Когда обществом правят философы...

В мистической терминологии индусского общества, до сих пор кастового несмотря на формальную отмену каст, и формальное, но не фактическое уравнение в правах всех-каста брахманов-философов, как известно, призвана управлять обществом, быть его правящей интеллектуальной и политической элитой. И, конечно, и эксплуататорским классом по отношению к остальным нижестоящим кастам.
 У Глеба Успенского, русского философа, помню, читала: мыслящие и образованные люди в России в 19-20 вв чувствовали взаимопритяжение и образовали Орден Русской Интеллигенции, феномен, по общему мнению, не имеющий аналогов на Западе. Успенский сравнивает этот Орден, как его, кажется, именовали и Бердяев и почти все-с кастой браминов-философов в Индии, где верят в кармическую неслучайность всего и называют вещи своими именами.
 В России, декларируя абсолютное равенство и борясь за угнетенные массы, Орден Интеллигенции не осознавал вполне, что и есть аналог высшей касты - так что придя к власти в СССР, удивительно ли, что Интеллигенция взяла всю полноту власти и духовной, и материальной-в свои руки? А отнюдь не "рабочий класс", якобы гегемон.



В том мире, что отринут, или точнее, этот строй прошел стадию самоотрицания-осталось много научных и духовных сокровищ. И одно из них-особое внимание диалектике-основа основ этого строя. Еще предстоит понять почему этот метод познания, разработанный в трудах античных философов(Демокрит, Сократ и т.д.), затем средневековых схоластов, затем иезуитов, далее в немецкой классической философии, высшими выражением которой стали гегельянство и особым образом-марксизм)-почему основатели СССР утвердили Диалектику как новую религию, которой должны подчиняться все и вся. Можно над этим иронизировать, ибо все, что доводится до абсурда-смешно. Но верно то, что эта Школа философии получила мощнейшее развитие в СССР, ибо все остальные попросту пресекались на корню. Сбылась мечта утопистов:когда обществом правят философы...

Есть, конечно, внутренняя логическая связь с идеей и основами того строя.
А диалектика восхождения от абстрактного к конкретному в переводе на более понятный язык означает собственно конкретизацию познаний. Что такое атом? "Кирпичик" мироздания по Демокриту и другим античным греческим философам. Атом букв. означает "неделимый". Так его нарекли греческие философы.
Но пришло время, когда ход развития науки опроверг такое понимание "первоначал" мироздания:атом делим! Он состоит из ядра и элементарных частиц:были обнаружены положительно заряженные протоны и отрицательно заряженные электроны, которые в полярности и составляют стабильный атом. А если количество протонов вдруг почему-либо в ходе бесконечных реакций больше-это уже положительно заряженный ион, и соответственно-при перевесе электронов-отрицательно заряженный ион.
Вот ярчайший пример всеобщности диалектики:первооснова материи-атом-внутренне состоит из единства полярных начал с противоположными знаками. Диалектична и Таблица периодических элементов(закон перехода количества в качество и циклическая повторяемость свойств элементов по подргуппам).

Итак, АБСТРАКТНЫЙ АТОМ ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ ОБРЕЛ ПЛОТЬ КОНКРЕТИКИ В ФИЗИКЕ 20 ВЕКА. Мысль восходила от абстрактного к конкретному. Электрон короткое время считался "конечной субстанцией". Но было сказано:"Электрон также неисчерпаем, как атом"-не физиком, но политиком, однако диалектически мыслящим(Ленин). И ход развития физики это подтвердил(кварки и прочее).

Теперь вот называют конечной частицей мироздания-бозон Хиггса("частица Бога" в неожиданно-теологической терминологии физиков ЦЕРНА). Но я утверждаю:бозон Хиггса также неисчерпаем, как ...та материя, из которой она появилась пред изумленные очи алхимиков Коллайдера, назвавших ее конечной частицей Бога!
И так материя бесконечна и бесконечен процесс познания. Это и есть истина.

И важное уточнение:диалектика это отрицание. Диалектика восхождения от абстрактного к конкретному-это именно процесс диалектических отрицаний. Чтобы познать истинную природу атома-нужно было пройти через отрицание постулата о его "неделимости". Процесс познания, уточнений и углубления знаний проходит через этапы отрицания устаревшего, исчерпавшего-как тот пример с почкой из Гегеля. И в общественной жизни это так. Разве классические капитализм и социализм сейчас равно не устарели, не прошли через самоотрицание, и оба строя в борьбе друг с другом ищут новых путей?

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения-отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем:

«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Гегель.Соч.,т.4.,с.2

Такой «организмический» подход становится исходным  принципом  геегелевского исследования. Именно с его  помощью он  производит  диалектический синтез всего  накопленного человечесвтом духовного богатства. Что примечательно:это наследие человечества для Гегеля не  просто «склад сокровищ»,  не  просто  скопление  случайно  соседствующих друг  с  другом мнений, концепций, систем, точек  и углов  зрения. Человечество также своего рода «растение», как  в  кристальном примере  выше. И  оно-человечество-также находится в вечном  процессе от простого  к сложному, от абстрактного к конкретному, где каждая последующая форма является «истиной» предшествующей, как  цветок является «истиной» почки.

Если жуткий взгляд Медузы Горгоны превращал живое в окаменевшее, то под взглядом гегелевской, а затем марксовой  диалектической философии, напротив, все неподвижное стало подвижным, все неизменное-изменчивым, все застоявшееся-текучим.
Диалектика делает акцент  не  на ставшем, а на становлении, не на вещах и предметах, а на отношениях между ними, изучает взаимопереходы.

Это часть цикла статей о диалектике-продолжение следует.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/47373.html


Рецензии
Спасибо Зера, машину времени уже изобрели, осталось её запустить, и мы сразу окажемся в первобытном состоянии, если вообще не исчезнем... Может быть, будем в другом состоянии. Спасибо, с Уважением к Вам Зера.

Морозов Пётр   16.12.2022 21:05     Заявить о нарушении
Да.
Оценила вашу иронию.
Мир катится в первобытное состояние, это верно. Но будем сопротивляться энтропии.
С уважением,

Зера Черкесова Новеллы   18.12.2022 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.