Лорелея - неинерционное письмо

Вокруг стихотворения "Лорелея" http://www.stihi.ru/2012/01/01/4156 года два назад шли затяжные разговоры на разных стихирских площадках.
В письме к одной коллеге я тогда сформулировал некоторые положения, которые привожу ниже.

Стиль моей "Лорелеи" вызван предельно осознанным отношением к инерции восприятия и "готовым" блокам. Обычно (хотя и не всегда) эта осознанность выражается в отказе идти по инерции и использовать формулы.

Почему так?
Потому что метод использования инерции доведен русскими поэтами до такого совершенства, что его уже почти невозможно применять без того, чтобы инерция не работала против тебя: всё время будут вспоминаться более выигрышные варианты.

Например, Цветаева "бросала в воду камень", от которого шли акустические и семантические "круги":

УЕДИнение: УЙДи
В себя [...]
УЕДИнение: в грУДИ
Ищи и нахоДИ свобоДУ.

[...] На свете нет такого саДУ
УЕДИнению. В грУДИ
Ищи и нахоДИ прохлаДУ.

[...] В УЕДИнении грУДИ —
Справляй и погребай побеДУ

УЕДИнения в грУДИ.
УЕДИнение: УЙДИ,

Жизнь!

Великолепная конструкция.
Весь стих держится на звуках "у", "й"/"и" и "д", которых по инерции ждешь дальше и дальше.

Другой пример использования инерции:
Рубцов, "В минуты музыки печальной" – http://www.stihi-rus.ru/1/rubcov/6.htm
После первого "и"
("Я представляю желтый плес
и...") так и ждешь перечисления – и оно идет:
и голос
и шум
и снег
и путь...

Дальше использованы другие "инерционные" моменты, и все звучит волшебно, стих живет, "течет".

Но гений – "дорога в тупик", гении не "открывают" что-то, а закрывают... Мне совсем не хочется "перепастернакивать" Пастернака и "перерубцовывать" Рубцова.

В "Лорелее" - другой, неинерционный принцип: строчки не "подсказывают" друг друга. А в целом стих оказывается и связанным по логике и образам, и невычурным по языку. Стихотворение жизненное, "моё".
 
Оно не подчиняется и принципу традиционной для поэзии Нового времени "нарративности", "процессуальности". В музыке "нарративности" соответствует принцип "симфонизма" – развитие с результатом. Так писали Бетховен, Чайковский, Шостакович. Но есть и другой принцип: медитативность, "логика Дебюсси". "Конец с изюминкой" – это было бы "развитие с результатом", это Бетховен. А мой стих ближе к "Дебюсси". Дебюсси сознательно отошел от нововременной процессуальности (он связывал ее с Вагнером), от романтизма, от "бешенства взамен баллады самообладанья" )). К чему привел романтизм, мы, увы, хорошо знаем...

/О романтических коннотациях "Лорелеи" напишу в другой раз/.


Рецензии
По моему, трудно избавится от "инертности" и вам. Традиционное, оно проскальзывает и у вас в стихотворении.
Вот рифма разноударная, и не тобой первым сказанная: улица - лица, и не хватало здесь только ещё буквы "у" (улица - лица у),она и начальная и конечная. А здесь: л-ица, аф-ишах,сл-ышу - ассонансная рифма.
Хотя есть и интересные моменты перечисления:
купол,парус,(хотя женщина и гребень - предсказуемы),(улица-ветер-афишах - то же), а вот клумба,бант,мгновение, лодка - непредсказуемы.
Тут можно сказать одно: у каждого из нас своя ноша, у каждого из нас своя ниша.
Александр...

Александр Соколов 14   23.10.2014 12:22     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за отклик и за внимательное прочтение стихотворения. В принципе Ваш комментарий к нему не противоречит моему автокомментарию. Могу пояснить это подробнее, если хотите.

Арабский Алфавит   23.10.2014 23:36   Заявить о нарушении
Александр, всё-таки напишу подробнее.
Мы с Вами, кажется, первый раз пересекаемся - надеюсь, не в последний.
Я очень внимателен к выбору слов, к формулировкам. Случаются и у меня опечатки и ошибки, но в принципе - я жуткий перфекционист.
И, конечно, говоря о своем тексте, я постарался изложить свои мысли предельно точно.
Говоря о "неинерционности", я имел в виду не что-то, полностью отрицающее традиционные приемы. Я говорил о принципе организации текста в целом. И это легко понять по приведенным мною примерам. И у Цветаевой, и у Рубцова сквозь ВЕСЬ текст красной нитью проходит какой-то определенный прием: развертывание звукового ядра у МЦ, принцип нанизывания однородных членов у Рубцова. "Инерционность" как господствующий принцип организации текста можно встретить и в стихе нерегулярном, в верлибрах, например:
http://www.inpearls.ru/comments/527122

У меня же - смотрите -
казалось бы, первые три строки задают по ритму и рифме верлибр, причем по смыслу ни одно предложение как бы не связано друг с другом:
"Сияющий купол синагоги.
Парус ивы над грязным каналом.
Женщина у окна".
По заданной тенденции следующее предложение тоже должно было бы быть не связано с предыдущим. Но нет - "медный гребень в руке" как раз тесно связан с "женщина у окна". Далее я "противоречу" верлибровой инерции за счет отмеченных Вами созвучий - сперва внутренних (улица/лица), затем явной конечной рифмы (афиша/слышу). Ага, чем дальше от коротких предложений, тем больше созвучий? Нет, и это ожидание текстом не поддерживается.
Ну и так далее, анализировать можно долго.))
Потому я и говорю, что Ваши верные наблюдения не противоречат моим собственным "тезисам". Традиционное в стихе является законной частью его системы.)

-------------
Вообще, инерционность/неинерционность хороши или плохи не сами по себе, они - только одно из средств организации текста. У меня встречается и явная, сознательно введенная инерционность, если она работает на нужную мне "художественную идею". :) Этот момент учтен и в тезисах выше:
"Стиль ... вызван предельно осознанным отношением к инерции восприятия..." Осознанным отношением - а не полным отказом.

Еще раз спасибо за внимание.

Арабский Алфавит   25.10.2014 19:54   Заявить о нарушении
Спасибо, понятно!
Уйти от системности дело трудное, ибо к системности нас приучают с детства.Я встречал стихи, где описываются инструкции по пользованию бытовых электро приборов.Ну наверное, дело в том - зачем это нужно автору? Что он хочет показать своим стихом? Какова его художественная идея произведения? Какова высшая идея? Какое его осознанное отношение к поэзии.
Организация текста мне тоже интересна, как и интересен смысл сказанного.Конечно же каждый нормальный человек стремится к совершенству, и только идиот живет и радуется тому что вокруг и не желает ничего менять.
Но, чрезмерный перфекционизм, это тоже плохо, ибо не достигнув желаемого, они впадают в уныние, и снижается у них самооценка. Хотя я тоже понимаю, что у меня тоже она низка.Хотя я не считаю себя крайним перфекционистом, хотя есть такие стремления к совершенству.Самое плохое в этом то, что ты начинаешь считать что другие хуже тебя, что хуже пишут, пишут не то.И у меня такие заскоки бывают. Раздвоение какое-то.Ты и считаешь себя лучшим и низка твоя самооценка.Надо искать среднее.Уважать себя и других.Любить, нет не любить, принимать и творчество других.

Александр Соколов 14   25.10.2014 20:32   Заявить о нарушении
Вы правы, Александр. "Принимать" - это и можно трактовать как "любить". Любить лучшее в чужом творчестве - т.е. сам творческий посыл, искру.

Арабский Алфавит   27.10.2014 01:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.