Когда друзей по миру разнесло
Майи Лазаревны Каганской
Когда друзей по миру разнесло
А мысли разрывают душу
Моих стихов взрывное колдовство
Одно лишь может этот мир разрушить
Мой скрытый мир, тебя мне не унять
Живешь ты по своим законам
Фантазии и память, мне твердят опять
Что заколдован круг и в грудь закован.
Но стих кресалом пробивает круг
О чем поет сперва и сам не знает,
Увидев свет, преодолев испуг
К компютеру спешит, на диске оседает.
Я вглядываюсь в буквы на экране,
Знакомы с детства мне ученья знаки
Слова и мысли заклинаний
Как гренадеров ряд, готов к атаке.
И напряжение уходит в память мира
Пройдет волна другая подоспеет
А стих случайный, стих задира
Так никогда во мне и не истлеет.
Свидетельство о публикации №114102604062
«Русская поэзия для ее соучастников тождественна поэзии вообще, как если бы за пределами русского стиха простиралась мертвая зона, бесплодная земля, где стихи не всходят и не колосятся.
Этот фанатизм – ключ к загадке почти непостижимой традиционности русского стиха: чем революционней реформы, тем очевидней устойчивость и незыблемость основ – рифмы и ритма. Русская поэзия – явление культовое и по самоощущению русских поэтов, и по отношению к ним русского читателя.
Поэзия – вера и ритуал, стих – молитва, т.е. заклинание, неэффективное без магии ритма и шаманского колдовства рифм.
Признать поэзию вне русского стиха – все равно, что признать чужого бога, переменить веру.
Для верующего в русский стих проблема не в том, кто лучше – Анна Ахматова или, к примеру, Далия Равикович, – тут вопроса нет, – а в том, что Далия Равикович даже не допускается к соревнованию: при переводе на русскую валюту ее тексты обесцениваются до прозаического черновика, сценария возможного стиха – и не более того.
Русская поэзия – это монархия, она держится на жестокой иерархии талантов и не признает равенства поэтических усилий вне понятия силы.
Побеги редки, но возможны, а в наших условиях и неизбежны: здешний ландшафт не откликается на рифму, не укладывается в привычные ритмы, его не расколдуешь цветаевским голошением, не охладишь блоковской метелью.
Короче, его ничем не приручить, если самому не переучиться…»
© Майя Каганская, “ХАИМ ГУРИ”
Хм, какая прелесть! Русский стих не приручить. Фу, дикарь какой :). Как дикий зверь… Майя предлагает сборник переводов Хаима Гури «Огненные цветы» - «неоценимый дар, единственная пока возможность выйти из русского скафандра и вдохнуть воздух чужой планеты без риска захлебнуться».
Поддерживаю мысли Майи, мне нравятся. Нужна ли женщина-критик миру литературы. О, да, а то мужчины в этом мире совсем пропадут, одичают…
Русский скафандр, выход огненного цветка, какие интересные сравнения :). Да, труды Майи стоит прочитать.
Ирина Петал 29.12.2014 12:21 Заявить о нарушении
Александр Гейфман 29.12.2014 12:42 Заявить о нарушении
Александр Гейфман 29.12.2014 12:55 Заявить о нарушении
Эссе и дневник Ваш со временем прочитаю, мне нравится, как Вы пишите. Светлая память Майе. А Вы, Александр, в этом своём произведении могли бы добавть отзыв прозой о Майе, о Ваших беседах, о её личности. Она, действительно, удивительная личность. Многим знакомство с её творчеством оказалось бы полезным. Споры, споры, разговоры, разные мнения, ранения от слов, информация, которую не понимаешь... За свою жизнь я усвоила один урок: информацию начинаешь понимать, когда перестаёшь обращать внимание на слова...
Ирина Петал 29.12.2014 13:29 Заявить о нарушении
На моё мнение, читателя, скажем, не совсем образованного, диковатого, я б с Майей согласилась: уж лучше сразу прибить новоиспечённого поэта, чем он потом днями, месяца, годами будет мучиться :) и страдать от творческого процесса в поисках муз, вдохновляющих его, новых тем и т.д.… Этот творческий процесс перерастает в большую зависимость от мыслей, информации, которые уже настойчиво требуют своей реализации в надлежащем и совершенном виде : ). Разговор не одного дня…
С улыбкой,
читатель
Ирина Петал 29.12.2014 13:45 Заявить о нарушении
Александр Гейфман 29.12.2014 13:46 Заявить о нарушении
Когда то судьба дала мне счастье быть соседом, приятелем и собеседником удивительной женщины, филолога, слависта, ессеиста, знатока творчества Чехова, Булгакова, Достоевского, Мандельштама, других классиков русской чешской и польской литературы, Майи Лазаревны (М.Л.) Каганской. После эмиграции в Израиль в 1976г, она стала всемирно известным литературным критиком. Наши беседы переростали в полемику, т.к. мы оба обладали парадоксальным мышлением и упрямством. В ход шли цитаты из книг и журналов, в конце концов я всегда был бит и уползал зализывать раны. Кроме одного: М.Л., будучи тонким и глубоким исследователем творчества О.Мандельштама, А. Ахматовой, М.Цветаевой, Ф.Сологуба, категорически не принимала массового стихотворчества. Она говорила, что всех, кто начинает писать стихи, следует убивать из рогатки. Когда я возражал, что состав преступления не соответствует наказанию, она говорила:
-Ничего, настоящий поэт выживет. Поэтом человек рождается. Он, как псих, не чувствует боли, живет между небом и землей, его поступками управляет Б-г. Отсюда происходят поэтические пророчества. Поэт готов на самоубийство. Ведь Мандельштамовское "Мы живем, под собою не чуя страны", это натуральный акт самоубийства. Все остальное- рифмачество, сродни графомании.
-Я думаю, ты не права, а как же детская поэзия, Барто, Чуковский, юмор, басни, как же дедушка Крылов, а песни?
-Это совсем другое дело. В этих направлениях литературного творчества используется свойство рифмованных ритмических структур легко запоминаться. Песенные стихи даже песнями не называются, а текстами. Оперные тексты- либретто. В текстах используется слоговый ритм, Иногда текст, при отсутствии точной рифмы, по ритму является готовым музыкальным произведением. В детских стихах используется только точная рифма. Гладкий ритм. В баснях, при не очень высоким требованиям к рифме и ритму, требуется афористичность языка, близкого к пословицам и поговоркам. Ты должен понять, что массовые попытки стихосложения, когда любой ценой хотят зарифмовать какую нибудь пошлость, страдает язык, он становится покалеченным и обедненным. Т.н. стихотворцы стараются применять штампы, кровь-любовь, розы- слезы. И опереточные страсти!"
И хоть Майя Лазаревна меня удавила своим несомненным превосходством, я остался при своем мнении. И сегодня, отдавая дань её светлой памяти, я время от времени продолжаю писать стихи.
Александр Гейфман 29.12.2014 13:49 Заявить о нарушении
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) в письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя». Также запись в дневнике писателя от 19 октября 1909 г. : «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать» /© В.Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений/
Интересные вы люди, любящие литературу :)). Да у Вас и так, мозги - учёного, у неё - тоже. Чудесные вы люди.
А информацию по теме, как про Майю, распологайте в разных местах, и в дневнике, и здесь, в стихо. Или хотя бы ссылочку поставьте в этом произведении на станицы дневника. Читатели подобное редко читают, но по случайности всегда найдутся люди, которые случайно попадут на Ваше стихотворение и увидят ссылочку...
Закругляюсь. Добрых Вам праздников.
С уважением,
Ирина
Ирина Петал 29.12.2014 13:53 Заявить о нарушении
Майины слова, слова личности, в том понимании, которое сама вкладывала в это понятие: «Для меня парадокс личности заключается в том, что она начинается там, где кончается личный опыт. Что и сколько из внеличного захватывает человек, такая ему и цена. Никакой «сипур иши» (персональная история - АТ) не объяснит «Войну и мир», перевоплощение Флобера в мадам Бовари или зацикленность Эйнштейна на тайне пространства-времени».
«…я не вижу в истории экзамен, который Высшая Сила устроила человеку и человечеству, дабы испытать их на предмет искупления грехов и возвращения к первоначальному единению с Создателем. Более того, я отвергаю – как интеллектуально подозрительную – любую детерминистскую концепцию истории, будь то эволюционистская доктрина (саморазвивающийся прогресс) или марксистское учение.
Иными словами: история есть действие, поддерживаемое нашим желанием его продолжать, то есть увязывать со всеми предыдущими действиями и навязывать последующим».
Майе присуща в большей мере какая-то чисто женская врождённая интуиция. Общаясь здесь с поэтами-мужчинами, я поняла, как женщина, возможно чуточку критик (я не всегда сдержанна здесь на сайте с поэтами, могу наговорить кучу резкостей и неприятностей...): мы мыслим по-разному, методы достижения целей у нас разные, а результат, в конце концов, будет один. Мужчины обычно приходят к определённым выводам на основе личного опыта, многих учений, доказательств, это достижения их ума, их работы, практики, а женщина, может абсолютно ничего не знать по теме, но выдать точно такой же вывод. Парадокс, но это так. А я последнее время Эйнштейна очень зауважала, хоть его вечно с идиотской рожей выставляют в РУнете, Альберта как-то спросили, что помогло ему открыть революционные законы физики. «Это очень просто,– ответил ученый,– «я просто прислушался к голосу природы.» «Если бы это было просто,– возразили ему, – то многие были бы способны открыть теорию относительности.» «Да, это так, – ответил Эйнштейн, – но у природы голос очень тихий, а у меня очень хороший слух…» «У меня нет особенных талантов. Я просто слишком любопытен. Следуйте за вашим любопытством, доверяйте ему…», «Воображение это все. Воображение важнее знания. Верный признак интеллекта не знания, а воображение. С помощью воображения вы можете предопределить любое будущее. Поэтому не позволяйте такому мощному механизму, как воображение, бездействовать. Используйте свое воображение.»/© Эйнштейн/
Ирина Петал 29.12.2014 14:27 Заявить о нарушении
http://www.gazeta.rjews.net/kagansk4.shtml
Ирина Петал 13.01.2015 11:18 Заявить о нарушении