Стихоград. Быть или не быть

_________________________________
Все как всегда
Верю Вам: литературный дневник

И это не изменить, не обойти другой дорогой, выбирай что хочешь.
Все решено на небе синем, или во сне, где живут тайны.

© Copyright: Верю Вам, 2016.



Ворон и Я. Вольный перевод с сербского
Микто

Этот ворон на лужайке
и не может знать,
Кто его сейчас придумал
жизнь с него писать.
Красками воспоминаний
я его кормлю,
Чёрными его крылами
солнца свет ловлю.
Расхрабримся, да опишем
свет,  что есть внутри,
Не умучившись вопросом:
“Что ждёт впереди”?
Только ворон тот свободней -
может не писать,
Жизнь в различных её красках
только наблюдать.


Dragan Jovanovi; Danilov "ГАВРАН И ЈА" Тог гаврана на ледини,
ја сам ту сместио.

Ја сам га у кадрирао,
на сликао и
нахранио
својим памћењем.

Заузврат, он мене греје
сунчаним телом.

Храбри ме да опишем
речима свет који мене
описује изнутра.

Лако је гаврану –
харизматичан управо зато
што се не труди да то постане,
он не мора писати.

Тако савршеном, њему је
довољно да мене посматра
како пишем.
© Микто, 2014
http://www.stihi.ru/2014/10/01/6502



Рецензия на «Ворон и Я. Вольный перевод с сербского» (Микто):

Спасибо, Михаил, очень понравилось стихотворение. Если можешь не писать — не пиши. Эта фраза встречается у многих известных писателей, Льва Толстого, Антона Чехова, Эрнеста Хэмингуэя и др….

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) в письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя». Также запись в дневнике писателя от 19 октября 1909 г. : «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать» /© В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений/
Ирина Петал   15.10.2014 16:52 
 

Быть или не быть. Жить или не жить. Родственник был в реанимации, не приходил в сознание. Жене его врачи сказали: пробуй простыню под ним, обписается, моча пойдёт, – будет жить. Обписался. Очнулся. П*и*сать и пис*а*ть. И или А. Разница всего лишь в выборе ударной гласной, физическое состояние разное, смысл похож. Иногда нашему внутреннему Я, душе (если чувства переполняют или пусто…) иль духу (если мочи нет или сил с избытком…), очень надо пописать, чтобы прийти в норму… А постоянное моче-испускание – уже болезненное состояние… Каждому, конечно, индивидуально, возможно для кого-то это норма…
Ирина Петал   17.10.2014 10:25





РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА. СТАНДАРТЫ ИСКУССТВА

Рецензия на «Стихополотно. А где же Буратино?» (Ирина Петал)
http://www.stihi.ru/2014/02/22/7004


- Спасибо за такую энциклопедию, Ирина!

1. Про стилистическую мешанину молчу (и научные дефиниции, и жаргон, и ...), в принципе, это оживляет, если соблюдено чувство меры.

2. Огромность текста. Хотя это, разумеется, дело автора-составителя - он это делает для себя! Но многие ли прочтут ВСЁ? Хотелось бы какой-то понятной и приемлемой для простого читателя классификации, разделения... Хотя бы оглавление дать.

3. Трудность чисто графического восприятия (во мне говорит и читатель, и художник-график-шрифтовик). Можно же разделить и маркировать: один автор... другой... ремарка Ирины Петал... её пространный комментарий... и т. д.
Например:
-------------------------------------------------------
ИВАН ИВАНОВ. БУРАТИНО И МАЛЬВИНА
-------------------------------------------------------
(Текст)

-------------------------------------------------------
*** ИРИНА ПЕТАЛ
-------------------------------------------------------
(Текст)
--------------------------------------
Примерно так. С уважением
Сергей Жигалин 12   08.11.2014 16:57


Рецензия на «Котоматрица. Бегущая» (Ирина Петал) http://www.stihi.ru/2014/10/26/8180

- А Вы тоже любите кошек, Ирина?
Что касается Вашего замечания "Для красоты и оформления нужно определённое (одинокое) место, пространство, чтобы никто не мешал..." и т. д.

Речь шла о более удобном для чтения оформлении текста. Так вот, более удобное - оно и более красивое (большие и разные по размеру поля, вообще "графические паузы" - свободные места на странице; разные по высоте и гарнитуре шрифты и т. п.)

Но есть, как мне кажется, и соответствие таким свободным местам в пространстве (на странице книги, на территории города, парка и т. п.) в стихосложении. Имею в виду укороченные строки и обязательную в таких случаях паузу (она получается у читающего непроизвольно).

Например: http://www.stihi.ru/2014/08/18/6577

Извините, Ирина, не стал искать у классиков... Например, у Блока много пауз...

К тебе дорогу я узнаю
и полечу. И сам себя
и все на свете потеряю…
Найду ли я тебя?

Перед "тебя" невольно делается пауза... А дело в том, что паузы в стиха тоже НЕСУТ СМЫСЛ! И - уводят от ненужной для стиха "определённости", излишней понятности...

Посмотрите, пожалуйста стих Виктора Терехова http://www.stihi.ru/avtor/tvsemk и мою полемику с ним (в рецках). Название "Я не выдержал атаки и огня" на 3-й странице его текстов.

С уважением
Сергей Жигалин 12   09.11.2014 13:10   


- Я с Вами, Сергей, согласна про паузы и шрифт. Пересмотрю по возможности свой текст. Не имею возможности долго находиться у ноутбука, хоть и люблю, но семейные обстоятельства не сильно позволяют, а погода в доме важней моих пристрастий :)). Спасибо большое за советы.
Ирина Петал   09.11.2014 14:02   


- Кошек люблю, как и всех животных :), не боготворю, но в доме есть, могу погладить, могу и лёгкий подзатыльник дать :)
Ирина Петал   09.11.2014 14:04   


- "паузы в стиха тоже НЕСУТ СМЫСЛ! И - уводят от ненужной для стиха "определённости", излишней понятности..." Вот этот текст привлёк внимание :).

Получается, что стих хорош с неопределённостью, конкретика и понятливость, то есть конкретные выводы, конкретная описанная, понятная ситуация, не для стиха? Так выходит?
Ирина Петал   09.11.2014 19:15   


- Так! То же для всех искусств. Если этого нет, то получится рифмованная (или зрительная/музыкальная/иная) банальность, не предлагающая никакой работы-интерпретации-открытия для читателя/слушателя/зрителя.

Сравните: фото на паспорт и фотопортрет...

Художественный образ ("язык искусства") - всегда СОПОСТАВЛЕНИЕ чего-то с чем-то, иначе получается ДЕКЛАРАЦИЯ, то есть отсутствие ОТКРЫТИЯ (и для автора, и для читателя)...
Сергей Жигалин 12   10.11.2014 10:46   


- Увы, и у меня не всегда "открытия" в стихах, полно банальностей и деклараций. Смотрите список моих избранных, Ирина, они посильнее меня почти все...
Сергей Жигалин 12   10.11.2014 10:50   


- Неопределённость, на мой взгляд, самое худшее состояние для человека. Ожидание – тяжело, но знаешь, поезд придёт по расписанию, к примеру. Но когда этот поезд стоит в военное время и неизвестно, когда поедет, так как его не пропускают, и поедет ли вообще, ведь всё может взорваться в любую минуту… Вот это – неопределённость.
Ирина Петал   10.11.2014 11:30   


- Открытие? Не слишком ли далеко оно может зайти? Это путь в бесконечность...
.
.
В Бессмертье что час - то поезд!
© Марина Цветаева.
.
.
Отправился в путь он, лишь ты родилась.
Живи себе, не беспокоясь,-
Он даст тебе с бедами встретиться всласть,
Идущий в бессмертие поезд...

Он рядом со смертью и рядом с тобой -
Харон, через Стикс перевозит
Людей, от тебя уходящих гурьбой,
Идущий в бессмертие поезд.

Но вот он в цветах и флажках - камуфляж:
Мол, я вам веселье устрою!
Он вместе с тобой в зарубежных гостях,
Летящий в бессмертие поезд.

Он знал чудеса - превращения миг,
С гудком пароходным освоясь,
Он выполнил долг, своей цели достиг,
Прибывший в бессмертие поезд.
© Людмила Майданова
.
Хотется вспомнить «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником
нашим»...
Ирина Петал   10.11.2014 11:40   


- Полно банальностей... А мне нравится читать банальности... Хоть понятно... :)
Ирина Петал   10.11.2014 11:43   


- Определённость, однозначность нужна в технике, а в искусстве - многозначность. Возможны варианты
Сергей Жигалин 12   10.11.2014 21:59   


- Как говорится, "возможны варианты"
Сергей Жигалин 12   10.11.2014 22:02   


- «Определённость, однозначность нужна в технике, а в искусстве - многозначность. Как говорится, "возможны варианты"»

Вы, Сергей, в области искусства не один год работаете. Вам виднее. Мне трудно говорить о том, чего не знаю, с настоящей поэзией в последние годы только знакомлюсь :). Читаю. Стараюсь понять. Поэзия меня стала привлекать, как только попала в Интернет. Только, как читатель, скажу, мне эта многозначность в стихах порядком поднадоела. Автор же ждёт от читателя оценки своего произведения, положительный комментарий, в котором автор вряд ли хочет видеть неопределённость. Значит, автор пишет неопределённость в произведении, но от читателя хочет получить определённость, конкретную оценку. А что я могу написать, если сама порой не понимаю, о чём речь. Пишу, к примеру, свой вариант восприятия, и часто попадаю впросак. У Автора всё равно свой вариант восприятия собственного стиха, с какой-то целью он его писал.

К слову, о многозначности. Встречалась с авторами, чьи стихи у меня вызывают от прочтения бурю вариантов, бывает сразу много образов всплывает, очень разные, или вихрь разнообразных эмоций. Эти стихи как-то захватывают, пленяют, образы потом долго в башке крутятся, мешая и отвлекая от работы, не связанной с искусством :).

Должен ли Автор нести ответственность за многозначность произведения, за количество образов, возникающих от прочтения стиха, за слова, символы своего творения? А самого Автора такие стихи не будоражат?

«Определённость, однозначность нужна в технике». В поэзии тоже есть «техника», техника стихосложения, в которой ведь существуют определённые стандарты? Существуют ли такие стандарты для внутреннего наполнения стиха? Выходит, многозначность – стандарт для содержания стиха и для искусства в целом. Ограничений нет? А для чего стих вообще пишется? С какой целью?
Ирина Петал   11.11.2014 10:08   


 "Мы должны примириться с тем, что зафиксированные в глубинных слоях человеческого сознания символы обладают определенной самостоятельной силой и, благодаря своего рода обратной связи, оказывают влияние на их создателей. Ответственность человека, который осознает этот факт, состоит в том, что он имеет возможность выбрать из богатства символов всей истории то, что является подлинно ценным." (с) Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов»
Ирина Петал   11.11.2014 10:14   


- Дело не в поэзии, не в правилах стихосложения и т. п. Есть "правила" для искусства вообще, для любого его вида. В частности,

"Художественный образ – форма художественного мышления"
ПЛАН

1. Метафоричность, парадоксальность, ассоциатив-ность.
2. Самодвижение.
3. Многозначность и недосказанность.
4. Типы обобщения в литературе.
5. Единство рационального и эмоционального в художественном образе.
6. Единство объективного и субъективного в художественном образе.
7. Оригинальность художественного образа."

Это из моей лекции для преподавателей изоискусства, музыки, МХК. Естественно, это компиляция, не я придумал.

То есть, "3. Многозначность и недосказанность." - исконное, родовое качество любого произведения искусства, а совсем не "искусство должно быть понятно массам" (Ленин). Если "всем понятно", то это вряд ли искусство...
Сергей Жигалин 12   11.11.2014 16:20   


- Спасибо, заинтересовали. Я б Вашу лекцию послушала поподробнее :))
Ирина Петал   11.11.2014 16:29 


- То есть всё в искусстве работает на подсознание. Но правильно ли? Ведь так можно и целенаправленно воздействовать на человека, вызывая определённые образы.
Ирина Петал   11.11.2014 16:32   
 

-"искусство должно быть понятно массам" (Ленин).

В чём-то Ленин и прав... Всё же искусство - это для избранных, не для широкого круга людей. И обучение видам искусства только для опеспеченных людей. Если нет денег на инструмент, обучение в муз. школе, музыкальное образование не получишь. Художественное тоже влечёт большие затраты... Театр, выставки, классическая музыка - всё это не для широких масс. Ведь так? А может оно для всех и не нужно...

Для всех сейчас, почти для всех, - телевизор и Интернет, мобильная связь. Вот это искусство масс.
Ирина Петал   11.11.2014 16:39

Рецензия на «Кареглазка - женщина Востока...» (Михаил Гуськов)
http://www.stihi.ru/2014/11/02/904

Мне подарили странный цветок,
Красного цвета один лепесток,

Оранжевый, желтый, зеленый другой,
Цвета небесного есть голубой...

Синий чудесный и есть неприметный,
Скромный и ласковый фиолетовый...

В вазочке он целый день простоял,
Но почему-то под вечер завял...

Поблекли цвета, стал он грустный такой...
Где фиолетовый? Где голубой?

Где теперь желтый? оранжевый, красный?
Не прижилась эта дивная Сказка?

Не прижилась в этом мире Мечта,
Светлое Чудо и Красота?

Или, возможно, в другом совсем дело?
Я сохранить, уберечь не сумела?..

...дождик всю ночь тихо плакал, по крыше
Грустно стучал и, наверно, услышал,

Как я шептала, просила тихонько,
Все лепестки согревала в ладони...

...и вдруг внезапно сквозь серые тучи
В небе пробился единственный лучик...

И засияло все, и засветилось,
Радуга с неба на землю спустилась...

И я увидела снова, как в сказке,
Желтый, оранжевый, синий и красный...

Зеленый и...
голубой безмятежный,
И фиолетовый, скромный и нежный...
16.04.2005
© Яшенко Дарья, «Мне подарили странный цветок»
Ирина Петал   03.11.2014 08:27   


- "В Книге Жизни вырван твой листочек"... Для того чтобы любить "листочки", свои или чужие..., нужно знать: видеть, пропустить сквозь душу, удивиться красоте несовершенства, послушать тихие или громкие звоны другого, прикоснуться сердцем...

Мы не ценим и не бережем то, что не знаем, тех, кого не знаем…
Ирина Петал   03.11.2014 09:25   


- Иришенька! Милая! Спасибо тебе за буйство мысли, ты как роскошная африканская природа в сезон дождей - цветешь идеями!
Будь здорова - ты нужна мне!
Михаил
Михаил Гуськов   03.11.2014 13:23   


Вот, дождалась... - обозвал туземкой...
Ирина Петал   03.11.2014 13:27   


- К слову, Михаил, Ваша поэтическая стихия сродни водам Амазонки с её диковинной квинтэссенцией вдохновения и наполнения Атлантического Океана, с её величием уникальной водной паутины… Гуси.нет! Гордость необыкновенным животным и растительным словом : скумбриевидные гидролики, электрические угри, пираньи, крокодилы, золотые рыбки, самый большой в мире лотос… Чудесные чудовища, поэтические мечты и фантазии, уникальная неизвестная флора… Стихия, вбирающая в себя всё и часто, по окончанию паводков, меняющая свое русло...
Ирина Петал   03.11.2014 14:21   


- Вот..., а потом эта водичка испаряется,вбирается в небеса и капает на голову роскошной африканской природе...
Ирина Петал   03.11.2014 14:35   


- Однако :)... Удачи, Миша, трудись на благо природе!
Ирина Петал   03.11.2014 14:36   


- Ириша! Стараюсь соответствовать твоим высоким стандартам.
Михаил Гуськов   03.11.2014 19:38   


- Какие стандарты?! ГОСТ - ГОрдость СТихирийца. На стихи.ру, Михаил Павлович, все - Личности, стандартные речи стандартно ведут, стандартное слово стандартно зовут... А стандарты - только в машиностроении! Вот у них ГОСТ - Горький Опыт Становления Техники. А Гуськов М.П. - это некондиция :))
Ирина Петал   03.11.2014 21:52   






-А вам что же, мои стихи не нравятся?- с любопытством спросил Иван.
- Ужасно не нравятся.
- А вы какие читали?
- Никаких я ваших стихов не читал!-нервно воскликнул посетитель.
- А как же вы говорите?
- Ну,что ж тут такого,- ответил гость,- как будто я других не читал?впрочем... разве что чудо? Хорошо,я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
- Чудовищны!- вдруг смело и откровенно произнес Иван.
- Не пишите больше!- попросил пришедший умоляюще.
- Обещаю и клянусь! - торжественно произнес Иван.
(с)Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.





Когда друзей по миру разнесло
Александр Гейфман
                Светлой памяти
                Майи Лазаревны Каганской


Когда друзей по миру разнесло
А мысли разрывают душу
Моих стихов взрывное колдовство
Одно лишь может этот мир разрушить
Мой скрытый мир, тебя мне не унять
Живешь ты по своим законам
Фантазии и память, мне твердят опять
Что заколдован круг и в грудь закован.
Но стих кресалом пробивает круг
О чем поет сперва и сам не знает,
Увидев свет, преодолев испуг
К компютеру спешит, на диске оседает.
Я вглядываюсь в буквы на экране,
Знакомы с детства мне ученья знаки
Слова и мысли заклинаний
Как гренадеров ряд, готов к атаке.
И  напряжение уходит в память мира
Пройдет волна другая подоспеет
А стих случайный, стих задира
Так никогда во мне и не истлеет.
© Copyright: Александр Гейфман, 2014
http://www.stihi.ru/2014/10/26/4062

Рецензия на «Когда друзей по миру разнесло» (Александр Гейфман)

Имя Каганской Майи не слыхивала. Восполню пробел лёгким взором по Интернету: филолог, писатель и журналист, литературный критик. В 1962 г. окончила филологический факультет Киевского государственного университета имени Т. Шевченко. Работала в газете «Комсомольское знамя», статьи Каганской главным образом были посвящены анализу инсценировок и экранизации произведений русской классической литературы. Была уволена из газеты по идеологическим причинам, в 1976 г. репатриировалась в Израиль. Каганская вошла в круг литераторов, которые декларировали необходимость создания «израильской русскоязычной литературы». Основной жанр творчества Каганской — эссеистика. Ее эссе, посвященные литературным и политическим проблемам, отличает виртуозность стиля, отточенность формулировок, парадоксальность мысли. В 1984 г. Каганская опубликовала в США книгу «Мастер Гамбс и Маргарита» (в соавторстве с З. Бар-Селлой, родился в 1947 г.), в которой литературный анализ совмещен с художественным вымыслом. С 1978 г. произведения Каганской постоянно переводятся на иврит. Каганская — лауреат ряда израильских и международных премий, её эссе переведены на многие языки…

«Русская поэзия для ее соучастников тождественна поэзии вообще, как если бы за пределами русского стиха простиралась мертвая зона, бесплодная земля, где стихи не всходят и не колосятся.

Этот фанатизм – ключ к загадке почти непостижимой традиционности русского стиха: чем революционней реформы, тем очевидней устойчивость и незыблемость основ – рифмы и ритма. Русская поэзия – явление культовое и по самоощущению русских поэтов, и по отношению к ним русского читателя.

Поэзия – вера и ритуал, стих – молитва, т.е. заклинание, неэффективное без магии ритма и шаманского колдовства рифм.

Признать поэзию вне русского стиха – все равно, что признать чужого бога, переменить веру.

Для верующего в русский стих проблема не в том, кто лучше – Анна Ахматова или, к примеру, Далия Равикович, – тут вопроса нет, – а в том, что Далия Равикович даже не допускается к соревнованию: при переводе на русскую валюту ее тексты обесцениваются до прозаического черновика, сценария возможного стиха – и не более того.

Русская поэзия – это монархия, она держится на жестокой иерархии талантов и не признает равенства поэтических усилий вне понятия силы.

Побеги редки, но возможны, а в наших условиях и неизбежны: здешний ландшафт не откликается на рифму, не укладывается в привычные ритмы, его не расколдуешь цветаевским голошением, не охладишь блоковской метелью.

Короче, его ничем не приручить, если самому не переучиться…»
© Майя Каганская, “ХАИМ ГУРИ”

Хм, какая прелесть! Русский стих не приручить. Фу, дикарь какой :). Как дикий зверь… Майя предлагает сборник переводов Хаима Гури «Огненные цветы» - «неоценимый дар, единственная пока возможность выйти из русского скафандра и вдохнуть воздух чужой планеты без риска захлебнуться».

Поддерживаю мысли Майи, мне нравятся. Нужна ли женщина-критик миру литературы. О, да, а то мужчины в этом мире совсем пропадут, одичают…

Русский скафандр, выход огненного цветка, какие интересные сравнения :). Да, труды Майи стоит прочитать.

Ирина Петал   29.12.2014 12:21   


 
Все верно. Только я с ней общался дома,, с ней и ее тогдашний мужем. У нас были яростных споры по поводу Достоевского и Гоголя. В частности, по поводу характера их антисемитизм. Она была славистска и обожала Достоевского. Я его лето ненавидел. Подробности у меня здесь,в дневниках. Не хочу повторяться.
Александр Гейфман   29.12.2014 12:42   


Продолжу. После ее отъезда, я потерял с ними связь. Хотел бы вам сказать, что у меня здес опубликованы два Эссе. На самом деле это копия вашего путеводителя. Там как раз есть ее высказывание насчет стихов.
Александр Гейфман   29.12.2014 12:55   


Интересное у Вас стихо, Александр, вроде как Ваш стих – такой нахал, что не всегда подчиняется привычным законам логики, не обрабатывается днями, не оттачивается мастерством, а так вот, взял и родился! А его, может, даже и не ждали. Случилось таинство природы. Чудо. Я так понимаю, что чудить Вы тоже мастак.

Эссе и дневник Ваш со временем прочитаю, мне нравится, как Вы пишите. Светлая память Майе. А Вы, Александр, в этом своём произведении могли бы добавть отзыв прозой о Майе, о Ваших беседах, о её личности. Она, действительно, удивительная личность. Многим знакомство с её творчеством оказалось бы полезным. Споры, споры, разговоры, разные мнения, ранения от слов, информация, которую не понимаешь... За свою жизнь я усвоила один урок: информацию начинаешь понимать, когда перестаёшь обращать внимание на слова...
Ирина Петал   29.12.2014 13:29   


«Она(Майя Лазаревна) категорически не принимала массового стихотворчества. Она говорила, что всех, кто начинает писать стихи, следует убивать из рогатки… Массовые попытки стихосложения, когда любой ценой хотят зарифмовать какую- нибудь пошлость, страдает язык, он становится покалеченным и обедненным, так как стихотворцы стараются применять штампы, кровь-любовь, розы- слезы. И опереточные страсти!» (из Вашего дневника).

На моё мнение, читателя, скажем, не совсем образованного, диковатого, я б с Майей согласилась: уж лучше сразу прибить новоиспечённого поэта, чем он потом днями, месяца, годами будет мучиться :) и страдать от творческого процесса в поисках муз, вдохновляющих его, новых тем и т.д.… Этот творческий процесс перерастает в большую зависимость от мыслей, информации, которые уже настойчиво требуют своей реализации в надлежащем и совершенном виде : ). Разговор не одного дня…

С улыбкой,
читатель
Ирина Петал   29.12.2014 13:45   


Я гдето писал свои воспоминания о Майе. Здесь. Поищу. У нее было парадоксальное мышлени, у меня тоже. Нам было интересно. Пока.
Александр Гейфман   29.12.2014 13:46   


Да, вот, в дневниках, это часть:
Когда то судьба дала мне счастье быть соседом, приятелем и собеседником удивительной женщины, филолога, слависта, ессеиста, знатока творчества Чехова, Булгакова, Достоевского, Мандельштама, других классиков русской чешской и польской литературы, Майи Лазаревны (М.Л.) Каганской. После эмиграции в Израиль в 1976г, она стала всемирно известным литературным критиком. Наши беседы переростали в полемику, т.к. мы оба обладали парадоксальным мышлением и упрямством. В ход шли цитаты из книг и журналов, в конце концов я всегда был бит и уползал зализывать раны. Кроме одного: М.Л., будучи тонким и глубоким исследователем творчества О.Мандельштама, А. Ахматовой, М.Цветаевой, Ф.Сологуба, категорически не принимала массового стихотворчества. Она говорила, что всех, кто начинает писать стихи, следует убивать из рогатки. Когда я возражал, что состав преступления не соответствует наказанию, она говорила:
-Ничего, настоящий поэт выживет. Поэтом человек рождается. Он, как псих, не чувствует боли, живет между небом и землей, его поступками управляет Б-г. Отсюда происходят поэтические пророчества. Поэт готов на самоубийство. Ведь Мандельштамовское "Мы живем, под собою не чуя страны", это натуральный акт самоубийства. Все остальное- рифмачество, сродни графомании.
-Я думаю, ты не права, а как же детская поэзия, Барто, Чуковский, юмор, басни, как же дедушка Крылов, а песни?
-Это совсем другое дело. В этих направлениях литературного творчества используется свойство рифмованных ритмических структур легко запоминаться. Песенные стихи даже песнями не называются, а текстами. Оперные тексты- либретто. В текстах используется слоговый ритм, Иногда текст, при отсутствии точной рифмы, по ритму является готовым музыкальным произведением. В детских стихах используется только точная рифма. Гладкий ритм. В баснях, при не очень высоким требованиям к рифме и ритму, требуется афористичность языка, близкого к пословицам и поговоркам. Ты должен понять, что массовые попытки стихосложения, когда любой ценой хотят зарифмовать какую нибудь пошлость, страдает язык, он становится покалеченным и обедненным. Т.н. стихотворцы стараются применять штампы, кровь-любовь, розы- слезы. И опереточные страсти!"
И хоть Майя Лазаревна меня удавила своим несомненным превосходством, я остался при своем мнении. И сегодня, отдавая дань её светлой памяти, я время от времени продолжаю писать стихи.
Александр Гейфман   29.12.2014 13:49   


Если можешь не писать — не пиши. Эта фраза встречается у многих известных писателей, Льва Толстого, Антона Чехова, Эрнеста Хэмингуэя и др….

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) в письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя». Также запись в дневнике писателя от 19 октября 1909 г. : «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать» /© В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений/

Интересные вы люди, любящие литературу :)). Да у Вас и так, мозги - учёного, у неё - тоже. Чудесные вы люди.

А информацию по теме, как про Майю, распологайте в разных местах, и в дневнике, и здесь, в стихо. Или хотя бы ссылочку поставьте в этом произведении на станицы дневника. Читатели подобное редко читают, но по случайности всегда найдутся люди, которые случайно попадут на Ваше стихотворение и увидят ссылочку...

Закругляюсь. Добрых Вам праздников.

С уважением,
Ирина
Ирина Петал   29.12.2014 13:53   


Александр, если знаете точные даты рождения и смерти Майи Каганской, напишите пожалуйста. В Интернете указываются только года. Почему мы с вами именно сегодня вспоминаем Майю?

Майины слова, слова личности, в том понимании, которое сама вкладывала в это понятие: «Для меня парадокс личности заключается в том, что она начинается там, где кончается личный опыт. Что и сколько из внеличного захватывает человек, такая ему и цена. Никакой «сипур иши» (персональная история - АТ) не объяснит «Войну и мир», перевоплощение Флобера в мадам Бовари или зацикленность Эйнштейна на тайне пространства-времени».

«…я не вижу в истории экзамен, который Высшая Сила устроила человеку и человечеству, дабы испытать их на предмет искупления грехов и возвращения к первоначальному единению с Создателем. Более того, я отвергаю – как интеллектуально подозрительную – любую детерминистскую концепцию истории, будь то эволюционистская доктрина (саморазвивающийся прогресс) или марксистское учение.

Иными словами: история есть действие, поддерживаемое нашим желанием его продолжать, то есть увязывать со всеми предыдущими действиями и навязывать последующим».

Майе присуща в большей мере какая-то чисто женская врождённая интуиция. Общаясь здесь с поэтами-мужчинами, я поняла, как женщина, возможно чуточку критик (я не всегда сдержанна здесь на сайте с поэтами, могу наговорить кучу резкостей и неприятностей...): мы мыслим по-разному, методы достижения целей у нас разные, а результат, в конце концов, будет один. Мужчины обычно приходят к определённым выводам на основе личного опыта, многих учений, доказательств, это достижения их ума, их работы, практики, а женщина, может абсолютно ничего не знать по теме, но выдать точно такой же вывод. Парадокс, но это так. А я последнее время Эйнштейна очень зауважала, хоть его вечно с идиотской рожей выставляют в РУнете, Альберта как-то спросили, что помогло ему открыть революционные законы физики. «Это очень просто,– ответил ученый,– «я просто прислушался к голосу природы.» «Если бы это было просто,– возразили ему, – то многие были бы способны открыть теорию относительности.» «Да, это так, – ответил Эйнштейн, – но у природы голос очень тихий, а у меня очень хороший слух…» «У меня нет особенных талантов. Я просто слишком любопытен. Следуйте за вашим любопытством, доверяйте ему…», «Воображение это все. Воображение важнее знания. Верный признак интеллекта не знания, а воображение. С помощью воображения вы можете предопределить любое будущее. Поэтому не позволяйте такому мощному механизму, как воображение, бездействовать. Используйте свое воображение.»/© Эйнштейн/
Ирина Петал   29.12.2014 14:27 





Статья. Майя Каганская
Встань и беги!

Когда я проснулась в начале душного октября 1976 года, передо мной сидела израильская журналистка, кажется из «Маарива». Мы тогда еще были в новинку, и интервью брали, если не у каждого, то уж точно через одного. И первый вопрос, который она задала, был такой: «;;; ;;;?»
Не помню, что я ответила, скорее всего нечто, что по здешним, за четверть века не изменившимся понятиям, проходит по статьям: «;; ;;; ;;;;;;» и «;;;;».
С тех пор мне столько раз приходилось давать интервью ивритским корреспондентам, что, пожелай я собрать их воедино, вышла бы вполне пухлая книжка.
Но и через десять, и через пятнадцать, двадцать и двадцать пять лет вопрос: «Лама бат?» возникает с регулярностью и неотвратимостью хамсинов. Как будто каждому подросшему поколению тружеников израильских СМИ я обязана отчитаться в причинах непреходяще странного моего здесь присутствия. И потому уже давно, очень давно я заготовила стандартный ответ: «Знала, но забыла».
На самом деле, я, конечно, ничего не забыла. Как может человек забыть тот слепящий миг, когда все то неоформленное, хаотичное, с чересполосицей света и тени, дурного и хорошего, что именуется «жизнью», – вдруг стягивается в тугой, на манер морского, узел, в напрягшийся мускул железной воли, устремленной к одной единственной цели, и ты понимаешь, что возврата нет, что все черновики, фрагменты, наброски сложились в единый сюжет, в котором ты и автор, и герой одновременно.
Мог ли Достоевский забыть ту петербургскую морось, когда за утренним кофе с молоком и газетой ему на глаза попалась заметка в разделе уголовной хроники: некий студент совершил убийство, поскольку, – как он чистосердечно пояснил, – находился в стесненных денежных обстоятельствах, и ничем другим поправить их не мог!?
Мог ли Раскольников забыть ту минуту, когда при взгляде на гадкую старушонку процентщицу он с последней ясностью понял: святость любой человеческой жизни – ложь, в праве на жизнь нет равенства!?
Из этих двух мигов прозрения и возник роман «Преступление и наказание», тот самый, который в своем последнем могильном убежище читал Саддам Хусейн. Что он искал в романе: оправдание преступления, неотвратимость наказания? Неведомо. Но после этого ошеломляющего сообщения все разговоры о самодостачности исламской культуры перед лицом культуры европейской стоят в моих глазах столько же, сколько русский рубль на международных валютных торгах, то есть ровным счетом ничего.
Легкость и готовность, с которой Израиль принял
полит-корректную концепцию равенства культур, настораживает и смущает. Концепция эта, возможно, политически выгодна, но интеллектуально абсолютно не корректна.
Политических дивидендов от присоединения к конвенции у нас пока что не наблюдается, а вот культурный урон очевиден: израильская культура и без того чересчур коллективистская и сильно усредненная в основном своем потоке, лишилась самокритичной тревоги, зато утвердилась в недаровитой самоуспокоенности.
Пример с «Преступлением и наказанием», конечно, мрачен. Но этим я вовсе не хочу сказать, что принятое некогда решение было окрашено в цвета страха и трепета, – нет! Но оно было фатальным, со всеми оттенками неизвестности и мрачной несвободы, которые фатальность предполагает. В таком выборе информация о предмете выбора, сколь угодна большая или сколь угодно малая, достоверная или не очень, не помогает и не приоткрывает сокрытое будущее. Так либретто балета сообщает о его содержании и ничего о самом балете.
Выбор, выбор... Почему его пришлось сделать? Антисемитизм? О, да! Но то был не антисемитизм «черты оседлости» и еврейских погромов, не гитлеровский, не сталинский, с его кампаниями против космополитов, театральных критиков и прочих убийц в белых халатах... И запрограмммированным финалом в снегах Сибири при помощи экологически чистых средств (холод, голод, северное сияние, снежный саван), без всякой дорогостоящей химии и прочих зловредных нитратов.
Отрицание Катастрофы преследуется законом во многих странах Европы, что не мешает Европе бодро антисемитствовать. Но все же... Даже израильтян, весьма вяло откликающихся на недавнее еврейское прошлое, попытка отнять у нас Катастрофу доводит до каления и кипения.
      О сталинском варианте окончательного решения я и десятки тысяч людей моего поколения знаем с такой же достоверностью, с какой бывший узник лагерей уничтожения знает повадки и приметы ада, в котором он побывал. И что же? Ни у кого я не встречала такого яростного сопротивления самой возможности обсуждения этой темы, как у израильтян – историков, советологов, просто нормально образованных и умеренно-левых уроженцев страны. Короче, у представителей слоя, которых в России именуют интеллигентами, а здесь – интеллектуалами. Но, как их не назови, они – та природная среда естественного для меня социального обитания, та «малая родина», вне которой родина большая, историческая, превращается в пустой знак фантомного пространства.
  Отказ от истины в угоду идеологической вере, таков был главный урок и первый удар, который я получила при первых же контактах со своими ивритскими односословниками. Урок я усвоила, от удара не оправлюсь никогда.
  Что ж до антисемитизма после-сталинского, особенно 60–70-х годов, – то был антисемизм усталого, дряхлеющего, задерганного общества, склеротически повязанного своим интернационалистским прошлым, но уже неспособного, да и не стремящегося сопротивляться ментальному напору православно-антисемитской страны.
  При всем том место, которое евреи, начиная со второй половины 30-х годов, заняли в культурной (научно-художественной) элите, оставалось за ними попрежнему. Кому-то это удавалось легче, кому-то трудней. Важнее психологическая доминанта: общее с собственно русским интеллектуальным авангардом омерзение к идеологическому надзору и претензиям власти на последнее слово о судьбах мира и человека, давало еврейским интеллектуалам чувство духовной близости с их русским окружением. Еврейское существование не выпадало в горький социально-этнический осадок непризнанности и отщепенства. Экологических ниш хватало на всех. Одни предпочитали диссидентские кухни с сильным запахом текущей политики, я вольготней чувствовала себя на богемно-художественных сборищах. А примешавшийся к этому ядовитый привкус антисемитизма всецело зависел от порога чувствительности отдельно взятого еврея (я встречала и встречаю немало соотечественников, утверждающих, что никакого антисемитизма на их географической родине не было и нет, потому что лично они с ним не сталкивались. Охотно верю...).
  Замечательно, что сионизм образца 70-х годов заново родился, вырос и окреп как раз в прослойке наиболее преуспевших, социально интегрированных евреев – докторов физико-математических наук, гуманитариев с именами, художников, людей экрана и рампы. И это в то самое время, когда массовый советский еврей клялся в верности социалистическому отечеству и, хоть не без оглядки на соседей и сослуживцев, но, тем не менее, искренне, призывал на голову Израиля все мыслимые беды, включая атомную.
    
И этот же еврей жил с остаками идиш в памяти и в доме, мацой на Песах, подпольно обрезанным младенцем и Шолом-Алейхемом в русском переводе на книжной полке. Конечно, это ублюдочный и позорный вариант сохранения национальной идентичности, но меня не прельщает и более чистоплотный: никогда не поверю в прямую связь между так называемым еврейским образом жизни и выбором Израиля. Если связь и существует – она обратная.
Исконно еврейские ценности: изучение источников и традиции, весьма популярное, кстати, среди евреев в пост-советской России, еврейская семья, сдобный, ни с чем не сравнимый аромат традиционного еврейского дома с ежепятничным возжиганием свечей и еврейской женщиной в роли святого образа в красном углу бытия... Весь этот подарочный набор напоминает мне знаменитое прустовское пирожное «мадлен», увеличенное до общенародных размеров, чей вкус и запах призван воззвать к национальной памяти и по ассоциации вызвать в ней ответную волну воспоминаний и привязанности к семейному лону.
Но, как для того, чтобы поднять цену пирожного до уровня философской ценности, потребовался Марсель Пруст, так сионистский вызов напрямую адресован личности, только личности, притом кьеркегоровского профиля: «Быть собой, значит выбрать себя в качестве себя».
«Чего вам здесь недоставало?!» – с горечью и ревностью вопрошали русские коллеги своих вполне успешных и благополучных еврейских друзей, которые внезапно всем предметам ширпотреба предпочли чемоданы.
   
Культурная элита – это сословие личностей. Только личность творит культуру, и только через культуру личность (даже иракского диктатора!) способна опознать, застолбить и утвердить себя. Именно здесь, в этой самой горячей точке миропонимания («Что есть личность?», «Что есть культура?») между израильтянами и выходцами из России обнаружилась пропасть такой глубины и ширины, что перекинуть через нее мост – не дано.
Однажды Ариэль Шарон, комментируя израильско-палестинский конфликт, упомянул Судеты, судетских немцев и гибель Чехословакии. Как водится, на высказывание лидера нации тут же оперативно огрызнулись. Один из откликов меня не просто поразил, а сразил. «Зачем Шарону Чехословакия? – горячился некто профессор социологии. – Я понимаю, был бы он выходцем из Европы... Но ведь он уроженец страны! Какое все это имеет к нему отношение?!»
Это не политическое суждение, это суждение антропологическое. В соответствии с ним, человек напрочь выведен из состава животного мира и низведен до статуса растения – только растение всецело определяется координатами «здесь» и «сейчас».
Но ведь еще наши предки, в пастушеской древности освободили человека из-под юрисдикции природы и назначили ему местом обитания Историю. А где история – там господство памяти, воли и всех трех времен: прошлого, чтобы знать; настоящего, чтобы жить, и будущего, чтобы преодолеть смерть и продлить себя в бесконечность. Это Закон Человека, каждого человека. Что уж говорить о личности... Для меня парадокс личности заключается в том, что она начинается там, где кончается личный опыт. Что и сколько из внеличного захватывает человек, такая ему и цена. Никакой «сипур иши» не объяснит «Войну и мир», перевоплощение Флобера в мадам Бовари или зацикленность Эйнштейна на тайне пространства-времени.
Поражает готовность, с которой обиходный иврит сдался соединению слова «культура» с самыми неожиданными и неподходящими партнерами. У нас есть «культура досуга», «культура жилища», «культура еды и питья»... А совсем недавно появились такие эксцентричные культуры, как «культура лжи» и «культура злонамеренных утечек информации». Иными словами, любой хоть сколько-нибудь организованный социальный опыт незамедлительно переводится в ранг культуры. Но это тупик, дремучее бездорожье, отступление в глубокую архаику.
  Алию 70-х принято именовать «идеологической», то есть сионистской, как бы в укор и упрек последующим волнам – «колбасным», «беженским» и тому подобным. Но то, что израильтяне привычно и механически именуют сионистской идеологией, даже отдаленно не похоже на происходившее с нами.
  Я абсолютно нерелигиозный человек, я – атеистка. И никогда не обращалась к примерам из ТАНАХа для описания своего личного опыта. Но тут, кроме «Встань и иди!», не срабатывает ни одно другое объяснение. Голос, правда, прозвучал не извне, а изнутри. И первые шаги пришлось сделать в том же внутреннем пространстве души. А что случилось после этого? Окружающий мир вдруг начал линять и выцветать на глазах, прекрасный город, в котором я росла, жила, любила, дурнел не по дням, а по часам. Погружался в недоступные и ненужные мне переживания. Короче, становился необратимо чужим. Голоса друзей, не услыхавших одновременно со мной повелительного зова, звучали все глуше, как бы с другого берега бытия. Задолго до того, как я пересекла советскую границу и приземлилась в Лоде, я была уже не там и не с ними.
Вопреки распространенному мнению, как раз первые годы так называемой «абсорбции» для меня проходили на удивление легко. Не Израиль «абсорбировал» меня – я его впитывала и принимала. А тут в силу вступал экзотический ресурс, особенно обширный у пишущих людей и художественных натур: как-никак – приключение, авантюра, рывок из постылой заданности в царство осуществленной свободы. И только, когда поймешь, что это не побег от обыденности, а новая обыденность, и это навсегда, – наступает оторопь.

Статья опубликована в переводе на иврит в 19-ом номере журнала "Эрец Ахерет", публикуется здесь в авторской версии.
"Педагогический Центр", 08.2004

http://www.gazeta.rjews.net/kagansk4.shtml







________________________________

Древнее танго. Подражание
Александр Гейфман

Древнее танго. Подражание.

Был летний день. Река блистала.
Сияло солнце в вышине.
Вода прохладу навевала,
Всё было сладко, как во сне.

На берегу друзья и гости
Меня поздравить собрались,
И в каждом новом, дружном тосте,
Талант мой славили и жисть!

Вино и водка шли рекою,
Я на секунду задремал,
И вдруг услышал  я такое,
Чего никак не ожидал!

Мужик, уже довольно тёплый,
Мне говорит:"Послушай, друг!
Я правду выдам, как из сопла,
Ведь похвалы порочен круг!

Таланта нет в тебе ни крохи,
Стихи твои большая дрянь!
Их хвалят неучи и лохи,
А это глупо, как ни встань!"

Я был от водки в ампиреях,
Но тут на землю вдруг взглянул,
И может быть, чуток робея,
Подумал:"Кто ж меня лягнул?"

Гляжу, глазам своим не верю:
Его я вижу в первый раз,
И где ж Господь такого зверя
На день рожденья мне припас?

"Ты кто ж такой?- спрсил я в шоке-
Тебя не ведал я не знал,
Ты, как болячка в левом боке,
Никто тебя сюда не звал!"

"Я прихожу всегда незванный,
Я твой лирический герой,
Да, мой поступок очень странный,
Но я страдаю, Боже мой!"

"Ну, ладно- говорю- согласен!
А водка как?" " Дык, можно пить."
"Ведь пьёшь ты много, хмель опасен,
И пьёшь моё, чтоб не забыть!"

"Я ж бедный твой герой несчастный,
Не буду пить-  не проживу,
Эт для тебя сей хмель опасный,
Меня ж он держит на плаву!"
 
"Ну раз мои стихи негожи,
Герой мне, значит, ни к чему!
Бери Пегаса, Музу с ложем,
И прямиком на Колыму!

А я найду себе другую
Команду, Господи, прости!
Кутнём тогда на пропалую,
И будет нам куда расти!

© Copyright: Александр Гейфман, 2016
http://www.stihi.ru/2016/09/12/10280



Улыбнул. Оказывается, и у ЛГ(лирического героя) есть выбор: быть или не быть со своим Творцом.
Ирина Петал   12.09.2016 22:44 




Рецензия на «Кому эти вопросы интересны?» (Оскар Хуторянский)

Интересны тому, кому скучно: в жизни нет смысла, приходится мудрецам его придумывать, ставить вопросы, чтоб шли ответы, ставить цели, кучковать всё по темам... Не, ну интересно же!
Ирина Петал   12.10.2016 16:45   


Не все всё видят одинаково
Хотя им вроде по пути -
Один с кабины пышной яхты,
Другой из трюма, весь в пыли.

Пересекая океаны
Один лишь видит воды гладь,
Другой, закованный в кандалы,
По качке знает - Плыл? Стоял?

Пройдя один и тот же путь,
Живя в одной с другим эпохе
У каждого есть взгляд на суть
Что хорошо и что есть плохо.

И мнения эти не сравнить
Диалектически различны,
И выводы как "быть, не быть"
Другие, вплоть до неприличия.

Иначе видится им мир,
Другими красками рисуют,
По разному звучит их стих,
Другие вещи их волнуют.

Понять две разных стороны
Не всем дано. И нет надежды
На то, что сбудутся мечты -
Святых, философов всех прежних.
.
С уважением,

Оскар Хуторянский   12.10.2016 19:53 
http://www.stihi.ru/2016/10/12/6541






_________________________________
Как это важно - быть собой
Ковалева Елена

Как это важно - быть собой.
Грустить, смеяться, или плакать.
Стараться жить в ладу с судьбой,
То туфельку найдя, то лапоть.

Как это важно - быть собой.
Любить январские метели,
Кататься с горочек гурьбой
И наряжать живые ели...

Как это важно - быть собой!
Писать стихи, над строчкой плача,
Но не считать себя рабой
Тех строчек. Так и не иначе!

Как это важно - быть собой.
Идти вперёд по жизни смело
И ставить "во главу" любовь!
Вот так я жизнь прожить хотела.

Как это важно - быть собой.
© Copyright: Ковалева Елена, 2016
http://www.stihi.ru/2016/11/23/5761







___________________________
То ангелу, то дьяволу...
Сергей Жигалин 12

То ангелу, то дьяволу коснуться
моей души. И тяжко, и легко...
От наважденья наконец очнуться
и вновь уснуть. Проснуться далеко

от этой жизни, от судьбы и смуты...
И для чего на свете рождены?
И для чего кончаются минуты?
И для чего продляюся они?

...Но снова жить - и трудно, и беспечно.
Уму согласно - сердцу вопреки.
В отечестве междоусобье вечно:
нам тесно оттого, что широки

размахом крыльев. Белый вместе с чёрным,
с кроваво-красным всякий век и час.
Мы не врагу, мы лишь себе покорны.
Добро и зло не свыше, а от нас.

Быть иль не быть? кто виноват? что делать?
Хоть кто-нибудь, но дайте мне ответ!
Душою тёмной потянуться к небу...
Оттуда не слова, оттуда свет.

Так не хочу я путать явь со снами!..
Судьбы неверной проклиная нить,
коснуться неба слабыми крылами
и ангелом себя вообразить!

© Copyright: Сергей Жигалин 12, 2016
http://www.stihi.ru/2016/04/06/1344


Рецензии