Эрнсту Неизвестному. Скульптур застывшие стихи
Эрнсту Неизвестному, с любовью
1. К вершинам
Крыши домов
так похожи на горные:
кубы и шпили
(провал и разбег),
нету в них радости,
крыши покорные,
нет в них величия!
Жить по резьбе
скоро наскучится –
в невосхождении…
В тёмном сознании,
как светляки
кружатся окна
(подъём и снижение!),
звёзды на небе -
не так велики.
Крошится мир
на похожие данности:
лужа - как море
(в период дождей),
гении, втиснуты-ты-е
в бездарности,
дико похожи
(как пара DJ!*)
В стороны руки
разводит безветрие -
словно безвременье
дышит в окно.
В крышах домов
есть своя геометрия,
только горами
им стать –
не дано.
*Ди-джей (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей)
2. Время – жить!
Ускоряется время,
пространство параболя,
в чёрных дырах
застывшие звёзды бурлят.
В сердце скульптора замысел зреет,
карабкаясь
по вершинам крутым,
раскалясь добела.
Философия «таинства»,
вкус Евхаристии*
и бинты на просверленном
взрывом хребте,
перебитые ноги
(все чувства расхристаны!)
и любовь, пред которой
не в стыд оробеть.
Жизнь ведёт по уступам,
с провалами, кратерно,
не давая подняться
(во все костыли!)
новым людям,
легко говорящим на матерном -
не хватает пространства им
(как ни стели!)
Пулемётчик-десантник,
дымами протравленный
(никому не расскажешь –
война выше фраз!)
А теперь вот попробуй,
её приноравливай
к жизни мирной –
и это последний приказ!
*Евхаристия (греч. - благодарение) - Святое Причастие, таинство, при котором христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа и, таким образом, соединяются с Богом.
3. Ночная атака
Ночами в атаку ходили -
во сне, ещё
не год и не два,
да строчил пулемёт
(и всё наяву!)
Санитарка, не смеюще,
будить не решалась,
боялась - помрёт.
А он брал блиндаж,
где двенадцать молодчиков
ни сном - и ни духом,
раз-два и каюк!
В бою побеждает
лихой да находчивый -
лишь тот,
за которого десять дают!
Потом медсанбат, гипс
(похожий на мумило),
убитый не дышит –
и сбросили в склеп
два дюжих санбрата…
Но смерть передумала!
И «Ух!»-нул убитый,
из гипса воскрес.
Представлен к Герою, посмертно…
(По случаю,
что, мол, из штрафной –
заменён на Звезду).
Вот только не будет
награда получена
Героем… Нет, будет!
К тому и веду.
4. Жертвы войн
(бронзовые скульптуры)
Мы жертвы войн неизлечимые,
проколотые наугад,
нас под различными причинами
кидали в рукопашный ад!
Нас разрывало под снарядами,
секло шрапнелью на убой…
Мы все здесь очень ненарядные -
готовы в свой последний бой!
Я, взрывом атомным обугленный,
и не издавший даже писк,
машу (напрасно!) парню с Бруклина,
нажавшему на кнопку «Пуск!»
Кому-то, может, не пондравится
наш невесёлый медсанбат…
Мы здесь не для победной здравицы,
а для того - чтоб бить в набат!
5. Исповедь триптиха
«Гигантомахия*»
Мы смотримся не эстетически -
всё мышцы, змеи вместо стоп.
В нас позитива нет, практически,
где мы - лишь бойня, кровь и стон!
Лишь только кулаков мелькание,
возня разгорячённых тел -
как Геи сны маниакальные…
(Я драться вовсе не хотел!)
И в завершение – распятие,
но примиренья не ищи -
не для того всё предприятие
затеяно (земля трещит!)
Прообраз битвы человеческой -
гигантомафия жива!
А Мастер, с чувством, по-отечески,
под водку килечку жевал…
*Гигантома;хия - битва олимпийских богов с гигантами. Гея, разгневанная заключением титанов в Тартар, родила огромных чудовищ с телом человека до пояса, с драконовыми хвостами вместо ног.
6. Первые шаги
Оставленный на жизнь, нечаянно,
три года по госпиталям…
Учился, чтобы не быть чайником -
в десятый класс докостылял!
Художественное училище
и философский факультет -
как будто новое Чистилище
для грешников военных лет.
«Нуждается в опеке» - значится
в медпредписаньи (для калек?!)
Боль не ушла - всю жизнь артачится,
но выше боли человек.
В руках уже кипит профессия,
уже стучится в дверь успех…
Эрнст Неизвестный! Перевесило
стремленье делать –
не как все…
7. Исповедь Кентавра
Мы – Кентавры, люди-лошади
(культуристы – два в одном!)
Мы стоим на главной площади -
возле здания ООН,
в галереях и на выставках,
в будуарах и дворцах.
Что хотел в нас Мастер высказать
(не понятно до конца!)
Мы рифмуемся с животными,
в постиндустриальный век
можем с роботами вводными
обменяться без помех.
Навсегда очеловечены -
чтоб друг друга прикрывать,
мы одной судьбой повенчаны,
и одна у нас кровать!
8. Катакомбы
Послевоенный (Мельхиоровый?),
вослед Серебряному, век
с убийственно свободным норовом…
Как в термоядерной трубе
при расщепленье скрытых гениев -
энергия свободных масс
высвобождается горением
шальных сердец и зорких глаз.
Что ж наш герой? В скитаньях разума
с друзьями создаёт союз,
но тайный – «катакомбным» названный
(я, Эрик, за тебя боюсь!)
И стали энциклопедистами
окопники, с недавних пор,
а в чём-то даже декабристами -
такой же натиск и напор!
9. Монолог Медного века
Я - век не прошлый и не будущий,
а современный Медный век,
искусством – вечным, души будящий
(как ночью шумный фейерверк!)
Во мне бушует кровь горючая -
из чистой меди, как слеза!
Мне Мастером самим поручено
отлиться точно в образа.
Не подведу его! Все флакены,
вкрапления и чуждый дух
испепелю горящим факелом
(ведь он не спал часов до двух!)
По замыслам его карабкаясь
всё выше, дальше и быстрей,
я, с олимпийцами* калякая,
не опускаюсь в соцмейнстрим**.
*Алхимики называли медь Венерой (богиня любви, одна из олимпийских богов)
**Мейнстрим – основное направление в современном искусстве в любое время
10. Искусы
Не устоять перед искусами!
Жизнь - как котёл, что варит борщ,
весь огород: дикарка с бусами,
поэт, философ (- Лоб не морщ!)
Всё ко столу: и острословие,
и разговоры по душам,
и справа в челюсть (за тщеславие),
и книги - как воды ушат!
А разговоры, с анекдотцами…
О, русский, вкусный, авангард!
Вы в жизнь вошли первопроходцами,
вписавшись в траурный квадрат.
Братва художников, писателей
и даже кинопрожектёр!
Вы времени зазря не тратили,
как оказалось –
всё в котёл!
11. Монолог Соцреализма
Я – Соцреализм,
направление спорное,
во мне много фальши,
но масса плюсов!
Да, мало свободы…
Есть мненье упорное,
что творчеству лучше –
меж двух полюсов.
Что я не пущал –
и штыком, и цензурою…
Зато помогал,
как умел, на рубли!
Нет, я не кичусь
и, отнюдь, не позирую,
при мне о деньгах
вы не думать - могли.
Не в принципах дело,
но принцип партийности (!)
давал всем фундамент
и место в строю…
И «точно-конкретно»
(как дань объективности),
и психологичность –
всё было в струю.
И лишь неформалы,
из недр формалистики,
вдруг дружно поднялись,
как после дождя
(иль после войны?!)
Все колёсики-винтики
уже завинтить
не хватило… вождя!
12. Монолог монумента
«Память шахтёрам Кузбасса»
Во мне шахтёр ворочается, чувствую,
и лампу прожигает каплей крови…
Я в галерее образов участвую,
быть может, даже, в самой главной роли!
На Красногорке небо в тучи ря;дится,
Сибирь для жизни - далеко не сахар!
Да, быть шахтёром здесь - не много радости,
но стать Шахтёром - нет почётней сана!
Когда б ни в бронзе - вскинул как оружие
отбойный молоток, вонзил бы в горло,
очистил бы от дряни полукружие
для жизни честной и работы гордой!
Но я погиб в завале, газом съеденный
(мы каждый день рискуем понапрасну!)
Принёс мне жар гвоздик забойщик седенький,
чтобы огонь в лампадке не погаснул.
13. Песенка «Цветка лотоса»*
на Асуанской плотине в Египте
Об Асуане много песен сложено,
(быть может, на арабском языке?)
Но сердце петь сегодня расположено,
ведь я стою совсем невдалеке.
Я - Белый лотос, выросший стремительно,
Я - символ дружбы, прочной как бетон!
Пять лепестков моих - как длань строителя,
а сердце Асуана - мой бутон!
На озере Насе;ра – дамбы гордые,
а Нил теперь ручной (как в цирке тигр),
течёт себе, ток отдавая городу,
без наводнений и других интриг.
Со смотровой площадки, по окружности,
плотина вся - и круче, и видней!
А человек не титульной наружности
всплакнул, припомнив праздник… первых дней…
*Монумент «Цветок лотоса» воздвигнут в честь окончания строительства Асуанской плотины в Египте на водохранилище, названном озеро Насера – в честь президента Египта (правящего в период строительства)
14. У монумента «Дружба детей мира» в Артеке
14.1. Хроника раскопок
Египетское изваяние
в Артеке, на стене, из туфа*
найдут (как редкое везение!)
под слоем древнего Гурзуфа.
И археолог - нежно, кисточкой,
расчистив горельеф* от пыли,
узрит несметное количество
всех тех, кто здесь когда-то были…
Воскликнет он: «Какие линии!
Открытые, по-детски, лица!
Теперь таких уж не клонируют
(как древний вид неандертальца)».
И складывая, словно пазлами,
носы (различного калибра!),
поймёт ли он, с какими спазмами
здесь наша Родина погибла?!
*Туф - легкая, сцементированная, пористая горная порода (в Артеке – из Армении, розоватого оттенка)
*Горельеф - скульптурный выпуклый рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объема или целиком
14.2 Монолог Мастера у монумента
«Дети мира и Прометей*» в Артеке
Как Прометею,
печень выклевал
мне - не мифический орёл,
а партчинуша, что покрикивал
и кулачонками корил!
Всё генеральной, указующей
он порывался пригрозить,
с братвой, оравой дико воющей,
как цепью - страхом пригвоздить!
Чтоб я унял огонь бунтующий,
а люди жили в полутьме!
За что сулил награды - в будущем
(или пристанище… в Потьме*).
Стращал меня, в пылу не ведая,
что сам себя я б шлёпнуть мог…
Есть у меня привычка вредная -
живу как я хочу,
и Бог!
*Монумент «Дети мира и Прометей*» - другое название монумента
*Потьма – лагерь в Мордовии
15. Страсти по Соцмодернизму
Соцмодернизм как на тарелочке
принёс с собой двадцатый век
(двух войн и революций стрелочник),
и духовник, и изувер!
Авангардисты разных склонностей,
теорий с практикой столпы,
вдруг выплыли из недр салонности,
опасны для сырой толпы.
Протестны, даже натюрмортами
и геометрией простой,
замучив всех экспериментами
(социализм тут с ними строй!)
В манежах, выставках бульдозерных
их били, гнали за бугор,
травили в психбольницах дозами…
Но жив курилка –
до сих пор!
16. Исповедь Орфея
Слыть Орфеем очень хлопотно -
нужно быть всё время в теме!
Да, за песни люди хлопают,
деньгу копят (мне на терем!)
Но никто из них не ведает,
что, забившись в угол первый,
бард их душу исповедует,
струны дёргая как нервы!
А проблемы с Эвридиками…
что узлами волю вяжут,
с их страстями да придирками
(впрочем, это уж не важно!)
Надоело всё до чёртиков,
скука, да и не с кем выпить!
Песни - это вид наркотиков,
из себя их надо - выпеть!
17. Разговор с Пророком
Мы глядим друг в друга пристально…
Глаз не в силах оторвать,
всей душой своей расхристанной
я стремлюсь тебя объять!
Всё в тебе столь удивительно:
мощный слепок кузнеца,
с думою зубодробительной,
что легла на пол лица!
Сердце тлеет под бомбежками
словно угольный крепыш…
- До окопа, перебежками! –
ты, командуя, хрипишь.
Как последнее пророчество:
- Мой комвзвода, добеги!
Жги глаголом… Одиночеством
Музам, заплатив долги…
18. «Треугольник страданий»
(Магадан-Воркута-Челябинск)
18.1. Монолог «Маски скорби» (Магадан)
Я - Маска скорби перекатная,
я вся на символах распятая,
в меня войдите,
по накатанной
дороге, из костей…
Вся пятнами,
в крови, гвоздиками разбрызганной,
по ка;мням серым, несмолкающим -
на Колыму!
Где холод выгрызет
всю душу,
даже не покаешься…
И жёнка плачет (несознательно)
по «террористу», с отягчающим…
Я – Маска,
как корабль со стапеля,
с «транзитки» медленно
отчалящий.
Входите – камера с предбанником,
забетонирует вас заживо!
А на кресте,
назло охранникам,
Зэка; качается
невежливо.
18.2. Монолог Второй маски
«Европа-Азия» (Челябинск)
Всесильно зло и безнаказанно!
Окаменели слёзы (лицами…)
в глухих ГУЛАГовских заказниках,
что стали скорбными столицами.
Нас Мастер вылепил как пугало
всем палачам (былым да будущим!) -
здесь человечество поругано
и болью всё давно запущено!
Вопль распинаемых и мучимых
пропал в Бермудском треугольнике -
от Магадана до излучины
Уральских гор (одни покойники!)
Египетскими пирамидами
нас Мастер выстрадал из вечности -
чтоб память жертвам - стала видимой!
Чтоб стало больше
Человечности!
18.3. Монолог Третьей маски
(Воркута - ?)
…………………………………………
…………………………………………
…………………………………………
…………………………………………
*Монолог будет записан после установки монумента. Решение об установке монумента в г. Воркуте до сих пор не принято…
19. Монумент «Исход и Возвращение»*
19.1. Плач калмыка
Паровоз - быстрее лошади,
ненависть - острей стрелы!
Монумент гремит по площади -
и зубаст, и остролик.
- Нас везли как скот в столыпиных -
погибали по пути,
в лагерях, в снегах засыпаны,
замерзали во плоти…
- О, калмык, народ твой сломленный
лютым ханом из Кремля!
За Джангар*, как за соломинку,
ты хватался, мысль кайля,
славил Будду, чтил предания,
Дхармой* поверял Исход
и к Нирване*, сквозь страдания,
Возвращался твой народ!
*Монумент посвящен депортации калмыков на восток в 1943 г. - по 1957 г.
*Джангар - герой народного калмыцкого эпоса «Джангариада»
*Дхарма и Нирвана – основные понятия буддизма – религии калмыков
19.2. Буддийские анти-символы
Мчат колёса беззакония!
Плач вселенский льётся:
«Ом!»,
Поезд-зверь, в броню закованный,
рвёт зубами всё кругом!
Глаз невидящий не растрится,
Колокольчик - не звенист,
Рыба мечется на нересте,
Демон - злой энкавэдист!
Стонут символы Буддийские,
почернели Мандалы,
Лотос, вскинув ручки детские,
с горя умер молодым!
Снизу глядя на чудовище,
чувствует любой калмык
вихрь обиды, продувающей
сквозь Сибирь -
до Колымы.
20. Сердце Христа
20.1. На войне
Кто был хоть раз в бою,
под бомбами,
тот знает истину одну:
там, под души твоей обломками -
есть Бог!
(Иного не дано!)
Ты с Ним
в единое сливаешься,
вы говорите как в бреду…
А бой гремит!
Идут товарищи
и с ними Он -
в одном ряду.
Разрывы слы;шны,
с перерывами…
Принявшие в себя Христа -
в рай попадут, по Торе,
первыми
(и ты – с молитвой на устах!)
И атеист ты
или верующий,
когда команда по цепи…
Ты, и молиться не умеющий,
всё шепчешь:
«Господи, прости!»
20.2. Монолог статуи «Сердце Христа»
Я - скульптура необычная,
проживаю в Ватикане
(и не где-то на обочине,
а приравнена к иконе!)
Триединая по замыслу,
проявляю Символ веры
(подвергая всех экзамену,
чтобы мысли их проветрить!)
Сердце бьётся Просветленное,
в нём распятье - как в ладошке,
и как Вечное-Нетленное
Дух Святой (как-будто дышит!)
Он из раны окровавленной
бубликом парит (в кубизме*)…
Папа Римский, Божий ставленник,
в дар прими скульптуру в бронзе.
*Кубизм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты
21. Соц-арт
Соц-арт - нескрытая ирония
на весь большой советский «рай»,
был долго фишкою коронною,
и даже выходом, скорей!
На кухнях, в дебрях коммуналовки,
в ночных беседах за столом,
рождались в свет мутанты ловкие
как отзеркаленный застой.
Казалось, всё пребудет в вечности,
хоть страшно было, но легко -
читался образ в каждом встреченном,
а пропаганда шла в декор.
Искусство русских говорильщиков
впиталось в мировой поп-арт!
Россия не осталась нищенкой,
ведь вновь расцвёл…
партаппарат…
22. Монологог Надгробия
Н.С. Хрущёва
Я думал раньше, что Надгробия
не чувствуют и не болят,
камням бездомным – наподобие,
без мыслей, лишь места столбят.
Я ошибался! Новодевичье
не умолкает ни на миг!
Друг дружке просто и доверчиво
мы всё бубним … про нас самих!
Стою пред ними - как облупленный,
хоть мрамор крепок, и гранит.
Но каждый знает – кем я срубленный
(и говорит… и говорит!)
Я головой верчу (отломится!),
то улыбаюсь, то ворчу…
Двадцатый съезд - за всё отмолится!
Простите, братцы, палачу.
23. У статуи «Шостаковича»*
Прими привет от Шостаковича,
мой штатовский Двойник в металле!
Дарю тебе свои сокровища,
что скрыты в музыке опальной!
Да, все грехи твои несметные
слепил с меня, конечно, скульптор,
но ты пойми: мы, люди смертные -
трусливы, но душой не скупы.
За жизнь так мо;зги просифонили,
что череп надвое расколот
(как марш в моей Седьмой симфонии,
где тайна есть... и адский голод!)
Я жил в эпоху «неизящную»,
поймёшь ли, бронзовый мой слепок?!
Но музыкою настоящею
её наполнил напоследок.
*Статуя «Шостаковича» (голова) установлена
в Карнеги-холле (концертный зал в Нью-Йорке)
24. Монолог Монумента
«Древо жизни»
Я Древо жизни златокудрое -
её начало и итог…
А может, смысл её запудренный
(с которым неуместен торг!)
Идея Сердца Человечества,
что некогда носил Пророк -
тот, Пушкинский, в порыве творчества
глаголом жгущий (был бы прок!)
На мне, как в кадрах кинохроники -
борьба за власть Добра и Зла:
святые, идолопоклонники -
все, кто хоть что-нибудь сказал!
Я людям как предупреждение:
в многообразье - Крест земной
(с проклятия - до обожания!)
Лишь бы
не кончилось
войной…
25. Песенка скульптур
В нас больше бронзы или мысли?
(Иль неподъёмного труда?!)
Нас Мастер любит больше жизни
(и не расплавит никогда!)
Здесь - длинноногие кентавры
как воплощенье двух начал,
в борьбе напряжены как тавры,
в них свет и тьма (опять ничья?)
Пророк, с углем, горящим в сердце,
что мёртвых к жизни возвращал,
и Прометей, что мир усердно
огнём и сваркой освещал.
Орфей - поэт и статуэтка,
и балансирующий Эльф -
как символы телепроектов
вручаются (но это блеф!)
Мы высыпали на поляну -
как те солдаты на плацу,
наш генерал (стрезва иль спьяну?)
смахнул слезу, как пчёл пыльцу.
Присев у Дерева покорно,
он видит тот же вещий сон,
что в юности - златая крона
и Мёбиуса* колесо.
*Лист Мёбиуса (лента, петля Мёбиуса) — топологический объект, простейшая неориентируемая поверхность, попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края (использовано Э.Неизвестным в «Древе жизни»)
Июль-сентябрь 2013 года
Свидетельство о публикации №114101707617
Ярко, образно, узнаваемо и информативно, но и поэтически и философски красиво!
Замечательная работа!!!
ВСего доброго Вам.
Людмила Векшина 10.08.2016 19:31 Заявить о нарушении
Ваши стихи, которые прочитал,мне очень понравились своей высокой устремлённостью. Удачи!
Захар Правдин 11.08.2016 13:54 Заявить о нарушении
Всего доброго Вам.
Людмила Векшина 11.08.2016 18:57 Заявить о нарушении