Рецензия по книге А. Я. Гуревича

Книга А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры» ориентирована на широкую читательскую аудиторию. Она может выступать в качестве учебного пособия по курсам «История средних веков» и «История зарубежной культуры». Вместе с тем, простота и легкость стиля этой книги предполагает ее прочтение не только студентами и научными сотрудниками, но и самым широким кругом читателей.
Цель, которую поставил автор при написании книги очевидна – собрать большой массив исторического материала, проанализировать его и предоставить читателю возможность в простой и доступной форме ознакомиться с основными проблемами развития культуры западно-европейского Средневековья. Эта цель блистательно достигнута. Перед читателем предстает широких круг исторических источников, памятников духовной культуры Средних веков, детально проанализированных и изученных.
Задачей автора книги можно назвать следующее – вычленить основные категории культуры, сопоставить духовную и материальную культуру, связать факты культурной жизни с исторической реальностью, сопоставить динамику их развития. Эта задача тоже выполнена.
При написании книги автор пользовался широким кругом исторических источников – документов, архивных материалов, памятников художественной литературы. Это позволило провести широкомасштабный анализ и выявить тенденции развития европейской культуры.
Автор считает, что историю культуры Средних веков нельзя рассматривать отдельно от истории в целом, от изучения общих культурно-исторических тенденций, господствовавших в ту далекую эпоху. Она оказалась частью сложного феномена западноевропейской цивилизации. Актуально и изучение такой проблемы как опыт осмысления средневековыми мыслителями времени, которое их породило.
Позиция автора очевидна - в средние века на первом плане оказалось влияние христианской религии. Каждое событие получает религиозное, а точнее мистическое, толкование.
В произведениях средневековых писателей и философов большое внимание уделялось жизнеописаниям выдающихся исторических деятелей, т.е. полководцев или императоров. Жизнь реально существовавших людей описывалась подобно библейским житиям святых. Не меньшее значение, чем религиозные каноны, имели связи с национальной традицией.
Христианские моральные догмы оказывали влияние на формирование моральных догм, бытующих в обществе. Мораль явилась таким близким к философии воззрением, которое не просто отображало условия и фактические нормы поведения, не просто апеллировала к традициям и обычаям, а способствовала созданию некого отвлеченного идеала, определенных понятий и представлений.
Наиболее универсальными ценностями нравственного сознания являлись понятия добра и зла и связанные с ними понятия смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Они имели свое основание в самой природе человека и общества. Человек всегда стремился к сохранению рода, поддержанию здоровья своего потомства, к духовному совершенству, к развитию своих способностей, т.е. к тому, что расценивалось как благо.
В целом духовный мир эпохи был направлен на познание истины божьей. При этом в художественных произведениях наблюдалась антитеза между миром земным, преходящим, и миром божественным, нетленным.
Повышенное внимание к религии было, прежде всего, определенным типом общественного сознания, выражавшимся в мифологической поэзии. В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности, этика Средневековья превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность.
Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой (универсальной) творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, «героический энтузиазм», гармоничность и цельность мироощущения органически присущи мировоззрению Древности.
Художественная мысль эпохи Средневековья, как и ее философия, тяготеет к «совпадению противоположностей», рациональные начала сливаются в ней с поэтичной фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения «живого духа» целого.
Душа в произведениях стала изображаться в соотношении со святостью и чудесами. Здесь встретились народная вера и доктрина церкви. Когда с конца XII в. папы стали претендовать на исключительное право канонизации святых, которых раньше причисляли к таковым «волей народа» (vox populi), то они провозгласили совершение чудес одним из обязательных условий для признания святости. Бог ведь творит чудеса не только через посредство святых. Чудеса могли случиться в жизни каждого - вернее, в критические моменты жизни всякого, кто в силу той или иной причины сподобился вмешательства сверхъестественных сил.
Конечно, тот, кто «сподобился» подобных явлений - это герой. Вот ангел прерывает дуэль между Роландом и Оливье в жесте (поэме о героических деяниях) Жирара де Вьена. В «Песни о Роланде» Бог останавливает солнце, в жесте «Паломничество Карла Великого» он наделяет храбрецов сверхчеловеческой силой, позволяющей им в действительности совершить подвиги, которыми они дерзко хвалились. Но и люди самые простые могли удостаиваться чуда, больше того, даже самые большие грешники, если только они были набожны. Верность Богу, Деве или святому наподобие вассальной верности вела к спасению скорее, чем примерная жизнь. В знаменитом произведении начала ХШ в. «Чудеса Девы», принадлежащем Готье де Куанси, мы видим, как Мария сочувствует и помогает своим приверженцам.
Но нельзя думать, что в эпоху средневековья в культуре присутствовало только религиозное, духовное начало - нет, это совсем не так. Напрасно церковь убеждала средневековых людей относиться к видимому миру с презрением, не обращать на него
внимания, чтобы обратиться к истинным, т.е. духовным богатствам.
В культуре Средних веков было сильно телесное начало. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. Однако идеал воинственности в такой же степени прославлял тело, в какой христианский идеал его принижал.
Культура европейского Средневековья отличалась сильнейшим влиянием христианской религии. В целом эта культура была религиозной и только впоследствии стала приобретать светский характер. Христианские культурные ценности предполагали следующие стандарты в искусстве: в архитектуре главенствовали романский стиль и готика (как в светских, так и в церковных постройках), в скульптуре и в живописи проповедовался запрет на реалистическое изображение человеческого тела (люди изображались в одежде, не оставляющих открытых частей тела).
Поэтому художественное творчество должно было служить изображению явлений мира в их целостности и взаимосвязи.
В художественной литературе и в изобразительном искусстве широко развивались религиозные сюжеты. Но кроме этого было широко представлено описание политических событий, велись хроники, летописи. Активно развивалось устное народное творчество, особенно прославляющее боевые подвиги героев. Но были и вполне светские темы и мотивы (например, широко был представлен средневековый роман – например, «Тристан и Изольда»), были и «бунтарские» произведения (например, стихотворения вагантов).      
В художественных произведениях воспевалась красота мира, созданного богом. В целом в обществе был велик интерес к искусству и творчеству. Но и в творческом процессе обязательно должно было присутствовать божественное начало.
Большое значение имела так называемая рыцарская культура, т.е.  культура феодального сословия. В центре ее находилось активное прославление мужского начала: воспевалась физическая сила, боевые подвиги, отвага и боевая слава. В литературных произведениях подробно описывались сражения, военные походы. Часто фигурировало описание военной атрибутики (знамен, оружия, конской упряжи).
Еще одна характерная ее черта: сильное влияние христианской религии. Ведь подвиги должны были совершаться во имя Христа – например, велось покорение Иерусалима для освобождения Гроба Господня. Предполагалось строго обозначенное поведение рыцаря: он должен был участвовать в крестовых походах, показательных рыцарских турнирах, совершать религиозные обряды. Одновременно с этим рыцарская культура предполагала наличие куртуазной этики: рыцарь должен был иметь «даму сердца» и воспевать ее красоту, совершать ради нее подвиги. По отношению к дамам своего сословия рыцарь должен был вести себя благородно и подчиняться ее желаниям. Это объясняет небывалую популярность сюжетов, почерпнутых из рыцарской культуры в художественной литературе и киноискусстве.   
Итак, автор приходит к выводу о том, что в Средние века в Западной Европе происходил сложный процесс взаимного проникновения идей, их трансформация. Культурные явления, восхваляемые и культивируемые в литературных и художественных образах соответствовали эстетическим требованиям эпохи.
Книга Гуревича «Категории средневековой культуры» мне очень понравилась. Это действительно важное и актуальное произведение, проливающее новый свет на тайны Средневековья.


Рецензии