Не судите влюблённую
Передо мной рукопись Лилии Хатюхиной: рукопись, которая страстно желает стать книгой. «Ускоряет время ток» - такое название придумал ей автор. Полистаем - почитаем. Побродим в «Пространстве голубых дождей».
Уютный шорох листопада,
И выжатые облака
Летят стремительно в века…
Как в этой жизни мало надо!
Пространства голубых дождей –
Мои! В них дышит бесконечность,
И я заглядываю в вечность,
Дождинкой растворяюсь в ней.
Вот – взгляд поймал веселый луч,
Блеснувший между грозных туч…
Как в этой жизни мало надо!
Читаю - и слышу музыку, читаю - и слышу слова Гоголя: «Если же музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром?». Будем верить, что не покинет нас ни музыка, в буквальном понимании этого слова, ни «музыка стихов»:
Повсюду – музыка стихов...
Она – везде, она – ничья,
И все-таки она – моя!
Повсюду – музыка стихов.
Да - она повсюду. И красота - повсюду. И человек сотворён Господом, чтобы хоть кто-то любил наш прекрасный мир. Не только жевал и пасся на лугах или сидел в засаде и дожидался той минуты, когда можно будет молнией броситься на этого травоядного. Такие - копытные, рогатые, клыкастые - уже были сотворены давным-давно. Богу не хватало созерцателя: того, кто бы восхищённо смотрел на закат и радугу, на золотую рощу и морские волны.
В стремленье вечном волны мчатся,
Друг друга к берегу ревнуя.
Испив непостижимость счастья –
Пропасть! –
Цена их поцелуя.
В песке прибрежном –
До последней капли –
Вдруг раствориться,
От истомы млея,
И умереть,
Нисколько не жалея,
Что жизнь – иссякла,
Жизнь – иссякла…
«Но из небытия мою душу извлек/ Для чего-то Господь», - задаётся вопросом автор, и отвечает стихами - и теми, отрывки которых мы уже привели, и этими:
Делиться теплом неизбывной души –
Нет радости выше на свете!
Такие вот душевные и простые строки рождаются от высоких и в тоже время земных желаний у Лилии Хатюхиной.
Не наскучит вовек аромат разнотравья,
Не пресытится слух звонким щебетом птиц.
…Да, открываешь книгу, как будто дверь избушки, и чувствуешь и русский дух, и дух недавней эпохи. А смотришь из окошка этой избушки - и видишь, и слышишь, что
Разбудил, певун лихой,
Первозоречник горластый!
Расколол души покой
На две сладостные части,
Утро набирает взлёт
В ослепительном величье!
…И поёт душа! Поёт! –
На заре –
Дуэтом с птичьей!
Вроде бы автор и далёк от профессиональной литературы, но близость ко всему земному помогает ему рисовать словами замечательные зримые картины. И чувствуется, что здесь нет никакой натуги, никакого старания спеть с какими-то выкрутасами, лучше кого-то. Нет: если и есть какая-то цель, то лишь - рассказать о себе, о том, что любимо и чего жаль. Вот в родной край пришла осень:
И вступить-то страшно
В полыхнувший лес!
…А вот мы вместе с автором, по его хотению, очутились на реке детства, кстати, родной и близкой и для меня - на Свапе:
Гривы водорослей – как шелка –
Располосканы в дивные шали.
И уносит теченьем река
Все заботы мои, все печали.
Читаешь - и согревается сердце. Читаешь - и вспоминается далёкое: бывало, зимой - в детстве - крепко промёрзнешь, уже и подкашливаешь, и подрассопатишься, а прибежишь в свою избушку, заскочишь на печку, угреешься, уснёшь…А проснувшись, почувствуешь, как будто заново родился. И опять всё нипочём - «готов к труду и обороне». Да, автор часто утопает в прошлом, но разве это недостаток? К тому же невозможно забыть слова Пушкина: «Что пройдёт, то станет мило». Читаешь - и понимаешь: не важно, что милое ушло далеко-далеко, а важно, что оно ярко светит до сих пор…
А вот Лилия зовёт нас на Валаам, туда:
Где церковь с маленьким крылечком
Покой отеческий хранит.
Где огонек от тихой свечки
С предвечным Небом говорит.
Туда, где у неё появилось, - появилось, конечно, не вдруг, - стихотворение «Глаза в глаза»:
Глаза в глаза.
И льётся в душу
Свет исцелительной зари…
О, не устань, всесвятый, слушать
И милость вечную творить.
Читаешь этот духовный цикл и тоже веришь, что
…сам Господь нам шлёт привет.
Он с нами.
Здесь.
Мы в это верим.
…Счастье для пишущего - чтобы его стихи не спутали ни с чьими-то творениями, ни с газетной статейкой, чтобы его услышали и поверили ему, чтобы его поняли. Хочу напомнить такую историю. Пикассо нарисовал (именно - нарисовал) портрет Стравинского. И вот композитора задерживают на границе: не пропускают. Полицейские заподозрили, что на полотне не портрет, а план укреплений… Разве такое могло произойти с настоящими гениями - Крамским Иваном Николаевичем или с великим Саврасовым Алексеем Кондратьевичем? Разве их портреты и пейзажи могли бы спутать с какими-то схемами?.. И стихи не спутаешь с нестихами:
Ветры радостью потчуют –
До слезы – вот так пение!
Здесь – души моей вотчина,
Всем мирам предпочтение.
Простотой бесконечною
С разнотравьем сродненная
И с туманом над речкою.
…Не судите влюбленную.
Нет, строго судить не будем. Да, конечно, кто-то поёт и звонче, и лучше. И, конечно, можно было «надёргать» ворох менее удачных строк. Но, во-первых, автор сам просит не судить её, влюблённую, строго; во-вторых, похвалить и поздравить с первой книгой никогда не опасно; а в-третьих, главное: всё-таки надо судить о книге стихов по её вершинам, а не по низинам. И никакое «мастерство не может заменить эмоции, живые переживания» (Василий Рысенков).
…С нетерпением буду ждать новых стихов Лилии Хатюхиной. А то, что они будут рождаться - не сомневаюсь: и книга подтолкнёт к продолжению творчества, и давно известно то, о чём с долей шутки когда-то сказал Лион Фейхтвангер: «Ни один порок не пускает столь глубоких корней, как порок сочинительства».
Свидетельство о публикации №114110708061
Ирина Котельникова 08.11.2014 09:01 Заявить о нарушении
Всего доброго!
Юрий Асмолов 08.11.2014 11:03 Заявить о нарушении