Фашизм и пейзажные стихи. Эссе

                Фашизм и пейзажные стихи.

                Эссе

        В начале третьей декады октября выпал первый снег. Высокие деревья за день-два потеряли листву, на кустарниках она ещё держалась, но было видно, что ненадолго.
       Три берёзы, как три сестры, особенно не хотели уступать пришельцу, их желтоватые листочки, заплетённые с веточками, переплелись между собой и чуть-чуть покачивались на ветру.
      Листочки, быстро став, толи сосульками, толи наледями, сопротивляясь, сколько есть возможностей, не давали так рано зиме вступить в свои права.
     Созерцая уже не осенний и ещё не зимний пейзаж, в памяти было, всё ещё, так внезапно прервавшееся, бабье лето.
     С её полуденным, почти летним теплом, её запоздалый шик барыни, проехавшей на жёлтой карете по скверам и паркам, как по своей вотчине, с пажами-клёнами на вытяжку по ходу, с женихом и невестой на оселке.
 
    В связи с этим, не давала покоя курсовая работа студентки-филолога из Рязани, случайно прочитанная в интернете, где она умненько, совсем по взрослому, рассуждает о пейзажных стихах своего земляка С.Есенина.
    О возможном влиянии на его творчество В.Гёте, о том, что культура нации, народности, прежде других культурных традиций, зависит от писателей, поэтов, музыкантов, художников, их таланта, умения рассказать о чувствах, о любви к природе.
   Рассуждения вчерашней школьницы были понятны и правильны, как мне показалось, и заслуживали самой высокой оценки, но дело не только в этом.
   Они имели характерный для сегодняшнего времени подтекст, ещё и потому, что, так случилось, что её сверстники принимали и принимают участие в вооружённом конфликте, на нашей границе с Украиной, с той и другой воюющей стороны.
   Многие блистательные и дальновидные политики, историки без тени смущения заявляют, что во время боевых действий воюют не столько конструкторы военной техники и не полководцы во главе своих штабов, а школьные учителя.
   Их, вчерашние первоклашки, несут службу на самом переднем крае, всего того, что не удалось предотвратить мирным путём.
   Принимают участие в тех самых боях без правил, от которых и зависит, на чьей стороне будет успех, кому придётся отступить, а кому стать победителем.

   Позволю себе отступление, для того, чтобы подчеркнуть основную мысль повествования.
   Имея приличный уровень кандидата в мастера по шахматам, решил научить внука тому, что знаю и умею в этой древней и мудрой игре, но совершенно неожиданно, получилось полное фиаско.
   Убедившись, что у него получается и толк будет, стал энергично добиваться своей цели, форсировать события, но через некоторое время из-за моей повелительной речи, его терпение лопнуло.
   Результат моей педагогической деятельности был налицо. Заявив, что ненавидит шахматы, внук убежал в ванную комнату и там закрылся.
   Отец ему выключил свет и он, успокоившись, из темноты вернулся с виноватым видом.
  Я прекратил занятия, так как понял, что, несмотря на все мои умения, никакой педагог.
   В школе под руководством учителя, который не сможет у меня выиграть, сколько бы мы партий не играли, он успешно занимается, даже лучше других, ему нравится.

   Это я лишь о том, что неприметный труд педагогов до настоящего времени  для общества недооценён, несмотря на то, что положительные сдвиги происходят, и к тому, что в сражениях всё же они ведут к успеху.
   Вернусь к основной теме. Не суть важно, кто больше преуспел в пейзажной лирике, Сергей Александрович Есенин или Иоганн Вольфганг фон Гёте.
   Когда приходят фашисты, вслед за свергнутыми с постаментов памятниками, горят книги, флаги, низвергаются авторитеты.
   Гибнут не только бойцы, но и, ни в чём не повинные люди, старики, женщины, дети.
   Наверное, всё-таки наивно, говорить о пейзажных стихах на фоне разрушенных городов, начинённых взрывчаткой полях, трагедий тысяч людей, может быть это и так.
   Не менее наивно не замечать очевидное, делая вид, что это вражеская пропаганда, как вчерашние школьники становятся фашистами с той и другой стороны.

   Снег совсем распоясался, как говорили в старину, как холодный самовар.
   Обнажённые деревья, приодетые пушистым снегом стали выглядеть вполне респектабельно.
   На кустах, к зелёным и жёлтым тонам, добавился тон белый. Впереди поздняя осень, зима, а там, Бог даст и весна.

                23.10.2014г.


Рецензии