Как отличать действительного умного человека

06/10/14

Как отличать действительного умного человека

Здесь слово »действительно» ключевое, и вот почему. Мы часто оказываемся в заблуждении относительно умственных качеств новых знакомых. Казалось бы, человек говорит складно, явно образован и т.д. НО УМЕН ЛИ?! Не факт, выражаясь модным сленгом.

С другой стороны, человек может и не обладать особенной книжной эрудицией, но быть действительно умным человеком. Правда, косноязычным при этом «простой» человек все равно не будет: даже крестьянин или рабочий. Все равно даже человек без образования, но наделенный природным умом выше среднего обязательно говорит ярко, образно, метко. Это и есть народные мудрецы, их изречения остаются в истории народов.

Но вот с образованными все не так однозначно, и слишком часто мы обманываемся внешним лоском современной образованности, за которым скрывается умственная ограниченность. И даже более того:смотришь, вроде неглуп, а приглядишься и обнаруживаешь, что дурак-дураком!

Как же распознать такого «умного», а вернее сказать, обертку, за которой ничего не стоит.

Первое, и самое главное, на мой взгляд:объективность мышления. Способность верно обо всем и всех судить. Природное качество, воспитать проблематично, наша система образования за такую задачу и не берется. По настоящему умный человек(это проявляется и у природно-мощных умов необразованных самородков отчего с ними советуются по всем важным вопросам) обычно объективен в оценках, то есть непредвзят. Поэтому всегда судит о людях и явлениях верно и дает верные прогнозы исходя из природы каждого человека или явления, хода событий.

Непредвзятость. Вот это важнее всего. Потому что обычно большинство людей видят других сквозь призму своих эмоций, амбиций, своих отношенческих установок, стереотипов, наконец. Они не видят реального человека и судят неверно.
То же в отношении явлений, событий, политики, судебных разбирательств, медицины, педагогики и прочее. Везде лучшие специалисты это люди объективно-мыслящие. 

Это вывод из опыта реальных наблюдений в процессе общения с разными людьми. Везде обнаруживается, что по настоящему умный человек беспристрастно-объективен и точен в выводах и прогнозах, тогда как банальные умы всегда исходят из личных пристрастий и стереотипов, стремясь втиснуть все и вся в прокрустово ложе своих раз навсегда впечатанных клише. Да к тому же относясь, как правило, ревниво-субъективно к другим из мелкого себялюбия. Отсюда злоречивость к чужим успехам, стремление принизить их уровень и заслуги, списать на протекцию, на  вкусы толпы и прочее, пытаться представить  их неучами, бездарями и т.д.

Иммануил Кант дал определение умного человека.

«Недостаток способности суждения есть, собственно, то, что называется глупостью. Против этого недостатка нет лекарства».
 И.Кант.
 
И продолжает:

«Любой, даже тупой и ограниченный ум, может, однако, с помощью обучения достигнуть даже учености. Но так как вместе с этим подобным людям не достает способности суждения, то не редкость встретить очень ученых мужей, которые применяя свою науку, на каждом шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток».

          Продолжение эссе далее последует...

http://www.stihi.ru/2015/02/19/6131
Эрудиция и ум в эру Интернета

http://stihi.ru/2019/04/03/9917
Дальтон-план. Противоречия советской педагогики

http://stihi.ru/2014/12/29/4867
Отказываться от ТВ неразумно. Уник. китайский опыт

http://stihi.ru/2015/02/19/6131
Эрудиция и ум в эру Интернета

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/87531.html


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.