Москва моя

Я знаю разную Москву,
люблю - которую воспела,
к которой сердцем прикипела,
в которой с лучших пор живу...

В ней парков, скверов острова,
богатство клумб и листьев пламя.
Её мне почитать шагами
неспешными ... и покрова
она меняет. В тех одеждах
я нахожу душе надежду,
и, вечная, она жива...

И тянется ее народ
к источникам священных вод:
омоет озеро Святое,
наполнит силой Божий храм,
земною славою пустою
негоже восхищаться там.

Она - музей, размером с город,
она - театр, играем в нем.
И светел день. Кто вечно молод,
чужим не воскурит огнем.

Ей чужды все земные страсти,
Желанней поклоненья пыл.
Среди живущих и несчастных
в ней каждый возлюбил, простил...
12.11.14

Порой в памяти всплывают отдельные строки давно написанного стиха и настойчиво требуют пристального внимания.
Сегодня озадачилась сравнением земных страстей и пыла поклонения.


https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Страсть_(чувство)

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающиеся в её увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, преподобный Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество её. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»[8]

Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно.
Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетенное состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».
Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся проявлениями первородного греха.


Рецензии
Пока Любовь в душе людей жива,-
Нет, не падёт, как смоква, в пыль Москва!

***

Здравия, Елена!

Владимир Воронцов 69   22.06.2017 09:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Сначала удивилась ассоциации - Москва, как смоква. Смоква -азиатский ныне плод. Но если смотреть в глубь веков - Иисус приказал неплодной смоковнице - и засохла, Адам фиговым листом срам прикрывал...
Так что без любви, без плодов духовных пышная зелень и Москву не спасет...
Мир Вам!

Елена Ульяницкая   26.06.2017 13:38   Заявить о нарушении
Здравствуй, Едена!
У тебя с машиной как?
Страховка хоть была?
.................................................
Прервый язык, на котором была написана Библия (Книга) - русский,
потом были переводы на арамейский, греческий и латынь. Поэтому,
если взять текст библии, изданной до 1666 г., многие образы предстают
в совершенно ином свете!

***

Слова и буквы, буквы и слова:
Со-мыслий смыслы - ловим мы едва...
За словом - образ, ты его лови,-
Ведь в речи безобразной - нет Любви!

Конструктор Тот, что в Дар нам дал Язык,
Хотел сказать, что розга - суть грозы,-
Ведь Наги были Ева и Адам,
Их Агни звал - в ведический ашрам...

Вот, Голос-Логос, стих с тех пор, вдали,-
И смоквы с древа, все лежат в пыли:
Случайны ли "сЛУЧайные" слова?
Вновь в Книге - видим фигу. Где Москва?!

***

С теплом души,

Владимир Воронцов 69   26.06.2017 16:29   Заявить о нарушении
Кому-то розга - суть грозы,
Иным всё правит гром...
Мне в радость радуги красы
и Милость над Судом.

Владимир, в моей Библии Иисус - еврей, и русским Ему не стать никому в угоду. В ней "да"="да", а "нет"="нет" - остальное -"от Лукавого".
Мне нравится посыл Василия Ирзабекова "русский язык, КАК!!! Евангелие", я так даже блок стихов на этом сайте назвала. Да, на русском языке можно и нужно нести людям Евангельскую весть, в этом языке достаточно инструментов - звуков, слов, разработан понятийный аппарат. Но не он язык библии исторически. О себе:в самые экстренные болевые моменты, когда мне нужно было устоять в вере, помогали мне именно белорусские песни, и даже молилась я на белорусском, и словарный запас вдруг оказался достаточен, хотя не использую этот язык в общении, мне приходится подбирать слова...
Я не намерена спорить здесь с Вашими воззрениями, уважая Ваше право на ошибку. За ошибки всем придётся платить. И эта плата - суть не розга, а закон сохранения гармонии.
О машине
она застрахована в Белоруссии, но мы вынуждены неотложный ремонт делать в России, поэтому приходится и деньги, время, и силы, и даже нервы тратить... Цена выбора жить здесь.

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам... Только дверь одна - Иисус.

Елена Ульяницкая   27.06.2017 15:01   Заявить о нарушении
По-Вашему, старая, дораскольная вера - сплошная ошибка?
И библию люди сейчас толкуют лучше, чем тогда?!
Я всё это рассказываю не для споров, а чтобы люди задумались немного:
Камо грядеши? Не всем это дано, не всем необходимо...
В любом случае, благодарю за общение!
Доброго УтРа, ясного дня!

Владимир Воронцов 69   28.06.2017 05:39   Заявить о нарушении
И в этом зыбком мире Мера есть,
Которою, дай Боже, всем нам мерить:
Любовь - вот наша суть и наша честь,-
В неё, как в Бога, мало просто верить!
*
http://www.stihi.ru/2016/01/10/5054

Владимир Воронцов 69   28.06.2017 06:38   Заявить о нарушении
..ей чужды все земные страсти..? да это просто вертеп с храмами

Николай Горячев   26.10.2019 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.