Когда друзей по миру разнесло

                Светлой памяти
               Майи Лазаревны Каганской

Когда друзей по миру разнесло
А мысли разрывают душу
Моих стихов взрывное колдовство
Одно лишь может этот мир разрушить
Мой скрытый мир, тебя мне не унять
Живешь ты по своим законам
Фантазии и память, мне твердят опять
Что заколдован круг и в грудь закован.
Но стих кресалом пробивает круг
О чем поет сперва и сам не знает,
Увидев свет, преодолев испуг
К компютеру спешит, на диске оседает.
Я вглядываюсь в буквы на экране,
Знакомы с детства мне ученья знаки
Слова и мысли заклинаний
Как гренадеров ряд, готов к атаке.
И  напряжение уходит в память мира
Пройдет волна другая подоспеет
А стих случайный, стих задира
Так никогда во мне и не истлеет.


Рецензии
Имя Каганской Майи не слыхивала. Восполню пробел лёгким взором по Интернету: филолог, писатель и журналист, литературный критик. В 1962 г. окончила филологический факультет Киевского государственного университета имени Т. Шевченко. Работала в газете «Комсомольское знамя», статьи Каганской главным образом были посвящены анализу инсценировок и экранизации произведений русской классической литературы. Была уволена из газеты по идеологическим причинам, в 1976 г. репатриировалась в Израиль. Каганская вошла в круг литераторов, которые декларировали необходимость создания «израильской русскоязычной литературы». Основной жанр творчества Каганской — эссеистика. Ее эссе, посвященные литературным и политическим проблемам, отличает виртуозность стиля, отточенность формулировок, парадоксальность мысли. В 1984 г. Каганская опубликовала в США книгу «Мастер Гамбс и Маргарита» (в соавторстве с З. Бар-Селлой, родился в 1947 г.), в которой литературный анализ совмещен с художественным вымыслом. С 1978 г. произведения Каганской постоянно переводятся на иврит. Каганская — лауреат ряда израильских и международных премий, её эссе переведены на многие языки…

«Русская поэзия для ее соучастников тождественна поэзии вообще, как если бы за пределами русского стиха простиралась мертвая зона, бесплодная земля, где стихи не всходят и не колосятся.

Этот фанатизм – ключ к загадке почти непостижимой традиционности русского стиха: чем революционней реформы, тем очевидней устойчивость и незыблемость основ – рифмы и ритма. Русская поэзия – явление культовое и по самоощущению русских поэтов, и по отношению к ним русского читателя.

Поэзия – вера и ритуал, стих – молитва, т.е. заклинание, неэффективное без магии ритма и шаманского колдовства рифм.

Признать поэзию вне русского стиха – все равно, что признать чужого бога, переменить веру.

Для верующего в русский стих проблема не в том, кто лучше – Анна Ахматова или, к примеру, Далия Равикович, – тут вопроса нет, – а в том, что Далия Равикович даже не допускается к соревнованию: при переводе на русскую валюту ее тексты обесцениваются до прозаического черновика, сценария возможного стиха – и не более того.

Русская поэзия – это монархия, она держится на жестокой иерархии талантов и не признает равенства поэтических усилий вне понятия силы.

Побеги редки, но возможны, а в наших условиях и неизбежны: здешний ландшафт не откликается на рифму, не укладывается в привычные ритмы, его не расколдуешь цветаевским голошением, не охладишь блоковской метелью.

Короче, его ничем не приручить, если самому не переучиться…»
© Майя Каганская, “ХАИМ ГУРИ”

Хм, какая прелесть! Русский стих не приручить. Фу, дикарь какой :). Как дикий зверь… Майя предлагает сборник переводов Хаима Гури «Огненные цветы» - «неоценимый дар, единственная пока возможность выйти из русского скафандра и вдохнуть воздух чужой планеты без риска захлебнуться».

Поддерживаю мысли Майи, мне нравятся. Нужна ли женщина-критик миру литературы. О, да, а то мужчины в этом мире совсем пропадут, одичают…

Русский скафандр, выход огненного цветка, какие интересные сравнения :). Да, труды Майи стоит прочитать.

Ирина Петал   29.12.2014 12:21     Заявить о нарушении
Все верно. Только я с ней общался дома,, с ней и ее тогдашний мужем. У нас были яростных споры по поводу Достоевского и Гоголя. В частности, по поводу характера их антисемитизм. Она была славистска и обожала Достоевского. Я его лето ненавидел. Подробности у меня здесь,в дневниках. Не хочу повторяться.

Александр Гейфман   29.12.2014 12:42   Заявить о нарушении
Продолжу. После ее отъезда, я потерял с ними связь. Хотел бы вам сказать, что у меня здес опубликованы два Эссе. На самом деле это копия вашего путеводителя. Там как раз есть ее высказывание насчет стихов.

Александр Гейфман   29.12.2014 12:55   Заявить о нарушении
Интересное у Вас стихо, Александр, вроде как Ваш стих – такой нахал, что не всегда подчиняется привычным законам логики, не обрабатывается днями, не оттачивается мастерством, а так вот, взял и родился! А его, может, даже и не ждали. Случилось таинство природы. Чудо. Я так понимаю, что чудить Вы тоже мастак.

Эссе и дневник Ваш со временем прочитаю, мне нравится, как Вы пишите. Светлая память Майе. А Вы, Александр, в этом своём произведении могли бы добавть отзыв прозой о Майе, о Ваших беседах, о её личности. Она, действительно, удивительная личность. Многим знакомство с её творчеством оказалось бы полезным. Споры, споры, разговоры, разные мнения, ранения от слов, информация, которую не понимаешь... За свою жизнь я усвоила один урок: информацию начинаешь понимать, когда перестаёшь обращать внимание на слова...


Ирина Петал   29.12.2014 13:29   Заявить о нарушении
«Она(Майя Лазаревна) категорически не принимала массового стихотворчества. Она говорила, что всех, кто начинает писать стихи, следует убивать из рогатки… Массовые попытки стихосложения, когда любой ценой хотят зарифмовать какую- нибудь пошлость, страдает язык, он становится покалеченным и обедненным, так как стихотворцы стараются применять штампы, кровь-любовь, розы- слезы. И опереточные страсти!» (из Вашего дневника).

На моё мнение, читателя, скажем, не совсем образованного, диковатого, я б с Майей согласилась: уж лучше сразу прибить новоиспечённого поэта, чем он потом днями, месяца, годами будет мучиться :) и страдать от творческого процесса в поисках муз, вдохновляющих его, новых тем и т.д.… Этот творческий процесс перерастает в большую зависимость от мыслей, информации, которые уже настойчиво требуют своей реализации в надлежащем и совершенном виде : ). Разговор не одного дня…

С улыбкой,
читатель

Ирина Петал   29.12.2014 13:45   Заявить о нарушении
Я гдето писал свои воспоминания о Майе. Здесь. Поищу. У нее было парадоксальное мышлени, у меня тоже. Нам было интересно. Пока.

Александр Гейфман   29.12.2014 13:46   Заявить о нарушении
Да, вот, в дневниках, это часть:
Когда то судьба дала мне счастье быть соседом, приятелем и собеседником удивительной женщины, филолога, слависта, ессеиста, знатока творчества Чехова, Булгакова, Достоевского, Мандельштама, других классиков русской чешской и польской литературы, Майи Лазаревны (М.Л.) Каганской. После эмиграции в Израиль в 1976г, она стала всемирно известным литературным критиком. Наши беседы переростали в полемику, т.к. мы оба обладали парадоксальным мышлением и упрямством. В ход шли цитаты из книг и журналов, в конце концов я всегда был бит и уползал зализывать раны. Кроме одного: М.Л., будучи тонким и глубоким исследователем творчества О.Мандельштама, А. Ахматовой, М.Цветаевой, Ф.Сологуба, категорически не принимала массового стихотворчества. Она говорила, что всех, кто начинает писать стихи, следует убивать из рогатки. Когда я возражал, что состав преступления не соответствует наказанию, она говорила:
-Ничего, настоящий поэт выживет. Поэтом человек рождается. Он, как псих, не чувствует боли, живет между небом и землей, его поступками управляет Б-г. Отсюда происходят поэтические пророчества. Поэт готов на самоубийство. Ведь Мандельштамовское "Мы живем, под собою не чуя страны", это натуральный акт самоубийства. Все остальное- рифмачество, сродни графомании.
-Я думаю, ты не права, а как же детская поэзия, Барто, Чуковский, юмор, басни, как же дедушка Крылов, а песни?
-Это совсем другое дело. В этих направлениях литературного творчества используется свойство рифмованных ритмических структур легко запоминаться. Песенные стихи даже песнями не называются, а текстами. Оперные тексты- либретто. В текстах используется слоговый ритм, Иногда текст, при отсутствии точной рифмы, по ритму является готовым музыкальным произведением. В детских стихах используется только точная рифма. Гладкий ритм. В баснях, при не очень высоким требованиям к рифме и ритму, требуется афористичность языка, близкого к пословицам и поговоркам. Ты должен понять, что массовые попытки стихосложения, когда любой ценой хотят зарифмовать какую нибудь пошлость, страдает язык, он становится покалеченным и обедненным. Т.н. стихотворцы стараются применять штампы, кровь-любовь, розы- слезы. И опереточные страсти!"
И хоть Майя Лазаревна меня удавила своим несомненным превосходством, я остался при своем мнении. И сегодня, отдавая дань её светлой памяти, я время от времени продолжаю писать стихи.

Александр Гейфман   29.12.2014 13:49   Заявить о нарушении
Если можешь не писать — не пиши. Эта фраза встречается у многих известных писателей, Льва Толстого, Антона Чехова, Эрнеста Хэмингуэя и др….

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) в письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя». Также запись в дневнике писателя от 19 октября 1909 г. : «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать» /© В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений/

Интересные вы люди, любящие литературу :)). Да у Вас и так, мозги - учёного, у неё - тоже. Чудесные вы люди.

А информацию по теме, как про Майю, распологайте в разных местах, и в дневнике, и здесь, в стихо. Или хотя бы ссылочку поставьте в этом произведении на станицы дневника. Читатели подобное редко читают, но по случайности всегда найдутся люди, которые случайно попадут на Ваше стихотворение и увидят ссылочку...

Закругляюсь. Добрых Вам праздников.

С уважением,
Ирина

Ирина Петал   29.12.2014 13:53   Заявить о нарушении
Александр, если знаете точные даты рождения и смерти Майи Каганской, напишите пожалуйста. В Интернете указываются только года. Почему мы с вами именно сегодня вспоминаем Майю?

Майины слова, слова личности, в том понимании, которое сама вкладывала в это понятие: «Для меня парадокс личности заключается в том, что она начинается там, где кончается личный опыт. Что и сколько из внеличного захватывает человек, такая ему и цена. Никакой «сипур иши» (персональная история - АТ) не объяснит «Войну и мир», перевоплощение Флобера в мадам Бовари или зацикленность Эйнштейна на тайне пространства-времени».

«…я не вижу в истории экзамен, который Высшая Сила устроила человеку и человечеству, дабы испытать их на предмет искупления грехов и возвращения к первоначальному единению с Создателем. Более того, я отвергаю – как интеллектуально подозрительную – любую детерминистскую концепцию истории, будь то эволюционистская доктрина (саморазвивающийся прогресс) или марксистское учение.

Иными словами: история есть действие, поддерживаемое нашим желанием его продолжать, то есть увязывать со всеми предыдущими действиями и навязывать последующим».

Майе присуща в большей мере какая-то чисто женская врождённая интуиция. Общаясь здесь с поэтами-мужчинами, я поняла, как женщина, возможно чуточку критик (я не всегда сдержанна здесь на сайте с поэтами, могу наговорить кучу резкостей и неприятностей...): мы мыслим по-разному, методы достижения целей у нас разные, а результат, в конце концов, будет один. Мужчины обычно приходят к определённым выводам на основе личного опыта, многих учений, доказательств, это достижения их ума, их работы, практики, а женщина, может абсолютно ничего не знать по теме, но выдать точно такой же вывод. Парадокс, но это так. А я последнее время Эйнштейна очень зауважала, хоть его вечно с идиотской рожей выставляют в РУнете, Альберта как-то спросили, что помогло ему открыть революционные законы физики. «Это очень просто,– ответил ученый,– «я просто прислушался к голосу природы.» «Если бы это было просто,– возразили ему, – то многие были бы способны открыть теорию относительности.» «Да, это так, – ответил Эйнштейн, – но у природы голос очень тихий, а у меня очень хороший слух…» «У меня нет особенных талантов. Я просто слишком любопытен. Следуйте за вашим любопытством, доверяйте ему…», «Воображение это все. Воображение важнее знания. Верный признак интеллекта не знания, а воображение. С помощью воображения вы можете предопределить любое будущее. Поэтому не позволяйте такому мощному механизму, как воображение, бездействовать. Используйте свое воображение.»/© Эйнштейн/

Ирина Петал   29.12.2014 14:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр,за знакомство с творчеством Майи Каганской
http://www.gazeta.rjews.net/kagansk4.shtml

Ирина Петал   13.01.2015 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.