вступление к сборнику дала

Вступление к сборнику «Дала».

«Дала» - с казахского степь. Это первое, самое яркое впечатление детства. Есть такая маленькая станция Луговая в Южном Казахстане, вблизи Тараза-Джамбула. Была весна. После завтрака нас одели и вывели гулять. За пределы детдома. Точно ничего не помню, помню, подошли к железнодорожной насыпи. Остро пахло мазутом и гарью. Поднялись на насыпь, и, ах!.. - впереди было море тюльпанов. Вся степь была полна синевой, солнцем и тюльпанами. Так это и осталось в памяти: бескрайняя казахская степь, солнце и тюльпаны. Потом было много всякого в жизни. Поездил по великому Союзу немало. Видел синие снега Сибири, пылающие красками сопки осеннего Сахалина, ровные столбики голубого дыма в небе Якутии, цветные розы Узбекистана.… Но никогда и нигде не дышалось так, как на Родине. И нигде не было такого высокого неба. Такой вкусной воды, и такой бесконечно синей синевы. И бескрайняя великая степь. Дала!
В сборник вошли и старые стихи, и новые. Тем более, что многие старые стихи из первого сборника я переделал. Очень многих людей хотелось бы поблагодарить. Но их здесь просто невозможно перечислить.  Это, например, Райхан Бейсеханкызы Сапарбекова. Многолетний друг и солнечный человек. И вся ее семья. Это старик-шал коке Дюсен Кубегенов. Две войны - финская и Отечественная. Концлагерь и побег. И борьба вместе с французскими маками против фашизма. После великой Победы фильтрационный лагерь и семь лет иркутских угольных шахт в «трудовой армии». Это покойная соседка Рахматулаева Анипа-апа. И вся ее семья. За все годы, сколько знал, ни разу не видел ее злой. Маленькая как колобок. Добрая, уютная. Смеющаяся. За месяц до кончины пришла к нам, и всем сделала подарки. Как будто предчувствовала. Спи спокойно, дорогой человек! Это красавица Ардак Ергараева! Наш дружочек и мой бессменный переводчик с казахского языка. Часто с Байкадама (ее малой родины), привозили то дивный шубат, то благословенный кумыс, то чистейший курт. И еще многие вкусности казахской кухни. И, конечно, она угощала всех. Это Мурад Юришан. Мой многолетний друг. Человек слова и дела. Спасибо вам, дорогие мои! И всем кого нет возможности упомянуть. Это стало частью жизни. Ее необходимейшей частью. Как весенняя цветущая степь, как золотая домбра, как высокое синее небо Родины. 
Казахстану, казахскому народу и всем казахстанцам и посвящается то, что здесь написано.


Рецензии
Дорогой Ингуш! С Новым годом, с новой книгой! Я её давно получила, даже не ожидала, что Казахстан окажется так близко:). От нас до райцентра 40 км - три дня письмо идёт. Долго и с удовольствием читала. И зря Вы, по-моему, типографию ругаете. Такая красивая и прочная книжка получилась, читать удобно, взглянуть приятно. И внутри так много нового для меня! Я, когда дочитала, тут же послала Вам обычной почтой поздравительную с новым годом открытку и письмо с впечатлениями и пожеланиями. Но сегодня заглянула на свою страницу, там Ингуш в числе читателей. И я подумала, что Вы, наверное, не получили ещё моего письма и беспокоитесь, дошла ли книга, почему молчу. А я не молчу, просто радуюсь такому чудесному новогоднему подарку:) Спасибо, спасибо, спасибо Вам и Любе! Надеюсь, что в Вашей следующей книге будет больше фотографий, и среди них и Ваша с Любой, где вы с нею сидите на скамье.Странное, наверное, чувство, когда книга выходит? Уже всё, Вы над нею не властны. Махнула крылом и улетела:)

Татьяна Лифанова   05.01.2015 23:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна! Как же я страшно рад, что дошла! Страшно хотелось чтобы у Вас там что-то было от нас. С молитвой и светлыми пожеланиями. Письма мы еще не получили, но заранее благодарим. Еще один повод для радости. У меня есть контр.экземпляр, младший сын посоветовал, он уже почти весь исчеркан поправками. Много пробелов, знаки препинания, а то и прямые ошибки. Я его уже перечитал раз двадцать, и все время нахожу ошибки. Это при том, что кто только не редактировал. Включая типографскую корректуру. Сам то я аховый грамотей. Страшно рады, что дошла. А заходил я к Вам не только, конечно, по этому поводу. Хотя и это, конечно, тоже. Хочется же узнать. Не бросаю задумку собрать всех любимцев в одну, в следующую книгу. Если получится. Мальчики не против. Со своими комментариями. Что-то, типа, "учебника" русской лирической поэзии. С разъяснениями-объяснениями. С глубокими комментариями. Огромная работа. Не знаю, сколько времени на это понадобится. Не знаю, что получится. Но я упрямоватый и времени появляется много. В этом месяце мне на "пензию". Мальчики говорят: бросай работу, папа, мы все сделаем сами. Делай то, что по душе. А по душе многое, включая пед.институт. Голубая мечта дурня. Собрал всю макулатуру: два сборника, статьи, альманахи. Получилась недурственная куча. Есть что занести в вуз. Уйду сейчас на "пензию" и займусь институтом. Надо узнать что да как. Книгой уже занимаюсь. Самое главное: экзамены. Но сейчас, когда появилась задумка с книгой, это уже (учеба), не столь притягательна стала. В общем: "громадье". Вот такие дела. Еще раз: мы страшно рады со свой бабусей. И желаем Вам счастья. И здоровья. И радости на весь год.
Ингуш

Ингуш   06.01.2015 02:44   Заявить о нарушении
Танечка, забыл как всегда, осел: с праздниками Вас. Из религиозных праздников (из тех, что наблюдал), русские православные праздники самые красивые. Торжественные и певучие.
Еще раз - с праздником!
Ингуш

Ингуш   06.01.2015 02:53   Заявить о нарушении
А я Вас, Ингуш, поздравляю с Вашим решением уйти на пенсию. Свобода! И если Вы всю жизнь хотели учиться, то как здорово, что появится такая возможность. Вы из числа людей, которые всегда остаются молодыми. Так что же ещё на пенсии делать? Кроме пчёл и хозяйства, конечно. А там молодёжь, есть с кем поговорить о том, что интересно. И им будет интересно с Вами. Ведь Ваша судьба - это часть истории страны, о которой они ничего не знают.

Татьяна Лифанова   06.01.2015 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.