Двухнедельное ревью 113. Обзор Бориса Гринберга

         _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Борис Гринберг           http://www.stihi.ru/avtor/baric


_______________ Вместо предисловия _______________ 
 
Это второе ревью Бориса Гринберга на нашей площадке. Первое прошло два года назад: http://www.stihi.ru/2012/10/10/1348

Тогда во вступлении к ревью Борис прибег к кулинарным сравнениям:
"Большую часть поэтического общепита, как и положено, занимает фастфуд. Десятки тысяч кулинаров от графомании разной степени запущенности радостно предлагают свои хотдоги, гамбургеры и шаурму, завлекая случайных прохожих. А, в отсутствии оных, ходят подпитываться друг к дружке, кукушасто-петухасто нахваливая друг-дружкину стряпню в расчёте на «алаверды», но при этом абсолютно точно зная, что уж их-то продукция всяко лучше. Здесь есть своя внутренняя иерархия, но зависит она не столько от качества блюд, сколько от активности производителя. Качество пищи в подобных заведениях не гарантировано, и если этот случайный прохожий именно ты, то надо иметь в виду, что результат — фифти-фифти, либо отравишься, либо нет, поскольку все ингредиенты, используемые для приготовления, как правило, не первой свежести..."

Впрочем, нет смысла цитировать преамбулу Бориса полностью, желающие могут прочитать её по ссылке http://www.stihi.ru/2012/10/10/1348 . Важно, что, кроме общепитовцев-графоманов, фигурируют в ней и "брендовые" поэты, готовящие свои блюда по модным "ресторанным рецептам", а также поэты "восхитительно неправильные" - именно последние, по мысли ревьюера, представляют наибольший интерес для любителя поэзии.

Хорошо, что в итоге того ревью на Психоделике у Бориса от принесенных стихов осталось впечатление стилистического и технического разнообразия: "можете представить то удовольствие, которое я испытывал, читая подборку ревью, когда мне, чтобы вжиться в автора, приходилось заново становиться то детским поэтом, то авангардистом, то «примитивистом», то «классицистом»…". 

Надеемся, и на этот раз общение с Борисом окажется двусторонне интересным. Мир оригинальным, неповторимым блюдам, "война" - фастфуду.)

_______________ Обзор _______________ 

Приношу извинения за затяжку ревью. Причины обсуждать неинтересно, просто поверьте – они были.

Общее впечатление от поданных на ревью произведений весьма неплохое. Читать было нескучно, а откровенно слабых стихов мало. Что не может не радовать. А может не радовать только наличие в большинстве произведений «технических сбоев», про которые я написал каждому у кого оные обнаружил. Думаю, это говорит, прежде всего, о том, что стихи не «отлежались» - беда скоростного века. Я никогда не выкладываю произведение раньше, чем через месяц после написания. Это позволяет взглянуть на него уже не изнутри, а снаружи, отстранённо. И да – это совет. Кстати, ещё один совет. Прежде чем отдавать своё творение на суд «эксперта», почитайте ЕГО произведения, и если он как поэт Вас не устаивает,  его вероятная точка зрения не вызывает доверия и уважения – дождитесь следующего. Тем самым Вы сэкономите и его драгоценное время, и свои, не менее драгоценные, эмоции.

Теперь (наконец) о пятёрке «избранных» стихотворений. Я не стал в неё включать стихи поэтов, которых знаю и ценю, в очередной раз подтвердивших высокий уровень мастерства (Аюны Аюны, Михаила Микаэля, Юрия Семецкого…), а лишь стихи поэтов МНЕ до того не известных, ставших для меня открытием.

НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ
Пессимистичный марш
http://www.stihi.ru/2014/01/12/11467

Погуляй-погудбай по слогам.
Помолчи-постучи по ночам
по чугунке, по тёплому стопу,
полюби по лебяжьему стону,
посчитай "раз-три-дцать" поросят,
раздари неразменные пять
золотых (тики-таки) минут,
оглянись – не тебя ли манкурт
только что позабыл. Итог:
сверху спустится крепкий - кто?

Я вообще неравнодушен (очень мягко говоря) к элементам игры с языком. И знаю по себе, сколь трудно подчинить «игру» общему замыслу. Тем более что стихотворение не из весёлых. Наилю это удалось столь ненавязчиво, что вызывает и уважение, и удовольствие.

ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ
Понимаешь...
http://www.stihi.ru/2014/10/10/7675

Понимаешь, морская вода по солёным утрам
остро пахнет хрустяще-зелёной арбузною коркой,
ну а горы, кряхтя, тащат солнце на крепких закорках,
преграждая дорогу летящим навстречу ветрам.

Осторожно потрогаю пальцами ног тишину,
что пульсирует робко у кромки песочно-прохладной,
открывается шлюз предысторий и нет с ними сладу -
будто крабы клешнями скребут ветхих стен старину.

Я поймаю в охапку трепещущий перьями вихрь
безупречных прелюдий и наглых, как чайка, финалов -
выручай-ка, волна, драгоценных минут очень мало,
уноси этот вихрь - видишь, шторм шестибалльный не стих!

...Отштормило. Усеян обрывками снов дикий пляж.
Средиземное море лениво играет Луною,
что в отчаянье бросилась вниз за последней волною,
уносящей на гребне до дрожи правдивый муляж

остро-пахнущей морем арбузной просоленной корки...

Казалось бы стихотворение на мой вкус и слишком традиционно, и чересчур женское (да простят меня феминистки), и слова как будто из разных стихотворений - шлюз и слад, до дрожи и муляж… А пробрало. Причём так, что и придираться не хочется (хотя всё равно придрался). А мою шкуру пробить – это дорогого стоит.

ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА
межсезонье
http://www.stihi.ru/2014/10/14/9016

солнечный чеширский кот,
давно забыв свою обязанность
сиять улыбкой,
скучает где-то
на задворках.
алиса, забросив в дальний угол памяти
любимую привычку падать
в кроличью норку
и выпадать
обратно,
задумчиво сыпет
сахар на наши чайные
деревенские домики, ещё подслеповатые
от недавнего сна:
на часах шесть часов -
время утреннего чаепития.
фетровая шляпа неба разбухла
от сырости
и давит на отвисшие
от тяжести плечи деревьев.
Она явно мала
земному шарику -
давит ему в висках.
но белая королева
уже сделала
ход конём -
время застыло.
только мелкий-
мелкий
сахар
лежит на вспотевших крышах
и лёгкая испарина
стекает с их лбов на высунутые крылечки,
утоляя жажду.
ещё одна ложечка сахара...
и ещё... ещё...
время чудес прошло -
наступило межсезонье.

Вот когда при мне в стопятьсотый раз будут говорить, что верлибр это не поэзия, я просто ткну говорящего носом в эти стихи. И если после этого говорящий продолжит упираться, я просто пойму, что он ничего не смыслит в поэзии. За высунутые крылечки – отдельный респект, на редкость простой, и от того только более чудный образ.

ТЕЙТ ЭШ
Волхв
http://www.stihi.ru/2014/10/08/10757

отворяют простор мосты,
похваляясь своим уловом.
ты однажды шагнёшь на «ты»
с этим городом двухголовым,
где не надо ни вод, ни вед,
чтобы видела вся округа,
как уходим в соседний свет,
не успев опознать друг друга.

остывают слова-следы.
здесь вода не живей воды.

судьбы кружатся комарьём,
только некуда нас увлечь им.
мы словами кого-то бьём,
и собою кого-то лечим.
столько было на шкуре швов, -
от кого - и не вспомнишь толком...

человек человеку - волхв,
если к ночи не станет волком.
 
Очень «моё» стихотворение. Тут надо сделать небольшое отступление. Когда я выступаю в роли критика, то как бы превращаюсь, во всяком случае – стараюсь, в автора произведения. (Перевоплощаться помогает драматургический опыт.) Что позволяет судить о сочинении именно по законам автора, а не по своим, зачастую весьма специфическим.  Так вот с этим стихотворением этого не потребовалось. Оно вполне укладывается в мою собственную систему поэтических координат, правда… двадцатилетней давности. Я и сам с удовольствием его тогда написал бы. Но ведь хуже оно от этого не становится!

АЛЁНА ВОЛЯ
квадраты
http://www.stihi.ru/2014/05/27/3673

- Пода-а-ай для прокорма, ба-а-атюшка… -
затянет, бредёт по площади.
Кисейную юбку в катышках
наденет, гундит: "...хоро-о-ошая."
Господь отпускал под ликами -
сторицей столиц отвешивал,
и сизыми голубиками
года добавлял по грешное.

Мужик бы держался - нечему,
попразднует и не знается:
когда не стоишь со свечками,
до гроба потом не каешься;
возьмёт что и ладно: крошками -
нет почести - нет признания,
и станется ей: тетёшная -
от края до края - крайняя.

Товарки по следу косятся,
кивают:"...с ней только свяжешься,
промоет не только косточки,
в объедки запишет каждого;
вороньим крылом заведует -
летает, а глаз завистливый -
седьмое колено дедово
седмицей в анналы втиснуто."

Саднит ветерок, за дудочкой
доносит:"...необыча-а-айного."
И любят убогих - дурочкам-
юродивым всё прощается.
Что чёрный квадрат малевичен,
что белый, такой же, - крутятся.
Пикассо, на шаре - девочка.
Захочет и... это сбудется.

Самое неодназначное стихотворение в этой подборке. У меня к нему масса претензий, часть из которых я озвучил в комментарии. И, тем не менее, когда я отбирал «пятёрку», он постоянно всплывало в\из памяти. Так что я просто не смог его не включить. Что-то в нём есть такое, что не даёт пройти мимо. Видимо то, что и называется поэзией. А мастерство со временем придёт.

Спасибо всем участникам и организаторам, и до новых (надеюсь) встреч на «Психоделике».


Рецензии
Может, мне к вам присоединиться? Дзета тут вижу, а меня духовного отца, крестного, можно сказать, ея тута да нетути. )))))))

Гроза Лексей   14.12.2014 20:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.