Сказки Мудрецов

Новая серия книг со сказками мудрецов в ритмах Феано создана в развитие  публикаций портала "Сказки Мудрецов" (Российского Общеобразовательного ресурса)
Первая - четвертая книги включают мудрые сказки и притчи суфиев в стихах, впервые опубликованные в 2002 г. на Стихи.Ру – Сказки Суфиев. Ритмичные
версии сказок появились на основе  собранных по книгам Идриса Шаха и других авторов притч и сказок, басен, обучающих историй суфийских мастеров.


СЕРИЯ  КНИГ - СКАЗКИ МУДРЕЦОВ


Книги первая, вторая и третья -
- Сказки Суфиев;
Книга четвёртая - Беседы птиц;

Далее планируется издание книг:
- Притчи народов мира - индийские, буддийские, христианские и др.,
- Сказки 1001 ночь - о царе Шахрияре, о Булукии и Белой царице,
о Синдбаде Морехода, об Алладине и др.,
- Мистерии и легенды.





********************************************
Предисловие первой книги


СУФИЙСКИЕ  ПРИТЧИ И СКАЗКИ



Что  на  свете  самое  вкусное?
Это  притчи  суфийские!   Точно.
Если в них погрузиться, как ночью,
да извлечь изреченье изустное...
словно луч  неземного  познания,
словно  солнце  далёкой  дали,
восходящее в  недрах земли
пробуждённого Мироздания.





К читателю

День за днём идёт жизнь, увлекая нас в быстрый водоворот событий, важных дел, набегающих волнами проблем. И, кажется, дела нет до древних сказок или мудрости суфиев. Мы спешим быть здесь и сейчас, забывая часто о главном. В этом и состоит великое заблуждение, ведь именно мудрость делает жизнь яркой и гармоничной, счастливой. Временные ценности возникают и разрушаются так быстро, что многие теряют опору, стержень духа своего. Взгляните вокруг и посмотрите на себя со стороны, каким вы увидите этот день через десять, двадцать лет? Что останется, а что исчезнет? Да, мудрость древних сохраняется тысячелетиями, и от того, куда именно направляете вы внимание, энергию мысли, зависит буквально все в вашей жизни! Поток вневременной мудрости, питающий поколения, может гармонизировать  вас так, что проблемы начнут растворяться сами, как по волшебству. В этом устойчивом состоянии гармонии  человек обретает самого Себя.

Чтение суфийских притч может быть не только приятным, но и полезным, если читать со вкусом, не спеша, иначе  можно не заметить ядрышка в орешке, чьей скорлупкой является занимательный сюжет сказки, а значит, упустить главное - смысл, глубину подтекстов.   


Великий мудрец Ибн аль-Араби из Испании сказал о трех видах Знания так:
      «Существуют три вида знания. Первое - это знание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.

      Вторым идёт знание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм.

      Третье - это истинное знание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом знания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и учёные сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты, эмпирики и многие поэты пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими формами вместе, либо поочерёдно, то одной, то другой.

      Но люди, достигающие истину, - это те, кто знают, как воссоединяться с реальностью, простирающейся поверх этих видов знания. Таковы истинные суфии, дервиши, те, кто постигли мир».

Для справки. Ибн аль-Араби  (28 июля 1165, Мурсия — 10 ноября 1240, Дамаск) — исламский богослов из Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Получил прозвание «величайший учитель» (аш-шайх ал-акбар).  Ибн Араби разработал учение о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд), отрицающее различия Бога и мира.


Шейх Идрис Шах об истории и цели суфизма так сказал:
 «Как возник суфизм и что является его основой? Согласно историческим документам, происхождение суфизма относят к трем источникам, представляющим, по утверждению многих суфиев, три сущностно разные манифестации одного и того же сверхфизического, космического и божественного импульса. Вот эти источники:

1. Суфизм был известен всем народам под многими именами от начала времён;

2. Суфизм как внутренний компонент всеобщей религии был передан Пророком Мухаммедом своему ученику и зятю Али, а также другим людям.

3. Суфизм продолжал своё существование бок о бок с пророческой передачей...

Своё восприятие суфий считает связанным с космической интуицией, которая и побуждает его работать в сфере образования суфийского толка. Мотивируясь этим чувством, суфий фактически разделяет убеждения Эйнштейна, что «космическое религиозное переживание — самое мощное и благородное побуждение, движущее научным исследованием.

Способствовать обеспечению людей средствами, помогающими им придерживаться принятых общественных норм и в то же время приобретать понимание более глубокой истины, не нарушая при этом собственного равновесия и равновесия своего общества, — это и есть цель суфийского образования».

Для справки. Идрис Шах (Idries Shah, Sayed Idries el-Hashimi) (1924—1996)  - мыслитель, писатель, известный во всем мире. Он был советником ряда монархов и глав государств, членом и одним из основателей Римского клуба, членом правления Королевского Гуманитарного общества и Королевского Госпиталя (Великобритания), директором по науке Института Культурных Исследований и др. Человек, одним из первых открывший Западу сокровенное знание суфизма.


 
СКАЗКИ  СУФИЕВ


Части 1 и 2


НАКШБАНДИ

Учитель  дервишей,  великий  Накшбанди,
Вёл  разговор  на  главной  площади  столицы.
Лазурь  мечетей  восходила  от  земли,
И  улетали  ввысь  премудрости  жар-птицы.

          Но  вот  случайно  в  круг  собравшихся  вошёл
          Бродячий  дервиш,  что  из  братства  Маламати, -
         «Людьми  укора»  называли,  «светом  шор»...
          И  разговор  прервался,  будто  бы…  некстати.
 
                -  Идёшь  откуда  ты?  Скажи,  любезный  друг?   
         Так  суфий  суфия  приветствует  обычно,
                -  Я  представленья  не  имею,  путь мой - круг, - 
Шутя, ответил,  осмотревшись  вскользь,  тактично.

А уж вокруг  зашелестели: 
-  Пустозвон!
Учитель,  строго  ход  беседы  соблюдая,
Вопрос  второй  ему,  повысив  голос,  тон: 
-  Куда  идёшь  ты?  -  а  в  ответ  опять, -
 -  Не  знаю.
          -  А  что  есть  бог?  -  опять, 
-  Не  знаю. 
-  Что  есть  зло?...
          -  А  что же  правильно?  -  Тут  дервиш  улыбнулся:
           -  Да  то,  что  нравится,  и  что  мне  хорошо!
           -  А  что  неправильно? 
-   Что  плохо  мне,  -  запнулся...

                И  тут  толпа  во  гневе  прочь  его  смела.
                Но  он  ушёл  целенаправленно  и  смело
                В  том  направлении,  что  значит  - никуда...
                А  Накшбанди  сказал:
 -  Он  сделал  свое  дело!

«Людьми  укора»  называли  только  тех, кто,  словно  зеркало,  покажет  отраженье того,  что  мы не  видим,  просто не  успев  заметить  то,  что  затмевает  самомненье.

Когда  ты  делом  занят истинно своим, то  любопытным  ты  не станешь объяснять, и  даже  тем,  кто жаждет  видеть  и  понять поток  всех  дел  и  русло действий вместе  с  ним...  Любая  внешняя оценка  этих  дел второстепенна  тем,  кто сутью овладел.



    Разбор суфийских притч следует делать самостоятельно, но для тех, кто впервые читает  такие тексты, поясню. В самом начале обычно заложен "краеугольный" камень, о который читателю нужно бы споткнуться... то есть, не просто внимательно прочесть начало сказки, а  «включиться» сознанием. Например, так.
Учитель  дервишей,  великий  Накшбанди
Вёл  разговор  на  главной  площади  столицы.

На что следует обратить внимание тут? На то, что перед нами не учитель людей, собравшихся на площади, а учитель дервишей! Что он просто вёл разговор, а не учил! Ибо не было рядом учеников, а лишь любопытные, считающие, что вполне понимают великого Учителя. Обратите внимание на то, что главная площадь восточной столицы обычно базарная,  то есть, это место, где собираются болтающие торгаши и покупатели, а не ученики...

Тем не менее, суфий – человек в миру, но не от мира - несёт свет знания именно в тёмную толпу простого народа.  Обычным разговором, необычными ответами, мимолётной мудрой беседой можно достичь большего, чем  поучением.

Учитель дервишей узнал вошедшего в толпу суфия и приветствовал его в соответствии с традицией, имеющей важное значение для суфиев.  Понимая, что собравшиеся не в состоянии извлечь пользу немедленно от их разговора друг с другом, они все же демонстрируют его на публике,  реагирующей «правильно» на «болтуна»,  в котором та не способна увидеть своё отражение.   В притче говорится:
А уж вокруг  зашелестели:  -  Пустозвон!
Мастер, понимая важность момента для окружающих, интонацией своих вопросов усиливает внимание собравшихся, вынуждая прислушаться и подумать чуть глубже, чем обычно.  На  первый взгляд, разговор выявляет «глупые» ответы «несведущего» в философии бродячего дервиша, в то же время, каждый ответ суфия Учителю предельно прям и точен.

-  Куда  идёшь  ты?  -  а  в  ответ  опять, -
-  Не  знаю.

В самом деле, в философском смысле понимания пути, человек не знает цели своего движения в годах и не может правильно сказать о конечном пункте. Суфий понял, что вопрос Учителя именно философского, а не бытового плана. Кто может понимать, понимает сразу, но другим нужно время для осознания. В завершении беседы звучит:

- А что неправильно? - Что плохо мне, - запнулся...

Почему же запнулся уверенный и знающий человек? Да потому, что толпа тотчас сделала неправильные выводы:  плохо стало и ему, и одновременно самой толпе. Неправильно то, что плохо – так он ответил и ситуация показала его ответ на деле! Казалось бы - простая притча, очевидные вещи говорятся, но это лишь первый уровень рассмотрения её.

Более глубоко разобрать уровни любой сказки или притчи стоит  постараться самому читателю!
 



ТРИ   СОВЕТА


По  мотивам  известной притчи  Джалуддина Руми



Когда  бы  доверяли  не  словам,  а  истине,  что   сердцем  познаётся, да  сердцу,  что  от  истины  зажжётся,  то  не  было  б  предела  чудесам.


Однажды  Некто,   встретив   птичку  света,
Поймал  её.  Вдруг  молвила  она:
- Я   дам   тебе  бесценных   три  совета, 
Коль   ты   меня   отпустишь,  я  умна...
При   этом   ты  получишь  первый  тут  же, 
Второй  -  когда  вспорхну  на  ветку  я,
А  третий,   ты  о  нём   подумай  глубже, 
На  той  вершине... Выпусти ж   меня!


- Согласен!   Говори  мне  эти  мысли.
-  Совет  прими  такой: - Коль  потерял,
Пусть  то,  что  ценишь  ты  не  меньше   жизни,
Смирись,   да  не  жалей.  Всевышний  взял.


И  Некто  птичку   выпустил   на  волю. 
Вспорхнув  на  ветку,   молвила  она,
Как   ветер,  отдающий  силу   морю,   
Как  в  море  возлетевшая  волна:
-  Тому,   что  доказательств  не  имеет,
   Тому,  что  здравый  смысл  не  обрело,
   Не  верь!  А  то  сомненья  одолеют,
   И  думай,  я  скажу  еще  одно:
(Тут  птичка  до  вершины  долетела)
-  Несчастный  человек,  узнай  о  том,
   Что  два  алмаза  я  на  завтрак  съела,
   И, если б  ты  пронзил  меня,  с  умом,
   Твоими б  те  богатства сразу  стали!


В  отчаянии  наш  Некто  зарыдал, 
Схватив  пустую  голову  в  печали,
И  с  горестью  он  птичке  прошептал:
-  Скажи  хотя  бы  третий,   в  заключенье...
-  Какой же  ты  глупец,  - в  ответ она,  -
   Ты даже  не  подумал  о  значенье
   Двух  первых, что  узнал,  а  голова
   Тебе  дана  зачем?  Ведь  я  сказала,
   Чтоб  ты  всей  чепухе  не доверял,
   Не  плакал  о  потерях.  Ведь  не мало.
   Но  ты…  наоборот  всё  совершал!
Представь,  как   глупо  верить, что алмазы
В такой  малютке  можно  поместить,
   И  стоит  ли  играть,  как   дети,  фразой,
   Иль  плакать  над  потерями,  тужить...
Ты глуп, так оставайся  же  в границах,
   Обычных  для  обычных же  людей,
   Но  думай  иногда  о  свето-птицах,
   И пусть  они  появятся  скорей!


Когда  бы  доверяли не  словам,
А  истине, что  сердцем  познаётся,
И сердцу,  что от  истины  зажжётся, 
То  мысли б обретали  божий  Храм...


...далее - Сказки Суфиев - Южная мастерская - http://stihi.ru/avtor/feana



************************






Желаю вам сказочного мировосприятия.


Рецензии
Да вы и взаправду Эзоп. И знаете, куда идете. Лариса Реус

Лариса Реус   14.11.2020 14:17     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и визит, Лариса!
Эз-оп - эзотерический опыт - приводит к пониманию цели, верно.
С теплом,

Эзоп Ковчега   14.11.2020 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.