Самюэль Хантингтон. О цивилизации

Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка.
Цивилизационный подход Хантингтона отличается от того «цивилизационного» метода, который активно проповедовался в российской науке. Автор статьи скорее пытается изучить взаимодействие экономических и социокультурных составляющих общественной жизни, что придает содержащимся в статье гипотезам аргументированный характер.
Для меня новым был взгляд С. Хатингтона на типологию современных культур. А точнее, мне понравился взгляд С. Хатингтона на современную  цивилизацию. Мне кажется, что, несмотря на наличие в современном мире разных, и порой противоположных культурных и религиозных традиций, наблюдается активизация «Синской цивилизации» (по выражении. С. Хатингтона). Ведь ныне она не ограничивается Китаем как политической целостностью и даже вышла далеко за пределы Китая и китайских сообществ Юго-восточной Азии (Тайваня, Сингапура, Кореи, Вьетнама) и т.д.
В то же время, я согласна с С. Хатингтоном, который акцентирует внимание на том, что так называемая западная цивилизация распространена не только в Европе и Северной Америке, но и в Австралии и Латинской Америке. Россия же оказывается на рубеже столкновения западной, синской и исламской цивилизации в силу своего географического положения и в силу многонационального состава собственного населения. В то же время, я думаю, что С. Хатингтон недооценивает роль исламской цивилизации в современном мире.  Равно как и латиноамериканской и африканской цивилизации. Это вызвано тем, что С. Хатингтон, мне кажется, не учитывает колоссальный потенциал мусульманства, этой глубокой и широко распространенной в мире религии.   
С.Хатингтон  выделяет отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине ее византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе.
Мне очень понравилась эта статья, т.к. она не только познавательна, но и развивает способность видеть новые стороны в политических и культурных процессах, протекающих в современном мире. Мне кажется, что эту статью необходимо прочитать несколько раз для того, чтобы понять скрытый в ней глубинный смысл. Ведь в ней имеются не только простые перечисления исторических этапов развития цивилизации, но и подробный анализ закономерностей подобного развития.
Но всё есть некоторые положения, с которыми сложно согласиться. Например, с недооценкой С. Хатингтоном роли исламской цивилизации в современном мире. В то же время, мне нравится мнение С. Хатингтона о том, что Россия является центром православной цивилизации.
Мне кажется, что статью было полезно прочитать читателям, исповедующим разные религии, особенно мусульманам. Ведь понимание процессов, протекающих в мире важно для того, чтобы осознать свою собственную социо-культурную идентичность.
Мы, россияне, оказались на границе между Востоком и Западом. Вот в этом и проявляется та наша особенная историческая миссия, описанная еще Л. Гумилёвым. Статья Хантингтона эту теорию лишь поддерживает и развивает. 


Рецензии