Золотой век

Феномен «золотого века» русской поэзии заключается в том, что ее размеренным голосом заговорила стихия – просвещенная стихия. Просвещенный, богобоязненный, художественно опытный век впервые такой же услышал и стихию. «Золотой век» русской поэзии выразил философскую гармонию во взаимоотношениях природы и человека, следовательно – выразил идеальное время в эволюции. Этот век русской поэзии потому и золотой, что много поэтов в данное время выразили, нередко и «между строк», истину о мудрой всемогущей сущности стихии в образе родной природы.
Будто сияние заката, в котором в мгновения поэтического просветления можно узнать очертания пушкинского профиля, доносят до нас поэзию «золотого века», ее стихийную сущность. «Золотой век» русской поэзии соединен с природой. Поэзия «золотого века» и сама есть природа, есть шелест листвы в стихах, ураган в поэмах, золотой закат, в котором можно узнать профиль Пушкина.
Для того, чтобы природу услышать живой, одухотворенной, творящей, поэзии необходимо и самой быть точно такой. Эту мысль способны, кроме стихов Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Некрасова, подтвердить произведения Майкова, Никитина, Кольцова, Баратынского, Языкова, Полонского, Плещеева, Апполона Григорьева и многих других русских поэтов.
«Золотой век» русской литературы – грандиозный феномен, производная гармоничного взаимодействия стихии и истории. И все, что оказалось в контексте этого феномена, имеет особенное культурно-историческое значение. Так и «второстепенные поэты» XIX века: Василий Пушкин, Петр Вяземский, Денис Давыдов, Иван Козлов, Антон Дельвиг, Иван Мятлев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский и многие другие стихотворцы. Они были избранными временем слушателями поэзии, без них не было бы «золотого века». Эти поэты свое время, свою любовь к глаголу отдавали признанию Пушкина.
Стихи поэтов «золотого века» врастали в стихию, потому что явлением стихии была поэзия Пушкина. И сами поэты врастали в стихию – своими тревогами, радостями, думами.
Время, в котором был Пушкин, врастало в его современников. Стихами, очарованием и разочарованиями этих людей говорила природа. Обретение природой размеренного стихотворного дара речи – и есть «золотой век» поэзии.
Стихия тогда была особенна тем, что Бог, произносящий свой глагол, открылся Пушкину и продиктовал ему несколько золотых стихотворений.
И все сущее формировало «золотой век»: и шелест травы, и любовь человека к природе, и историческое приближение Великой степи, и дворянские усадьбы, и победа России в Отечественной войне 1812 года, и метель, которая мела вослед декабристам, уезжавшим в Сибирь.
Пушкин – основа «золотого века» русской литературы. Но сам «золотой век» состоялся потому, что еще сотни поэтов нашли силы для того чтобы – радостно, смиренно выживать при Пушкине. Они были вместе; они творили – помогали природе создавать Пушкина. Они уже жили в Пушкине, они были – одним большим Пушкиным.      
Необходимо читать то, что «золотой век» тебе говорит в твоем времени, читать озаренно, творя новую поэтическую историю этого века. Только в твоем времени стихия, и сегодня творящая мир, знает тебя и «золотой век» знает только в твоем парадоксальном прочтении. И стихия только от тебя в твоем времени знает о том, что определенное время русской поэзии было «золотым». Именно читатель нынешнего времени найдет или не найдет для творящего абсолюта «золото» русской поэзии первой половины XIX века.
По-своему читая «золотой век» поэзии, необходимо смело менять картину бесконечно творящегося мира, участвовать в творении вместе со стихией.


Рецензии