Д. Г. Лоуренс. Let There be Light!

Да будет свет!


Если когда-либо было начало,
то не было в нем  творца
не было ни веления,
ни голоса,
ни слова –
 
ничего, что могло бы сказать
"да будет свет!"
Вся история о мистере Боге, стоящем у рубильника,
ничто  как тщеславие.

Ничто как мужское тщеславие!
- Кто сотворил солнце?
- Сын мой, не могу лгать тебе,
я сотворил его.

Дедушка Джорджа Вашингтона!

Все, что действительно можно представить в начале,
это непостижимая плазма жизни, творения
борющаяся
И СТАНОВЯЩАЯСЯ светом.
24.08.2014



Let There be Light!


If ever was a beginning
there was no god in it
there was no Verb
no Voice
no Word.

There was nothing to say
Let there be light!
All that story of Mr. God switching on day
 is just conceit.

Just man's conceit!
- Who made the Sun?
- My child, I cannot tell a lie,
I made it!

George Washington's Grandpa!

All we can honestly imagine in the beginning
is the incomprehensible plasm of life, of creation
struggling
and BECOMING light. 


Рецензии
Как же это удивительным образом кореллирует со Священным Писанием: "Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, Сущий в недра Отчем - Он явил" (цитирую по памяти).
Ветхий Завет потому именно и запрещал всякое изображение, ибо представить Творца немыслимо, по крайней мере, пока Сын не открыл Отца и не утвердил, что Он и Отец - одно. А до творения ничего не было, не было и самого времени, которое само сотворено, и представить это "до творения" немыслимо нашему товарному рассудку. Но говорить о вечном внутритроичном бытии Того, Кто Есть Сама Суть бытия, передающемся именем Ягве и Святая Троица, и Слово, Которое было в начале, можно.
Так что опус, переведённый Вами, Олечка, - банальное умничание, горделивого ума Лоуренса...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   25.10.2014 16:26     Заявить о нарушении
Ничего не поняла, Алексей, но спасибо.

Ольга Денисова 2   25.10.2014 18:09   Заявить о нарушении
Как раз наоборот, по-моему: Лоуренс делает попытку увести представления о Боге-Отце от какого бы то ни было человекоподобия... Делает это остро-полемически и поэтически вкусно. И даже предлагает своё, отчасти - но очень по-тонкому "отчасти" - материалистичное - представление: "плазма жизни", делающаяся "СВЕТОМ". Соотношение между Богом-Отцом и Богом-Сыном, соответственно, передаётся соотношением "плазма жизни"- "СВЕТ".
Это не "изображение", а интерпретация, чудесно-художественная, на мой взгляд. Не то чтобы я с ней согласен (на мой взгляд, представление о "начале" здесь несколько упрощённое), но она восхитительна с поэтической точки зрения, и непонятно мне, почему она задевает Ваши религиозные чувства, Алексей.
...Не вижу в этом никакого "банального умничания", а уж "горделивого ума" - тем паче...

Максим Печерник   26.10.2014 18:13   Заявить о нарушении
Я понимаю, дорогие Максим и Олечка, что слышать необходимо не то, что произнесено и, тем более, не то, что хочешь услышать, а то, что хотели тебе сказать, но это всегда — высший пилотаж восприятия.
Видимо, я достаточно банален в своём восприятии, и строчку: "Если когда-либо было начало", — воспринимаю так: "Да, в общем-то, ежу понятно, что никакого начала-то и не было, но для тех наивных людей, которые всё же в это веруют, я, для соблюдения толерантности, расшаркаюсь и всё же эти слова произнесу.
Как абсолютно органичное, из этого выходит следующая строчка: "то не было в нем творца", — и, тем более: "ничего, что могло бы сказать "да будет свет!"". Увы, но моё поэтическое воображение не позволяет мне принять это иначе, чем конкретный атеизм, который только подтверждается словами: "Вся история о мистере Боге, стоящем у рубильника, ничто как тщеславие", — причём атеизме довольно саркастическом, способном отождествить Бога с "Дедушка Джорджа Вашингтона", — ну, нечто сродное со словами Принца-Администратора из "Обыкновенного чуда": "Рубаха-парень, как я его называю".
То, что в данном опусе предпринята попытка убрать всяческий антропоморфизм, я, естественно, приметил, чему, собственно говоря, и посвящены первые две трети моей рецензии, но этот антропоморфизм снимается отнюдь не с Отца, Который в Священном Писании явлен, как Лицо, а с того, что у Лоуренса низведено до безОбразия безликой плазмы, пусть и плазмы жизни и плазмы творения, но почему-то борющейся (с кем? с чем?).
И последние строчки трудно принять иначе, как творение плазмой света, и если учитывать Ваши, Максим, объяснения, то мы придём к идее тварности Логоса, Сына, а это – арианство.
Т.к. идеи Ария (который, как известно, был не лишён поэтического дара) давно осуждены Церковью, то и воскрешение подобных идей не может ни быть банальным умничаньем, тем более, что они выдаются, как свежие… В сочетании же с сарказмом – это ещё и банальное богохульство.
Эх, догматика!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   27.10.2014 12:50   Заявить о нарушении
Алексей, а почему Вы Максима не зовете Максиком?

Ольга Денисова 2   27.10.2014 13:23   Заявить о нарушении
...На мой взгляд, стихи следует прежде всего воспринимать как стихи. Здесь есть напряжение, и оно высокое и честное; художник (поэт) может много насчёт чего заблуждаться, это сплошь и рядом бывает... Но вот это напряжение, натяжение, борьба света с тьмой есть и в самом стихотворении, главный пафос которого всё-таки в: "Да будет свет!"
И Ольге это дорого (а потому она блестяще передала его), и я это слышу...
Художник повинуется творческому инстинкту и отражает в своих стихах много такого, что характерно для его времени (здесь и "плазма", и мотивы из материалистической мысли — высокой, пусть и материалистической, характерной для ХХ века)...
Конечно, я понимаю, что "речь клириков да будет сурова", но, может быть, как поэт, Вы бы могли, Алексей, увидеть в этом стихотворении не хулу на Господа Бога, а желание освоить (а потому и интерпретировать) высокое... Интерпретация в экзисттеннциальном духе — тоже один из нервов ХХ века, и здесь он звучит остро, высоко, — таков Лоуренс! К тому же освоить (а потому и интерпретировать) высокое — одна из движущих причин творчества для любого из нас... Разве нет?

Максим Печерник   27.10.2014 13:39   Заявить о нарушении
Нет, Олечка, Максиком Максима я назвать не могу - я ласков только с барышнями.
Увы, Максим, я не слышу тут пафоса "Да будет свет!" я слышу тут только:

ничего, что могло бы сказать
"да будет свет!"

Видимо догматика во мне сильнее поэтики... Но я честно признаюсь в таковой своей ограниченности...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   27.10.2014 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.