой святой обители -  матушка София (Болотова)  заботились о возведении большого каменного собора на месте первого деревянного храма, так как главным в монастырской жизни сестёр считали  - «молитвенное делание».

Архитектором  храма был назначен Сергей Владимирович Шервуд, представитель династии русских  зодчих и художников, создающих свои произведения в стиле историзма и модерна.

Казанский собор, устремлённый ввысь пятнадцатью башнями с тёмными луковичными головками, выполненный из красного кирпича в «неорусском» архитектурном стиле впечатляет и в наше время своим роскошным изваянием.

Взирая на это великолепие, «русская душа» чувствует  национальные традиции зодчества – стилизованные под глубокую старину крылечки с шатровыми завершениями и «пузатыми» колоннами, теремообразные крыши со сводами, узкие арочные окна с узорчатыми наличниками, создающие пространственную композицию – ризалиты.   

Казанский собор удивляет особой пластикой архитектуры и великолепной слаженностью линий!

Войдя в величественный храм, ощущаешь гармонию и от решений внутреннего дизайна, а, в первую очередь - от духовности, исходящей от великолепного иконостаса и намоленных православных святынь.

Восхищает и то, что многие иконы Спасителя, Богородицы, а также русских святых выполняются в  художественных мастерских монастыря. Монахини и послушницы изумительно вышивают бисером - бусинка к бусинке, разукрашивая  иконные оклады.

Нельзя отвести глаз от образа Калужской Божьей Матери, в насыщенном  синим  цветом покрове с раскрытой книгой в руках!  Обрамлённая восхитительным бисером,  икона Богородицы сияет Божественным светом, озаряя всех неземной материнской любовью.

Интересно то, что лик на этой святыне  очень похож на портрет царицы Евдокии – первой жены Петра Великого, в монашеском облачении, с раскрытой книгой в руках, который был написан в Свято - Покровском монастыре Суздаля за несколько десятилетий до обретения святого образа Калужской Божьей Матери. Этот факт остаётся загадкой, хотя…  явление этой иконы связано с  девушкой по имени Евдокия…Возможно…многострадальная душа последней русской царицы – Евдокии Фёдоровны Лопухиной  под особым покровом Царицы Небесной?.. (в Казанском храме мы видим только список  с реликвии, которая  находится Георгиевском соборе города Калуги).

Главная же святыня монастыря – это икона Казанской Божьей Матери, которая находится в местном ряду храмового иконостаса. Перед её Пречистым образом, написанным на Афоне настоятелем Святогорского греческого братства келии святителя и чудотворца  Николая Буразери иеромонахом Арсением и пожертвованным  28 октября 1999 года русскому монастырю в Шамордино,   ежечасно читается акафист Казанской иконе Царицы Небесной. 

Древний  чудотворный образ, перед которым молился старец Амвросий, в настоящее время утрачен, но незримое присутствие этой святыни, в честь которой названа и монастырская обитель, и величественный собор,  ощущается всеми странниками, приходящими в это духовное для русского человека место.

«Спорительница хлебов» -  тоже удивительная икона Богородицы  совершенно необычной  работы,  написанная по благословлению святого Амвросия.  Божья Матерь изображена сидящею на облаках, с благословляющим жестом поднятых рук, внизу же – поле, а среди цветов и трав – снопы ржи.
 
Преподобный Амвросий оптинский сам дал название этому святому образу – «Спорительница хлебов», указывая на то, что Богородица – помощница людям не только в духовных подвигах, но и в земных трудах... Но келейная икона, перед которой святой  возносил молитвы, к сожалению, не сохранилась (в Казанском соборе находится копия с чудотворной иконы).

Царица Небесная окормляет и после смерти старца своим невидимым присутствием святую монастырскую обитель - к началу XX века Шамордино представляло собой «процветающий монастырь, в котором подвизалось более 800 сестер». Душевный покой и утешение в Казанском монастыре обрели и многие представительницы дворянских и купеческих сословий – Ключарёвы, Болотовы, Хрущёвы… Насельницей святой обители была также сестра графа Льва Николаевича Толстого – Мария Николаевна, здесь она и скончалась, за три дня до смерти, приняв монашеский постриг.

Во время гонений на православную веру монастырь был подвергнут поруганию, впрочем, как и другие святые обители... В настоящее время он восстановлен и восхищает паломников слаженностью архитектурного ансамбля из красного кирпича, озарённого особым духовным светом!..

Поклонившись русским святыням, и, совершив омовение  в источнике Оптинских старцев, к которому ведёт лесенка из двухсот ступенек, с прекрасным обзором на Царский Луг, я направляюсь к паломническому автобусу с заветной надписью – «Иваново»…

Осмысливая увиденное, вспоминаю и свою родину – Иваново-Вознесенск, визитной карточкой которой является святая обитель  из красного кирпича – Свято - Введенский  женский монастырь, в народе названный  – «Красная церковь».

Ключевое здание  монастыря - церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы было построено на участке земель, принадлежащем потомкам древнего графского рода – Шереметевых,  на пожертвования жителей города Иваново-Вознесенска – фабрикантов, купцов, рабочих.

Архитектор храма - Пётр Густовович Беген, по его проектам  также строились здания во Владимире и других городах Владимирской губернии.
 
«Красная церковь», как и монастырь в Шамордине, воздвигнута в «неорусском стиле» архитектуры. Пятиглавая, с луковичными завершениями, с красивыми арочными сводами, многоступенчатыми карнизами, обрамлённая  декоративным орнаментом, святая обитель своей архитектурной пластикой создаёт акцент на самобытность русской культуры.

К сожалению, в богоборческий период истории этот храм был закрыт для верующих, а в последнее время советской власти использовался как государственный архив. И только в конце восьмидесятых годов прошлого века после шестнадцатидневной голодовки четырёх женщин, являющихся членами православной общины, и  при  поддержке общественности был возвращён в лоно Русской Церкви.

«Красная церковь», которая находится в центральной части  Иванова, является украшением города, создавая вместе с кирпичной оградой, колокольней, Домом притча  единый архитектурный ансамбль, которому в настоящее время присвоен статус  монастыря.

Великолепное архитектурное  изваяние!  Основа строения – керамический кирпич, созданный из красной глины!.. Кирпичик – как генетическая память, «заложенная в основе бытия»!

ПРИМЕЧАНИЯ -

1. Материал об истории монастырей – источник – сайт Казанской Амвросиевской женской пустыни, сайт Свято – Введенского женского монастыря.
2. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». – «Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие».
«Он создал человека из сухой звенящей глины, подобной гончарной» - «Коран. Сура 55. «Милосердный».


 
Фото - Шамордино, Казанский собор.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.