19. Тетуан

Начало: Борьба с самим собой// http://www.stihi.ru/2014/11/01/1834

Мы вновь отправлялись на прогулку в Тетуан. Удивительно, но сколько бы раз я там не была, каждый раз город открывался для меня по-новому. Я так и не запомнила ни одной дороги, потому что Ахмад каждый раз водил меня новыми тропами, открывающими всё новые и новые улочки. Он весело смеялся, говоря:

– Поменяем дорогу. Ты помнишь это место? Как, мы же здесь уже были?
Но я не помнила ничего, и казалось, что запомнить многочисленные извилистые пути сквозь узенькие улочки старого города вообще невозможно. Но вот очередной поворот, ведущий как будто в никуда, и ты оказываешься на главной площади города. Ахмад очень доволен, что опять смог запутать меня.

После долгих плутаний по знакомо-незнакомому городу мы решили отдохнуть, выпив знаменитого марокканского чая. На этот раз Ахмад выбрал кафе, расположенное прямо у площади перед королевским дворцом. Главная площадь города была обнесена символическим ограждением, возле которого дежурили полицейские. Было удивительно, что можно так свободно пить чай на улице прямо у стен дворца. Вокруг сидели марокканцы мужчины, кто пил чай, кто играл в национальные настольные игры, а кто просто смотрел. А смотреть действительно было на что. Один почетный караул армии короля, одетый в яркую марокканскую форму сменял другой, въезжающие и выезжающие правительственные машины приветствовали люди в строгих костюмах, чрез площадь то и дело маршировала рота охраны. Только потом я поняла, что и все люди в кафе, где сидели мы тоже были как-то связаны с этой службой. Потому-то здесь не было много народа, потому-то так спокойно вели себя посетители.

По кругу всей дворцовой площади развевались красные марокканские знамена с пятиконечной зеленой звездой посередине, красный цвет которых обозначает кровь освободителей Марокко, а зеленая звезда символизирует пять столпов ислама. С другой стороны площади находилось здание, на стене которого расположился огромный марокканский герб, представляющий собой щит с изображением восхода солнца над горами Атласа, поддерживаемый двумя львами, стоящими на задних лапах. Щит венчает королевская корона, а завершает главный символ Марокко девиз, написанный на ленте по-арабски: «Если Вы помогаете Богу, он поможет Вам»

Солнце клонилось к закату, поднимался сильный ветер, от которого знамена развевались со всей силой, звуча в унисон с гулом ветра. Эта картина вызывала у меня внутренний трепет и как ни странно чувство патриотизма. Вспоминались слова: «Теперь ты часть меня, ты часть Марокко, ты наша часть, ты часть самой себя». В этот момент раздался звук азана, призыва на вечернюю молитву, сначала из одной мечети, потом из другой, третей… Эхом он разносился по Тетуану, по Марокко, по миру, проникая внутрь меня. Ахмад, как и большинство посетителей кафе, отправился в мечеть, я же осталась одна под присмотром армии короля, оказавшись свидетелем таинства встречи дня и ночи.

Одна за другой включились многочисленные подсветки, с каждой секундой становясь всё ярче и ярче, дворец, герб засияли огнями, по многочисленным пальмам, шелестящим в ритм ветра, побежали синие огоньки. Тетуан преображался, превращаясь в волшебный город. Казалось, что звездное небо опустилось на Землю. «Теперь ты часть меня, ты часть Марокко, ты наша часть, ты часть самой себя». Уже который раз мой взгляд скользил по Магрибу, пытаясь вобрать в себя всю его красоту, колоритность, первозданность, силясь удержать, а сердце уже тосковало по нему, не успев расстаться. Господи, как же я люблю Восток, как же я смогу оставить все это?!

Вернулся Ахмад, мы возвращались в Мартиль. Говорить не хотелось, я любовалась проплывающими видами ночного Магриба, Ахмад незаметно наблюдал за мной, понимая мои чувства, радуясь тому, что я так полюбила его город, его страну, его мир…

– Спасибо тебе за прекрасный вечер, мой друг Ахмад, – перед сном написала я.
– Не пиши друг, напиши любимый, – тут же пришел ответ.

 Как же сложно написать то, в чем не уверенна. Но как хочется доставить радость человеку, который даровал мне столько счастья, который открыл для меня мир Востока. Любимый – как же красиво это звучит… Когда же я писала это слово в последний раз, да и писала ли вообще?…

– Спокойной ночи, любимый, – не перечитывая, ответила я, так как даже секундное промедление не дало бы мне этого сделать. Господи, я сказала это! Искренни ли мои слова? Сожалею ли я о них? Нет, не сожалею. Они вырвались из моего сердца, и на этот раз я не позволила разуму запретить это.

Продолжение: Вершина мира// http://www.stihi.ru/2014/11/03/3097


Рецензии