Вл. Шилин Для кого пишутся стихи?

МОЕ МНЕНИЕ НЕ ВО ВСЕМ СОВПАДАЕТ С АВТОРОМ, НО В ЦЕЛОМ ВЕЩЬ ПОЛЕЗНАЯ.
С УВАЖЕНИЕМ, БЕЛКА.

http://www.stihi.ru/2013/12/28/9705

Вл.Шилин
 
              ДЛЯ КОГО ПИШУТСЯ СТИХИ?


              Не я первый, не я последний из тех, кто задаёт себе или другим вопрос:
              «А для чего пишут стихи?»
Наверно, такие вопросы задавались ещё в античные времена.
 Почему мог возникнуть подобный вопрос? 

Для этого надо, конечно же, вспомнить, что такое стихи, стихотворная речь. И тут невольно приходит на ум персонаж из комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Он был поражён, когда ему сказали, что он всю жизнь говорил прозой. Да, тот факт, что люди всю жизнь говорят прозой, хотя этого слова могут и не знать, никого из нас не удивляет. Мы к такому положению вещей привыкаем с самого раннего возраста.  Мне в ранней молодости казалось (я был даже уверен), что и само словесное искусство началось с прозы. Но в дальнейшем, читая мифы Ассиро-вавилонии и литературу античных времён, был поражён тем фактом, что там основную часть литературы составляли стихи!

Почему это так произошло? Ведь поэзия – вещь более сложная, чем проза. И только в дальнейшем для меня стало ясно, что стихи –  именно по своей форме выражать мысли – и явились основой литературы.  Прозу долгое время не признавали искусством только потому,  что в ней нет ничего необычного, «искусственного».   Самый первый из известных эпосов – Гильгамеш – произведение, написанное  ритмической прозой, как и наше «Слово о полку Игореве».

И самое интересное не только состоит в том, что стихи пишутся в ритме, но и то, что этих ритмов очень много. Казалось бы, зачем нужна такая сложность? Пиши так, как ты говоришь повседневно. Но люди этим не могли удовлетвориться. Почему? А для ответа на подобный вопрос надо вспомнить: о ЧЁМ были первые произведения?

 Самые первые, как и более поздние произведения, были посвящены одному вопросу: космогонии, т.е. истории происхождения земли и жизни на ней. 
В дальнейшем поэты писали стихи в честь божества. Были гимны, посвящённые ассирийским божествам, обожествляемым рекам и т.д. Гимны создавались в античные времена греками и римлянами, их писали и в Египте.  Есть целый цикл так называемых «Гомеровых гимнов».
Потом стали писать гимны в честь олимпийских героев. Олимпийских чемпионов также ставили в один ряд с олимпийскими богами.  А как надо разговаривать с богами?
Конечно же, только изящным, высоким поэтическим слогом! 
Тут хочется вспомнить  и пьесы Шекспира. Посмотрите, в них все дворяне говорят стихами, а простолюдины – прозой.

Так почему же  был выбран для литературы именно поэтический способ?
 Поэзия – искусство, основанное на ритмах. Ритмы существуют не только в природе, они находятся и внутри человека. Именно с помощью ритма, свойственного данному автору, легче настраиваться на поэтический лад. Талантливый автор легко может находить именно свой лад, свою волну для творчества. Но и читатель всегда ищет для чтения своего автора.
И дело тут не только в тематике, которой посвящено творчество автора, но и в самом ритмическом рисунке, который им задан.  Важна  волна, на которой он (поэт) работает и которая может легко совпадать с волнами в теле читателя. Иногда у того или иного автора есть несколько стихов, которые нравятся читателю, которые тронули в нём нужную волну, появился  резонанс. Важно ещё и то, что у талантливого автора стихи всегда красивые, афористичные. Вспомните любую поговорку или пословицу. Она может быть рифмованной или нет, но всегда ритмична, всегда  находит отклик в душе.

 Стихи умеют настраивать человека для своего прочтения. Беря в руки книгу стихов, человек уже заранее ощущает приятный трепет в груди. Хорошие стихи, как «наркотик», хочется читать и читать! Кроме того, стихи хорошего (классического) автора наполняют  душу  дополнительным зарядом положительной энергии, возбуждают приятно, рождают много мыслей. Иными словами, хорошие стихи продлевают жизнь человека! 

Я не зря так долго говорю о значении поэзии  для читателя.  Ведь в любом творчестве участвуют два человека: автор и читатель (или слушатель). Поэтому стоит сказать, что хорошо написанные стихи дают и самому мастеру не малый запас творческих сил,  энергии. Он начинает полнее чувствовать свою силу, творческие возможности. Такое чувство позволяет ему успешно работать и в дальнейшем. Кроме того, стихи, которые помещаются в данный конкретный момент в интернете, дают автору возможность достаточно быстро получить от читателя и отзыв на них.
С «бумажной» книгой стихов  дело обстоит  сложнее. Но отзыв  на неё также может придать поэту дополнительный запас положительной энергии, тем более, если оценку даёт критик! Но для этого необходимо печатать  достаточно грамотные (в техническом и содержательном плане) произведения.

Так, незаметно мы подходим к ответу: ДЛЯ КОГО ПИШУТСЯ СТИХИ?
И прежде, чем ответить на данный вопрос, надо заметить и ещё одну вещь. Каждый человек хочет стать в жизни не просто человеком, о котором говорят: жил да был, был да сплыл.
 Нет, ему хочется оставить некий след своего пребывания на земле. Это можно назвать известностью, популярностью, успехом, славой. Вспомним хотя бы историю с Геростратом. Он стремился  прославиться во что бы то ни стало и сжёг храм  Артемиды. Ему важна была известность всеми возможными способами. Так и авторы, они тоже хотят известности, но не такой. .. 

Быть известным своими трудами – вот цель и стремление каждого поэта. Тут нет ничего обидного, это естественное человеческое желание, стремление. Тем более, что они при этом занимаются удовлетворяющим их самолюбие делом. И не просто занимаются. Им хочется достичь в своей работе, в своём труде наивысших результатов. А для такой благородной цели они изучают теорию и историю литературы, читают книги литературоведов и языковедов. Иными словами, они не хотят ходить, как слепые, а стремятся работать со знанием дела. Ведь и наш великий Пушкин тоже в своё время пришёл с просьбой об обучении к П.Катенину.   

Искусство поэзии требует очень серьёзного отношения. Известность многие участники интернета понимают слишком примитивно, не  имея  определённой цели: ради чего ты работаешь., какие у тебя задачи в твоём творчестве?  Так легко уйти в ложном направлении; О.Мандельштам одно время начал писать политические стихи, но эта попытка оказалась  неудачной. Каждый автор должен знать, в каком жанре поэтического искусства он может достигнуть успеха.
Тратить силы на пустые поделки – стыдно! Многие, к сожалению, занимаются стихами только ради тщеславия, думая таким образом получить свою «минуту славы». Но  многим этот вид творчества кажется лёгким: ну, что сложного в составлении ритмических строк с рифмой?!

Всё вышесказанное заставляет меня по-другому поставить  главный вопрос данной статьи:
 
         ДЛЯ ЧЕГО талантливые люди пишут стихи?

Прежде всего, не ради тщеславного желания прославиться. Для талантливого человека это пустое занятие. Человек, занимающийся поэтическим творчеством, чувствует внутреннюю потребность в этом. Для большинства – это вдохновение; Пушкин писал: «И пробуждается поэзия во мне».
Да, в человеке есть такая тонкая струна, как в музыкальном инструменте, настроенная именно на процесс творчества. Но если в инструменте струны могут молчать, то у истинного мастера струна требует, чтобы ей дали работу. В человеческом организме должны быть задействованы все духовные и физические способности. Есть немало примеров, когда способный к творчеству человек прерывал по каким-то причинам свои занятия на много лет. А что происходило потом, когда он хотел всё начать  заново? Ничего не получалось,  эта струна отмирала за ненадобностью.
Человек всегда хочет себя проявить в чём-то, выразить свои чувства. Это может быть живопись, музыка, танцы или  литература. Человек стремится высказать то, что он чувствует,  или о чём думает. Так что, стихи пишутся в первую очередь –  ДЛЯ СЕБЯ.

И только многочисленные участники интернета хотят славы, успеха. Именно поэтому все их отзывы о чужих стихах такие добренькие. Они понимают, что и в ответ получат доброту, не замечая, что она не затрагивает самой сути стихов. И так происходит не от тщеславного желания польстить или просто чтобы не ссориться. Это происходит от неумения отличать хорошее от плохого, поэзию от «стихачества» сомнительного качества.   Такие авторы  обижаются и воюют со мной, заявляя: «Вы не понимаете стихов, не чувствуете в них души».
 А иногда говорят, что, мол, на вкус и цвет товарища нет, хотя эта пословица касается только области кулинарии)).
Есть в истории литературы поэты, чей талант раскрылся только после их смерти,  (например, Эмили Дикинсон), потому что при жизни они почти ничего не печатали.  Так стоит ли обманывать самих себя, утверждая, что их могут не понимать? 

Итак, авторы пишут стихи только для себя. Для себя стыдно писать абы как!
К сожалении,  большинство авторов лучше писать и не могут, они к этому не рождены.
Я знаю по личному опыту, что способности действительно могут заявлять о себе сами. Иногда напишешь два – три стихотворения, вроде бы всё, достаточно. Нет, что-то внутри требует продолжить.  Так рождается  потребность в систематическом упорном труде. Ждать вдохновения, как это делают многие, занятие пустое. Оно может и не прийти к вам, если у  вас нет этой  привычки к систематическому труду. Чайковский говорил, что вдохновение приходит только в процессе самой работы.

Надо работать почти ежедневно! Но надо уметь распределять всё разумно, а не сидеть за столом до изнеможения. У вас всегда должно оставаться время на прогулки (это очень важная часть подготовки к творчеству), для чтения( специальной и художественной литературы) и для размышлений о книгах, о творчестве или о жизни. Поэт не затворник в своей башне. Талант, если он есть, надо воспитывать постоянно. Это может быть во время прогулок, при чтении и в разговорах с товарищами. Я уже заметил выше, что все чувства человека должны развиваться равномерно. У каждого из нас есть не только одна привязанность к чему-то. Некоторые авторы занимаются коллекционированием, другие любят путешествовать и т.д.  Я лично чувствую  всем нутром две потребности: путешествовать по интересным местам и собирать (конечно, для чтения) книги, ходить по книжным магазинам.   Для того чтобы чувствовать себя БОЛЬШИМ (способным, талантливым, уникальным) следует чаще быть наедине с самим собой, как это делают ХУДОЖНИКИ.
               Цитата.
«Бродил я Хлыновским уездом по этюдам.  Собственно говоря, этюды были предлогом, а меня увлекал самый процесс наблюдения. Этюдник наполнялся случайными записями случайных мест, и обычно эти наброски мало пригождались мне для дальнейших работ, но зато во время разрешения какой-нибудь картины вдруг в голове вспыхнет образ дальнейшего куска  пейзажа, где лист дерева, зацепившийся за камень на чёрной земле, даёт мне полный материал для завершения не хватающего в картине  плана. И оказывается, что эта деталь мною наблюдалась несколько лет тому назад в одну из таких прогулок, и при этом всплывают такие точности обстановки, что мне припоминается  всё моё органическое состояние под впечатлением температуры воздуха, запахов растений, моей усталости и целого ряда мыслей, работавших во мне в момент наблюдения». 
                (К.С.Петров-Водкин  «Пространство Эвклида»)

Поэты ( особенно в древности )всегда были хранителями отечественной культуры.
Именно благодаря ашугам, акынам, сказителям и др. сохранились многие устные произведения. Недаром  в книгах эпосов указывают фамилию сказителя, со слов которого всё это записано.  Чтобы в наше время сохранить эту традицию, надо очень многое знать и уметь. Мы должны хранить не только творческое наследие предков, но и продолжать и передавать потомкам их традиции. Без этого не может быть отечественной литературы, она просто переродится, станет эклектической («сборная солянка»).
Мы пишем для себя, но не отсебятину, а то, что видим и чувствуем. Пишем о том, чем живёт наша страна и наши люди, наш мир. Иначе наши книги не будут читаться, не будут востребованы, как происходит со многими авторами «серебряного века». 

Да и писать о чём-то, к чему не лежит душа автора, самому поэту не интересно. Мне могут возразить: а вот Маяковский писал по заказу. Да, это верно, но он сам поставил  перед творчеством такую задачу. Вспомните:
«В наши дни поэт лишь тот,
Кто напишет марш и лозунг».
Он делал такую работу с большим удовольствием, ибо видел от неё конкретную, сиюминутную пользу. Если Пушкин говорил: «Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв», то Маяковский хотел к штыку приравнять перо, чтоб о стихах говорили на политбюро. Поэт прекрасно понимал, в каких условиях и в какое время он живёт. Страна была почти нищая, разруха царила во всём. Вот почему Маяковский хотел, чтоб его стихи помогали строить социализм, а не развлекать людей.

 
Человек, пишущий стихи, конечно, стремится не к тому, чтобы эпатировать читателя. Он, как мне кажется  после прочтения многих стихов разных авторов, хочет раскрыть все богатства своей души, рассказать о чём-то сокровенном, красивом. Поэт создаёт красоту, которая живёт в его душе. Даже говоря о трагическом,  он это делает не грубо, ведь иначе читатель не будет ему сочувствовать, не будет читать. Невольно здесь возникает мысль: почему же современные авторы пишут совсем не так, как их предшественники? Я имею в виду не подражание, а только развитие традиций русской литературы. Такое впечатление, что люди разучились создавать поэзию. Из стихов не просто исчезает красота, но и сам смысл уходит.

Наступает, как говорят литературоведы, постмодернизм. А в чём же тут причина?
Неужели же авторам нечего сказать, нечем поделиться с людьми? Вопросов возникает много. Мне говорят (судя по книгам), что виноват технический прогресс, утверждение того, что в мире нет верховного существа, ссылаются на философию Фрейда, Шопенгауэра и некоторых русских философов. Но разве философия способна заставить человека говорить о том, что ему не нравится? Так может вести себя только тот, кто стремится подражать моде, у кого нет твёрдых убеждений. Мне иногда заявляют: если человек отрицает наличие «верховного существа», значит он способен (или даже должен) вести себя аморально, как захочется. Это абсолютная глупость. Вера в «верховное существо»  ещё никого не делала высоконравственным человеком. Сколько раз мы читали о том, что человек мог украсть, а потом  он отмаливал грехи в церкви и снова воровал. Мораль зависит только от самого человека, от его воспитания, от места в обществе. Библия говорит, что все люди братья, а как же рабство, крепостничество? 

 Писать стихи ни о чём дело не такое уж сложное. Но разве это интересно?
Молодёжи свойственно стремление к чему-то новому.  Вспомните футуристов, которые хотели сбросить Пушкина с парохода современности. А что им это дало?
Заставить человека делать в искусстве что-то, что раньше не считалось достойным искусства, могут разные причины. Вспомните, что когда-то изображение природы не считалось областью живописи. Но вот французские  художники вышли на природу и создали новый жанр живописи – пейзаж. Считалось, что русская природа не достойна изображения в картине. Но появился Саврасов и опроверг это мнение. Пушкин ещё извинялся за прозаизмы в своих стихах, а уже Лермонтов, Некрасов и другие поэты смело вводили их в литературу. Это расширило рамки их творческих возможностей, сделало стих близким русской душе. Такие приёмы новаторства
можно только приветствовать! Ведь они украсили стихи, придали им новое звучание, обновили тематику литературы. Поэты середины Х1Х в. продвинули литературу вперёд, показали возможности русского слова. Наша литература стала во главе  мирового литературного движения.

А что дал литературе модернизм? Чем он её обогатил, развил?
Темы для стихов, для творчества приносит поэтам время, в которое они живут. Обновления требует и появление новых читателей.  Конечно, молодёжь хочет считать себя носительницей передовых идей, ниспровергательницей рутины. Так было в то время, когда возникла группа «Передвижников» в среде художников, группа «Могучая кучка» в среде музыкантов. А что дал творчеству «серебряный век»?  Дал несколько талантливых авторов. Это стоит отметить. Но сумела ли сама поэзия, как вид искусства, продвинуться хоть на шаг вперёд? Тут у меня лично много вопросов, много сомнений. Ведь в дальнейшем поэты не продолжили практику ни символистов, ни имажинистов. Само время поставило  перед ними заслон. Да и что могли поведать в том или ином виде поэты серебряного века своим читателям?
Какие важные вопросы их волновали?  Было ли творчество авторов Х1Х в.
действительно рутиной? Скорее всего, здесь сыграла роль одна мысль: мы так не сумеем. Но, возможно, и влияние Запада, моды.

Вот над чем стоит очень серьёзно задуматься, а не рубить с плеча.  Маяковский когда-то сказал:
«Поэт настоящий вздувает заранее
Из мысли не ясной ясное знание!».
 Это не литературный приём, не просто красивая фраза – это программа для будущих авторов. Поэт не должен превращаться в иллюзиониста, который ловко обманывает публику.  Он всегда должен помнить, что судить о нём, как о человеке, будут не по воспоминаниям современников в первую очередь, а по результатам его творчества.  И суд этот будет очень строгим, без права на обжалование.

28.12.2013 г.
 



© Copyright: Вл.Шилин, 2013
Свидетельство о публикации №113122809705


Рецензии
Спасибо автору. Вы помогаете ответить на вопросы, которые задаю себе уже давно. Но чем больше задумываюсь, тем меньше хочется писать. А не писать совсем - невозможно. Просто западня какая то. С уважением, Владимир.

Владимир Мармулёв   30.11.2017 23:02     Заявить о нарушении
Рад, что задумались.
С уважением,

Белка 5   01.12.2017 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.