Вторые стансы
или десять лет спустя
«Мы с тобою поедем на «А» и на «Б»
посмотреть, кто скорее умрет».
(О.Мандельштам)
* * *
1. Что мне делать с любимым сезоном?
Он мне снова протянет тетрадь,
чтоб с кипящих каштанов и кленов
на страницы легла благодать.
Начинать ли мне новые стансы?
Что сменили вокруг десять лет?
Хоть не склонен наш край изменяться,
я – другой, а того уже нет.
* * *
2. Снова в сердце войдут наважденьем
эти пасмурные вечера.
Как горячая чашка глинтвейна,
мне целебна такая пора.
Принимая хмельное лекарство,
вновь знакомой средой окружен.
Как король, возвращаясь на царство,
я вступаю в любимый сезон.
* * *
3. И опять безоглядные циклы
начинают рифмованный бег.
И опять переставлены цифры,
в коих нынешний авторский век.
Чтоб в итоге смирился и замер
мой анапест, и чтоб у стола
был прочитан родными глазами
той одной, что его так ждала.
* * *
4. Погоди, улетающий август!
Пошумите еще, тополя!
Неужели вам больше не в радость
беспримерная эта земля?
Да, вы правы, когда-нибудь каждый
оборвется, как лист в черенке.
Только я это время пока что
подержал бы еще на замке.
* * *
5. Вот уже появились приметы,
возвестившие с осенью связь:
серость дня, сокращение света,
запах сырости, лужи и грязь.
Ночь приходит во двор исполином
и деревья трясет до утра,
чтобы выстлался длинный-предлинный
ворсяной самотканец ковра.
* * *
6. Все приметы, как прежде, замечу:
хруст древесный, паденье листа,
прелый запах, и вкрадчивый вечер,
одинокая в небе звезда.
Ну и что, что избитым пейзажем
восхищаются око и грудь?
Ведь не сам он, а мы о нем скажем,
каждый раз по-иному чуть-чуть.
* * *
7. Все мне в радость: и серые тучи,
и холодной реки рукава,
и пустынность, и дождик колючий,
даже мертвая эта листва.
Тишина воцарилась на месте
бурных летних страстей. Но постой,
что есть страсть? Суета и бесчестье,
и нарушенный мудрый покой.
* * *
8. Долго тянется день непогожий.
Жмутся тучи, друг друга тесня.
Все они на кого-то похожи.
А вот эта слегка на меня.
Мы черты свои видим то в туче,
то в деревьях, то в каплях дождя.
А кого еще знаем мы лучше
и несноснее, чем себя?
* * *
9. Как медлительны эти минуты,
если встречи назначенной ждешь!
На ногах появляются путы,
а в спине появляется нож.
А могли б на их месте забиться
крылья, сердцу влюбленному в такт.
Но по-прежнему смотришь на лица
и лица не находишь никак.
* * *
10. Никотиновым летом отравлен,
я вдыхаю туманный озон.
Мне мерещится плавный кораблик,
обозначивший горизонт.
Он везет левантийскую саржу,
он везет левантийский сафьян.
Оглянуться – и осень покажет
те же краски сквозь серый туман.
* * *
11. То зеленый, то красный, то желтый.
Вот три цвета – и хватит сполна.
Разве большего в них не нашел ты
для осеннего полотна?
Сто оттенков бросает все сразу
огневая октябрьская кисть.
Изумруды, рубины, топазы.
Вот три цвета – а как разрослись!
* * *
12. Мы любовь продлеваем словами
и молчаньем, как в роще густой
продлевает сентябрь расставанье
с исчезающей красотой.
Слухом чутки к малейшему звуку:
хруст сосновника, выдох «прости».
Будто знаем, какую разлуку
предстоит еще перенести.
* * *
13. Посмотри-ка, не сумки ль пастушьей
там белеет последний цветок?
если так, то постой и послушай –
зазвучит ли пастуший рожок.
Нет, давно деревенские бродят
там, где яблоку негде упасть.
Нас, напротив, все тянет к природе.
Отвратительна города власть.
* * *
14. Что там в роще, что в поле? Дорожки
развезло. Без сапог – ни ногой.
Хорошо бы, как в детстве, картошки
на костре, на золе, с кожурой.
Разломить бы, да с крупною солью
мякоть ломкую с хлебом ржаным.
Что там в роще теперь, что там в поле?
От костра не виднеется дым?
* * *
15. Зоны парковой нету изящней.
Здесь гуляем, любуясь листвой.
Позабыв, что есть дикие чащи,
где природа в борьбе вековой.
Там совсем атмосфера иная,
и закон удушающее крут:
гонят твари слабейшего в стае
и кусками с урчанием рвут.
* * *
16. Как засыпаны золотом ярко
все аллеи, куда ни пойдешь!
На скамейках изогнутых парка
золотая галдит молодежь.
Что их так веселит постоянно?
Так и быть, я согласен пристать
хоть к серебряным, хоть к оловянным,
коль их золота мне не понять.
* * *
17. Посредине аллеи вдруг стану,
к удивлению лиц городских.
Вспоминаются свечи каштанов,
куст сирени в мехах дорогих.
Неужели на этом же месте,
где природа так обнажена,
май дарил, как нарядной невесте,
ей свои подношенья сполна?
* * *
18. Разбросала одежды береза –
впрямь купальщица на берегу.
И свеченье открытого торса
замечает народ на бегу.
И мне кажется, каждый прохожий
от смущенья отводит свой взор.
Так ее обнаженная кожа
дышит плотью живою из пор!
* * *
19. Ты зачем так бесстыдно красива
в череде ускользающих дней?
Развевается пламенем грива
безрассудной природы твоей.
Осень, брось, не старайся, не нужно.
Не забрать нам сокровищ твоих.
Мы должны, удаляясь послушно,
все, как есть, оставлять для других.
* * *
20. Даже смысл всех религий на свете,
от пустячной до самой большой, –
научить нас смиряться со смертью
со спокойной и чистой душой.
И вдыхаем мы запах старинный,
покидая отеческий сад.
Так сандала, тагары, жасмина
нас когда-то манил аромат.
* * *
21. Чей-то брошенный дом. Только ставни
и скрипят. Здесь живет домовой.
Ну а раньше – духовный наставник
или бедный крестьянин с семьей?
Ямы окон, разбитые сени
и сарай, где хранились корма.
Создаются и рушатся семьи.
Все в земле. На земле лишь дома.
* * *
22. Не под каждой ли кровлей томится
счастья бывшего маленький дух?
И щемящая песнь половицы
светлой памятью трогает слух.
Кто, скитаясь по комнатам темным,
воскрешает утраченный рай?
Все разрушив, иной обретем ли,
если вспомним былой невзначай?
* * *
23. Сносят старые кладбища. Плиты
разрушают, ломают кресты.
Но на месте надгробий разбитых
вырастают деревьев ряды.
Неподвижные черные свиты
то ли призраков, то ли святых,
шепчут листьями: мы не забыты,
если нас еще помнишь ты.
* * *
24. На клочке голубиного неба,
там где воздух свободен и рус,
ловит спущенный солнечный невод
сонных птиц, зазевавшихся муз.
Чтобы не было так одиноко
нам остаться осенней порой.
А вдали разливается клекот.
К югу движется беженцев строй.
* * *
25. Как ушедший в минувшее праздник,
в запустении высохший луг.
Только где-то душистый лабазник
островками появится вдруг.
О, как часто безмолвные стебли,
застелившие землю кругом,
на глазах умирают! Не с тем ли,
чтоб сказать, как мы долго живем?
* * *
26. Мы грешны тем, что думать о смерти
приучились на каждом шагу.
Обойдемся, мой друг, междометьем.
И давай вслух о ней ни гугу.
Нам и так разоренные гнезда,
насекомых сухие тельца
намекают, что рано иль поздно
избежать не удастся конца.
* * *
27. Дни утрат, неудач и ущерба
я оставлю навеки в былом.
Ночь опять для меня станет черпать
с неба звезды медвежьим ковшом.
И польются подлунные строки,
фразы новые пустятся в пляс –
для чужих, для еще одиноких,
мне навстречу открывшихся глаз.
* * *
28. Примиряя концы и начала
встреч случайных и встреч роковых,
у осеннего вспомню причала
дальних тех, от кого уж отвык.
Как отвыкла вот эта осина
от назойливых шумных гостей,
что слетели с ветвей ее длинных
и покой, наконец, дали ей.
* * *
29. Тень былого ложится на камень.
Где б ты ни был, но на мостовой
постоянно она под ногами,
вечно следует за тобой.
Даже в час, когда спустится темень,
и тогда неотвязна она.
Если память становится тенью,
то зачем эта тень так черна?
* * *
30. Пару встреч и свиданий укромных.
И с признаньем читаю письмо.
Сердце бьется спокойно и ровно,
от страстей защищаясь само.
Как хотелось мне драм и трагедий,
жгучих слез, причитаний, мольбы
в годы юные те! Ну а в эти –
тишины и смиренность судьбы.
* * *
31. Обещаю тебе, что не буду
потакать всем страданьям твоим.
Вот природа – великое чудо,
и с таким равновесьем в любви.
Оттого-то и дышит бессмертьем,
посезонно меняя наряд.
Никаких ей посланий в конверте,
и мучений, и памятных дат.
* * *
32. Вот и балка. Над склоном пологим
ряд запущенных пестрых дерев,
как цыганки, стоят у дороги.
Не пропустят, плечом не задев.
И смыкаются табором тесным,
обступают, чтоб за руку взять.
– Погадать? – Что гадать! Все известно.
И известного лучше б не знать.
* * *
33. Над высокою рощей разрыто
небо сизое – всюду огни.
Я сказал бы, что метеориты,
если б ведал, какие они.
Запах жженой резины и гари.
Пламя движется невдалеке.
И со страшной улыбкой Гагарин
вниз летит по смертельной дуге.
* * *
34. Лес окутался белым мерцаньем,
так что каждая ветка видна.
Это тихо над всем мирозданьем
выплывает, как ангел, луна.
И пойдем мы в чешуйчатом свете
по тропинке на звуки машин.
Словно мы заблудились в столетьях,
но нашли этот выход один.
* * *
35. Год промчался неистовой рысью.
И безжалостно стаи машин
давят шинами павшие листья.
Мы не видим, мы тоже спешим.
Ты вздыхаешь: «Еще бы повозок
ты припомнил медлительный строй,
что качали лишь нехотя воздух,
по булыжной скрипя мостовой».
* * *
36. Хорошо, поторопимся тоже
в общий улей, в безудержный рой,
пока тонкое кружево крошит
с пестрых тканей осенний раскрой.
Пока лезвия ножниц морозных
пробегают легко по ветвям.
Но постой же, покамест не поздно.
Этот лязг доберется и к нам.
* * *
37. На густой шевелюре каштана
вдруг листок затрепещет один.
Словно в противоречии странном
от семьи отделяется сын.
Так душа, возмужав, прекословит.
И толпа омерзительна ей.
Жить изгоем глупее, чем слоем
общей массы. И все же мудрей.
* * *
38. Как в раскрытую книгу украдкой
залетел этот тоненький лист!
Пусть он в ней остается закладкой,
талисманом счастливых страниц.
И когда-нибудь в зимнюю полночь
ты случайно найдешь среди книг
старый томик. Откроешь и вспомнишь
этот день, этот час, этот миг.
* * *
39. Невидимкою ветер меж зданий
пробегает, листвой полоща.
Он свои обретет очертанья
в разметавшихся наших плащах.
И в твоих перепутанных прядях,
захлестнувших и рот и глаза.
Трогать ветру – чего это ради? –
то, чего мне коснуться нельзя.
* * *
40. Встретим старость каштанов и кленов,
зеленевших с недавних времен.
Но ветшает и камень беленый
капителей, пилястр и колонн.
Старый город в плену новостроек.
Он едва достает им до плеч.
Но достаточно крепок и стоек,
чтоб и правнуков наших увлечь.
* * *
41. Как и мы, и они бы застыли,
листопада вкушая вино.
Нам же лечь придорожною пылью
под подошвами их суждено.
И на наш неразборчивый почерк,
беспощадно стирая следы,
лягут новых рифмованных строчек
побеждающие ряды.
* * *
42. Мы гуляли под джинсовым небом,
пили шелковый воздух листвы.
А грядущей плеяды неведом
выбор ткани к рисунку, увы.
Что они под ноябрьскою тучей,
в желтом шуме запишут в тетрадь?
И талантливей, может, и лучше.
О, как знать! О, как знать! О, как знать…
* * *
43. Кто-то плакал всю ночь то и дело.
И проснувшись, глаза не открыв,
я все вслушивался в оголтелый
всхлип рыданий, протяжный надрыв.
Кто так может натужно, с надсадой,
позабыв про приличья и стыд?
А в окне в мокрых контурах сада
просто поздняя осень стоит.
* * *
44. Режут воздух холодные спицы,
дождь сбивает последний наряд.
И в глаза мне ноябрь желтолицый
смотрит так, словно я виноват.
Виноват, что недолго качалась
и плыла над поляной ладья
буйной зелени. Экая жалость!
Виновато здесь время – не я.
* * *
45. И опять прочь из дома, на волю,
на булыжный разлет площадей.
Словно там звонари с колоколен
созывают повсюду людей.
Распрощались мы с веком плечистым,
распевающим в рупоры марш,
как на нас электронная мчится
площадная попсовая блажь.
* * *
46. Как ребенок на куче игрушек
заскучает и книгу возьмет,
так бежишь от пиров и подружек
к молчаливому таинству вод.
Где живут и пространство, и время,
где так запросто можешь и ты
оказаться в компании с теми,
кто отверг пустоту суеты.
* * *
47. Средь обломанных веток и палок
так прибрежные пахнут цветы,
будто их целовали русалок
ароматные мокрые рты.
Плеск услышишь – и волосы дыбом.
Это явь или чудится мне:
ослепило девичьим изгибом
то, что вдруг промелькнуло в волне.
* * *
48. Тополиный листочек, как жесть,
царапнет мои пальцы. И вздрогну.
Неужели он символ и есть
нашей жизни, как будто бы пробной?
И сравнимо ли по глубине
осознание этого чувства
с тем, что в лилии был у Мане
и в боярышнике у Пруста?
* * *
49. Здесь и ночи светлы до рассвета.
И на фоне белесой воды
неподвижным стоят силуэтом,
точно стражи, осоки ряды.
И вдоль берега в дымке сереет
живописного леса браслет.
Но у этой живой галереи
и ценителей, кажется, нет.
* * *
50. Точно мертвые, падают груши.
Но я помню, полгода назад
длинный шлейф накрахмаленных кружев
новобрачный показывал сад.
Светлый образ, сошедший с иконы,
но во что превратиться он смог!
Сор растений и прах насекомых –
вот и весь его лета итог.
* * *
51. Осень вправду хорошая тема
для поэта. Да только поэт
не в свое появляется время,
чужеродным приходит на свет.
Но знамение он и предтеча.
И садится к столу потому,
что видны ему противоречья,
незаметные никому.
* * *
52. Говоришь, что в стихах моих чувства
слишком мало и много ума?
Без идеи мне скучно и пусто.
А идея приходит сама.
Мне всегда эти листья вручали
и добра откровенье, и зла.
Если впрямь было слово в начале –
мысль еще до начала была.
* * *
53. Отчего погрустнел я? Вот строки
стихотворца из местных, смотри!
Те пророки, кто нынче пороки
напоказ выставляет свои.
Видно все: как бежит он за славой,
и какого он классика том
держит в левой, когда пишет правой.
Только пишет он ни о чем.
* * *
54. Что ж, вернемся, мой друг, к панораме
диких рощ и забытых лесов,
чтоб увидеть своими глазами
всю начинку для будущих строф.
Повезет нас речной пароходик,
оторвав хоть на час от земли,
чтобы мы, возвращаясь к работе,
новый ракурс с собой унесли.
* * *
55. Новый ракурс обыденной, старой
прошлой жизни в столетье ином.
Мы ее оживляли гитарой,
мы ее заливали вином.
Так ее не любя, ненавидя,
как сироты казенный приют,
в новый век мы ворвались и видим:
мы чужие и лишние тут.
* * *
56. Мы везде навсегда опоздали.
Но свернем на кого-то опять.
Виноваты, конечно же, Сталин,
и Хрущев, и партийная рать.
И застой, повернувший в итоге
перестройку на курс нищеты.
И купеческой новой эпохи
ненасытные жадные рты.
* * *
57. Все везде и всегда виноваты.
Но еще виноватее мы.
Нескончаемы наши заплаты
и ленивые наши умы.
Говорят, запрягаем не шибко,
но потом, словно ветер, летим.
Я хотел бы исправить ошибку:
запряженные так и стоим.
* * *
58. Но порою действительно по фиг,
уж прости мне не свойственный слог,
лик живой наступившей эпохи,
новых ценностей пестрый поток.
Мне по нраву ахейская сказка.
Мне ушедшие слезы ценней.
И посмертная Пушкина маска.
И полозья старинных саней.
* * *
59. Не смотри на седеющий волос.
Даже желтая проседь листвы
забывает почтенный свой возраст
в окруженьи такой синевы.
И меня, как погожее утро
перед скорым сезоном дождей,
молодит та, что тихо и мудро
держит руку в ладони моей.
* * *
60. Подари мне свое отраженье,
сняв мизинцем с поверхности вод.
И волос огневого круженья
перехваченный поворот.
Подари мне какую-то малость:
то ли пущенный струйкою дым,
то ли просто мгновенную жалость,
подоспевшую к векам твоим.
* * *
61. Значит, все повторится, и значит,
зной знакомый воротится в кровь.
Снова робость уступит собачьей
жаркой гонке в упряжке. И вновь
первобытным сраженные током,
мы, как ветви, сплетаясь, уснем.
Не заметим, блаженствуя, то, как
бабье лето мелькнет за окном.
* * *
62. Что же нас примиряет друг с другом?
Общий пот под одной простыней?
Или тонкая эта наука
быть со мною и быть не со мной?
Сколь же лучше два сердца влюбленных,
разделенных бескрайней стеной,
чем мучения двух отчужденных,
но сведенных под кровлей одной.
* * *
63. Можем сесть в опустевший троллейбус.
Безразлично, что «А» и что «Б».
Все равно эта жизнь – вечный ребус,
и разгадки не будет в судьбе.
Потому и вопросов не надо.
Дверь захлопнулась. Ток в провода.
Просто едем куда-то, и ладно.
И кондуктор не знает куда.
* * *
64. Не молчи, не молчи! Неужели
нам лишь светит двойная вина?
И глаза у тебя повлажнели,
и морщинка у брови видна.
Наносное, пустое отбросим.
Где прощенье – там нет и обид.
Просто эта закончилась осень,
и дожить до другой предстоит.
Осень 2004
К ТРЕТЬИМ СТАНСАМ, КОТОРЫХ НЕ БУДЕТ
«Сердце, сердце! Грозным строем
встали беды пред тобой».
(Архилох)
Не надо долгих фраз и рифм не надо.
Клянусь, мне Третьих Стансов не начать.
И пусть в плену немого листопада
на губы ляжет немоты печать.
Я мог бы каждое десятилетье
таких стихов, как длинный поезда состав,
в путь отправлять. Но только не об этих
кровавых днях – как был бы я не прав!
Я бы писал об осени на новом
таинственном и странном языке,
когда бы в сердце не было родного,
без манускрипта Войнича в строке.
Я бы сказал об осени… Но плохо
о ней нельзя, о ней не обойтись
без Эпикура или Архилоха,
без золотой листвы, взлетевшей ввысь.
Без синевы, прозрачной и прохладной,
без теплых слез дождливым и седым,
но милым сердцу утром… Ну, и ладно.
Давай уж, осень, лучше помолчим.
Печален год. Но мысль еще печальней.
Где страшно жить, где смерть ведет подсчет,
где грозным строем беды, там с отчаянья
их сердце в рифмы не переведет.
И там, где наглость лжи – второе счастье,
и третье, и четвертое…, для нас
пусть первым будет общее причастье
средь смуглых добрых лиц и чистых глаз.
10.10.2014
Свидетельство о публикации №114102401054
"Вот природа-великое чудо":
то покой в ней,то буйство стихий.
Я на время в пространстве забудусь,
когда Ваши открою стихи.
Не чужой Вы мне стали,поверьте!
Время,дружно сплотившее нас,-
было лучшим,хотя наши дети
всё по-своему видят сейчас.
Вседозволенность стала свободой,
только я не хочу таковой,
потому-ухожу на природу
иль в стихах нахожу свой покой.
Сила Ваших стихов такова,что через расстояние,разделяющее нас,
я почувствовала биение Вашего,любящего всё доброе и чистое,сердца.
Такие стихи не могут не оставлять след в душе,
и я обязательно к ним вернусь,когда прочту Первые стансы.
С благодарностью и признательностью.
Лидия Романчук 19.09.2018 09:27 Заявить о нарушении
Возможно, правильнее было бы прочесть по порядку: сперва первые стансы, потом вторые. Впрочем, думаю, важнее само прочтение, чем очередность. И те, и другие стансы - осенние. Пусть чтение доставляет Вам удовольствие!
Николай Левитов 19.09.2018 18:32 Заявить о нарушении
найти эти Первые стансы.Мне вообще-то хотелось читать всё по порядку,но я
выбираю стихи случайно,и иногда,случается,попадаю в своё же настроение,
как,например,сегодня.
До встречи,и спокойной ночи!
Лидия Романчук 19.09.2018 19:40 Заявить о нарушении