Письма учителю

"И не хотим понять, что фронт у нас в сердцах..."

(Александр Гранов)


Предуведомление

Это тоже вопрос -о сроках годности того или иного предмета...В обневзоренном виде -"Сроках годности русской литературы"...А меня, например, куда больше интересует срок годности Земли, Солнца, Галактики...Если они смертны, то всё смертно и ничего БЕССМЕРТНОГО не существует, хоть запойся, хоть заиграйся, хоть запишись...Речь о сиюминутной власти -и только...Я вот 35 лет получал гонорары за написанное репортажи, рассказы, эссе, повести, и даже за стихи(за них даже раньше, чем за всё остальное), ну и что ? Мне удавалось выживать благодаря игре на гитаре -уроки, уличные выступления, самопсихотерапия- но стоит ли из этоого делать далеко идущие выводы?  Екатерина вторая создала ворох литературных произведений, 8 опер написала, которые теперь кто знает? Попсовее Пикуля ну кто ещё был, а ведь это по большому счёту -ни быдлу ни элите...И уже похоронен Радзинским? Нравится-не нравится? Может и по-гамлетовски звучит.  Но для профессионала этот вопрос не имеет значения, если конечно это не работа на заказ...

 Эсхатология

"Эсхатоло;гия (от др.-греч. — «конечный», «последний» + — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.
В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце)".
У меня есть стишок http://www.stihi.ru/2013/06/12/8465
Там:
И нет конечности у Мира!
Эсхатология пустяк...
Последнего не будет пира,
Всё будет, будет, но не так.

Стяжанье знаний, не блаженства,
Страданья за умы людей,
В фотонном вихре совершенства
 Достигнут высших ступеней.

А как оно будет? Ну как-нибудь да будет...:-)

Александр Гранов   

Учитель, с эсхатологией локальной и глобальной есть серьёзные подвижки. Я тебе уже говорил про книгу Мишеля Уэльбека "Элементарные частицы", в которой он смешивает эволюционные, религиозные, психоделические элементы, находя новые и новые аргументы для подтверждения шпенглеровской версии заката Европы. Я бы добавил сюда ещё и астрофизику с астробиологией и расширил пределы экстраполяции законов квантовой механики на историю культуры и эволюцию человеческой психики, всё более и более сползающей к наркотоидной мифологизации
 всего и вся. Гак говорит Фёдор Гиренок -"Человек -это галлюцинирующая обезьяна". Великолепный фильм Наталии Нарочницкой "Большая игра" ещё раз демонстрирует элементы этой эсхатологии в движении. Хороший фильм. Прекрасная женщина, мне приходилось брать у неё интервью на темы мондиализма для одного неформально-патриотического издания(в тогдашней "вечорке" этот материал не прошёл-таки). Посмотрев этот фильм, (она вообще часто выступает в различных ток-шоу, написала много книг),я и порадовался, и загрустил одновременно. Сегодня историки как никогда становятся поэтами, отыскивая "рифмы истории"(у Шкловского есть понятие "рифма прозы"). Это немного походит на подгон Мусоргским сюжета "Хованщины" под свой музыкально-драматический замысел,
но очень модно. Одним словом , тоже своеобразная отрасль стихотворчества или оперного искусства, претендующего на роль прогнозов. Весьма увлекательных, но тем не менее столь же приблизительных. По сути же та же ЭСХАТОЛОГИЯ. Но игра слишком большая, ставки очень велики и столкновения геополитических колоссов определяют в жизни человека практически всё. А сегодня могут повлиять даже на изменение молекулярного баланса на планете Земля или сдвиг её с накатанной орбиты, наклон земной оси. В таком контексте вопрос о СРОКЕ ГОДНОСТИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ выглядит лишь как вопрос о пригодности её в противостоянии всему, что подталкивает нас сегодня к глобальным катастрофам. А они во многом провоцируются итогами столкновений мировоззрений, культур, субкультур, религий. И литература (русская или мировая) лишь одна из субкультур в ряду других.

По любимым чакрам

Продолжая этот разговор, хочу еще раз пройтись по излюбленным чакрам. Что такое религиозные традиции, цари, царицы, писатели, живописцы, архитекторы и композиторы классики для нашего ремесла, которое опошлено было названо "инженерией человеческих душ"? Это всё элементы , квантовая связь которых и создаёт мировоззренческое вещество. Модная сегодня у телешоуменов игра в параллели "итак вперёд не трепеща, и прибегая к параллели"Борис Леонидыч)...очень огрублённая игра в метафизику. Вот ты часто заводишь разговор касающийся религиозности в литературе. Я вообще не вижу смысла в таком разговоре. Искусство-это искус, а не Иисус. В нём нет одной какой-то религии. И если серебряный век дерзал заменить религию искусством, то из этого мало чего доброго получилось. Сегодня вполне религиозной стала массовая культура - и что же мы видим в итоге?

Когда-то Лидия Гинзбург пыталась очертить границы тем и вариаций лирики. Конечно, в полемике с "поэзией" трудовых подвигов. Примерно о том же писал Пастернак в своих трактатах-автобиографиях. БЛП ссылался на неокантианцев Когена и Наторпа с их концепцией истории как потока культуры.
Кстати, если мы прочтём античного "Дафниса и Хлою" , то может создастся впечатление, что этот дохристианский роман написал либо Тургенев, либо Батюшков с Барковым на пару.
 
Уже там есть поток культуры...В ссылках римских авторов на древнегреческих у Плутарха или Диагена Лаэртского, новозаветных пророков на ветхозаветных, средневековых авторов на античных и библейских, авторов эпохи Возраждения на всех предыдущих(у Боккаччо есть сюжеты заимствованные из античности -Пирам и Фисба, который потом возникает у Шекспира в "Ромео и Джульетте") - и так даллее...Пушкин-пестрит античными реминисценциями и отсылками к Шиллеру, Байрону ...У Достоевского -сплошь обыгрышь евангельских притч...Это и есть поток, фактура духовного, доступного вербальным мирам и их контрапунктам охвата окружающего мира...
 
Для себя?

Я не хочу повторять уже не раз сказанного во многих моих эссе об АНТИЧИТАТЕЛЕ(к примеру "Античитатель как суперстрат мессия"),которые я писал для задававших ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ пользоватей сайта, потому что речь о вещах несравненно более тонких и даже трудно постижимых...Тем более сегодня , когда деморализованы целые творческие союзы(не только СП) и призрак "писания для себя" бродит в сетях, спотыкаясь о небывалый энтузиазм масс, которые Я НЕ ПАЕТ, НО Я СКАЖУ СТИХАМИ...Несомненно(я писал уж об этом) социальные сети совпали с бумом харизматического пробуждения. Оно началось ещё до прихода этой технической роскоши. Колдуны и гуру повалили в редакции(они все непременно рифмовали и создавали теории из бульварных эзотерических трактатов, Библии и фольклора барахолок рухнувшего СССР) "Книгу и идиот написать может"(Невзоров), да и на ТВ может завоевать внимание аудитории телеящичный "пророк" складно излагающий "истины" и виртуозно прибегающий к параллелям...Что до сетей,то верная высказана Нарочницкой мысль, что и письма в редакцию и блоги в сети пишут , когда хочется на что-то пожаловаться: кран течёт, крышу повредило.

Харизмой по харе

О харизматическом пробуждении и ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ революции в сетях я как-то спросил мнение у одного весьма продвинутого пользователя сайта, который прекрасно знает русских религиозных философов , знает и работы Серафима Роуза с его исследованиями бесов в форме рок-гуру, психоделических пророков и харизматиков масскульта, энлэоманов, фанатов и т.д...Он всё же не согласился, как мне думается потому, что такая трактовка происходящего в сетях оскорбляет лично его. Но массовостью он был удручён не на шутку. Из высокопрофессиональных летераторов мне кроме тебе уже известных приходилось здесь общаться с Ю. В.(поэт куняевко-кузнецовской школы) и Л. А.(когда-то дебютировала в "Юности". Они мне высылали свои книги и окончательно убедили в том, что писатель даже в таком же писателе жаждет обрести читателя. И только. Хотя, зачем было Ю. В. бегать на почту, тратить деньги на пересылку,-он прочёл бы хоть одну главу моего романа "Инкунабула" или повесть "Армагеддон в Кукуеве" -и понял бы моё отношение к обломкам официальной народности в виде сегодняшней ОГОРОДНОСТИ квасных русофилов, хотя сам грешен -люблю писануть что-нибудь этакое по-древнерусски(правда, не ДЛЯ СЕБЯ)...
То же и Л.А. с её фарфоровыыми стихами - ну загляни она хотя бы в пару-тройку серьёзных моих работ, может, сохранила бы эти экземпляры изданного за свой счёт для ЧИТАТЕЛЕЙ , а не для ПИСАТЕЛЕЙ, которые уж никогда не будут лить слез в подушку над прудами-берёзами, тем более умиляться даже самыми красивыми клонами околоклассицизма, наелись...Хотя их вполне профессиональный кружок (подмосковных поэтэсс-дачников- " озёрнкиков"-не путать с ОЗОРНИКАМИ) очень даже ничего себе. Я даже эссею сочнил, сближая их с Водсвордом, Кольриджем, Саути, но то ли оскорбило такое сближение, то ли ещё что -категорически не хотела чтобы выложил на сайте и не хотелось расстраивать...

Длинный разговор

Это очень длинный разговор. Но энтузиазм масс с окончательным затаптыванием профессиональных литераторов (коль предоставится удобный случай) связан с тем о чём в свое время писал Волошин да и не он один...В преддвериях очередных актов исторических драм изымаются некоторые маски, лики, выдвигаются на передний план другие...Наша революция , конечно, изъяла(не из оборота вообще), а из массового обращения, масскульта РОЛЬ ПОЭТА -пророка, ясновидца(стихи, проза, музыка, живопись-без разницы)...Диву даёшься как могла Наталья Мандельштам верить в эту роль. Как Марина Цветаева , писала в тетрадки, веря, что они не исчезнут, как Андрей Белый завещал свой архив, как Эмили Дикинсон, Фрац Кафка, Ван Гог создавали свои инкунабулы...

Теперь о религиозности...Я уже писал на тему "ГОВНОРОК КАК РЕЛИГИЯ" . Сайтовский психодел с истерикой писания друг дугу(обрати внимания -ведь нет ни одного АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ)-это суррогатная религия в духе "общества одноразовых стаканчиков" Элвина Тоффлера. Здесь даже если кружки создаются , то с определённой периодичностью распадаются...Это как в обществе анонимных алкоголиков: каждый рассказал свою историю-и разошлись... Виталька Новосельцев(царство ему)хорошо об этом говорил, он был физиком-ядерщиком и знал толк во всех этих электронах, квантах, нейтрино...

Ещё раз о Гинзбургах и Абрамовиче

Burg всё же из немецкого. И спасибо одному из Абрамовичёй за то что он написал учебник "Введение в литературоведение". Им пользовались даже "литературоведы в штатском". Так что -всё давно уж смешалось в арийском доме Облонских. Правда, ЭТО УЖЕ ПОЗЖЕ СТРУКТУРАЛИСТЫ  заговорили о таких тонкостях, как архетипы. Это и есть тот метаязык искусства, которым следует оперировать, чтобы вместо фуги Баха не получить Чижика Пыжика. У Абрамовича о метафизике и ясновидении, которое по убеждению символистов и их последователей и есть предмет поэзии, тоже ничего. О ямбах, хореях, композиции и так далее. А вот у Лидии Гинзбург уже совсем почти о том. Но -она всё же писала для советских читателей, студентов, литераторов-практиков.  Так что не могла бухнуть , даже ссылаясь на на пушкинсакого "Пророка", что это есть эталон. В то же время культ томимых духовной жаждою пророков-поэтов, притчеизрекателей, явление поистине планетарное и вечное. Шаманы. Жрецы. Хоть у манси с хантами, хоть у инков с эвенками. Кстати, тоже профессия, как и быть библейским пророком.  К тому же -ни шаманизм, ни жречество, ни помазание в православии или его антиподах никуда не делись. Но, повторюсь, религиозные экзерсисы здесь не при чём...Это светский шаманизм, игра в бисер, даже если Лев Толстой, пугавший паровозным апокалипсисом(прогресс)...Речь о ХАРИЗМАТИЧЕСКОМ ПРОБУЖДЕНИИ и смене ролей.

Причём обязательно будет ЕСЕНИНА ВОСКРЕСЕНИЕ(название стиха одного из посетивших мою отшельническую веб-келью). Это уж сто процентов. Потом будут Асадов, Высотский, Цой, Летов...Вот и все "Бурлаки на Волге". Помнишь, паренька , набивавшего стрелу из-за непонятных слов? В лексическо-понятийный оборот сайтовской ГИПЕР-ЭЛЛОЧКИ ЛЮДОЕДКИ(это проверено) не входит процентов 90 наличного словаря русского языка. Точно не знают кто такие Платон, Платонов, Дон-Кихот, Дульцынея, вся античность, всё средневековье, всё возраждение , почти все русские цари, поэты серебряного века, исторические события мировой и отечественной истории(кроме двух-трёх), композиторов, кроме тех, что в "ящике" на ток-шоу "Голос" засветились. Да и Библию, сколько бы попы не старались.И после этого один нам знакомый нарпот(вот умора) пишет...В СТИХАХ -МОЯ ЖИЗНЬ...Да, как ты не поймёшь, если жизнь твоя в чём и была, то не в стихах-она мимо слов прошла...ты глух и слеп в вербальных мирах...Увы. НО человек хороший и кто ж ему запретит самовыражаться -пусть. Я сам с удовольствием пишу порою обладательницам красивых фотокарточек на их страницах. Им шлют плейкасты , не на страницы сетевые со стихами Ахматовой или Цветаевой, хотя почему бы нет? Тем более , что у них есть достойные продолжательницы, как правило с менее фотомодельных кондиций фотокарточками. Ну а лысины (Андрей Белый), бороды и драные одежды (Волошин) нынче куда менее рейтингоёмки.
 
Читатели, читайте писателей!

Ну а то, что здесь уже полмиллиона засветилось, так это не удивительно. У нас ещё вчера миллион населения в год просто убывал НА ТОТ СВЕТ. Но ещё немного осталось для решения геополитических проблем. Ну и то не все здесь. В 2010 году вышло 2 миллиона стихосборников(данные профессора Шатина в лекции о Марине Цветаевой). И это не предел. При том , что книжные магазины закрываются.
  С любовью и состраданием...


Рецензии
Юрий, я полностью сражена проделанной Вами работой. Перечитала дважды, но, по-моему, этого мало.
Вернусь еще не раз. Довольно интересно пишете. Спасибо.

С уважением,

Дина Лебедева   16.11.2014 22:56     Заявить о нарушении
Дина , в этом экспромте есть определённый заряд пессимизма. Но таких авторов как вы, я бы за скобки скобки своих невесёлых выводов. Как раз ПОЭЗИЯ, на кого она снизошла , в том или ином виде - спасение и то, ради чего стоит жить. Так считали Вадим Кожинолв(Горыныч Российской словесности) и Мишель Уэльбек(Дракон и Ланселот в двух лицах)...Я рад, что вы стойко восприняли эту информацию.Стало быть не зря я заводился...)))

Юрий Николаевич Горбачев 2   16.11.2014 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.