160 лет со дня рождения Оскара Уайльда

ОСКАР   УАЙЛЬД
(16 октября 1854 г. –  30 ноября   1900 г.)

Один из самых рафинированных, умных, манерных, образованных английских сочинителей конца 19 века.
Оскар известный эстет и автор ошеломляющих острот и парадоксов. Успех ему принесли три пьесы. Он говорил , что стоит ему захотеть и он напишет таких пьес – хоть шесть в год…Но не написал больше ни строчки.
Оскар являлся законодателем моды среди лондонских денди,  «Принцем эстетов». Время своё проводил на балах,  маскарадах и других светских сборищах. Трудно указать другой, столь же яркий, пример «персональной» власти над публикой, какой обладал «блистательный Оскар».

В борьбе за индивидуальность, «лица не общее выражение», увлекались эстеты вместо лиц – масками. Изъян эстетства – когда бессилие проповедовало силу, мертвечина учила чувствовать. На это Оскар ответил бы каскадом ошеломляющих парадоксов и – отвечал, доказывая остроумно и содержательно, что в сущности, не реальность воздействует на искусство, а искусство на реальность. Критики упрекали его, что в книгах у него не люди, а куклы, он опять-таки отшучивался, доказывая по-прежнему с блистательной изобретательностью, что куклы интереснее живых людей…
Но искусство с исключительной силой воздействует на жизнь лишь тогда, когда идёт от живых источников.

Поскольку Оскар Уайльд был человеком утончённым, изысканным, да к тому же сам писал стихи, то он знал и о поэтическом чувстве, и о сути поэтов, о чём  и написал в романе   «Портрет Дориана Грея»:   «Великий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные – обворожительны, чем слабее их стихи, тем эффектнее наружность и манеры.  Если человек выпустил сборник плохих сонетов, можно заранее сказать, что он совершенно неотразим. Он вносит в свою жизнь ту поэзию, которую не способен внести в свои стихи».

В этом романе Уайльд обратился к проблеме, которая занимала его – отношение искусства и действительности, искусства и морали. Замысел был подсказан ему встречей в мастерской знакомого художника, которому позировал для портрета удивительно красивый молодой человек. Пуританская пресса встретила роман в штыки, находя его «безнравственным». Уайльд защищался.
Являясь яркой личностью высшего общества, Оскар определил свою жизнь там как «пир с пантерами».
И неожиданно, с ним в жизни разыгралась трагедия. Поговаривали, что это стало возможным только потому, что  он оказался не способен написать её на бумаге. Он взялся эстетизировать жизнь, будто бы слишком бедную для его фантазии (а может быть, просто фантазии не хватило).    И обстоятельства жизни привели к тому, что ему, Уайльду, грозила тюрьма…Суд…И письма о тяготах тюремной жизни: «Ужас тюрьмы заключается в том, что в ней всё так просто, обычно по обстановке, а в то же время так мерзко, жутко, возмутительно по воздействию на человека».
Оскар Уайльд ушёл из жизни вместе с веком, как бы подчеркнув, что по линии противостояния «чистого» искусства и действительности больше  нечего сказать.

Его перу принадлежат: «Портрет Дориана Грея», «Тюремная исповедь», и др.

Некоторые высказывания Оскара Уайльда: «Когда вы не на пьедестале, вы никому не интересны»; «…Страдание – высшая ступень совершенства, высший символ и в Жизни, и в Искусстве. Радость и смех могут скрывать за собой натуру грубую, жесткую, бесчувственную. Но за страданием кроется одно – лишь Страдание».

           ОСКАР  УАЙЛЬД
           (акропортрет)

Он талант свой – прихотью считал,
Словно жизнь  есть карнавал «бездумия»...
«Кто ты, маска?!»  Денди отвечал:
«Автор пьес, король я остроумия».
Рок ему шептал: «Ты – настоящий,
Утончённость только надо смыть…».
Аристократически   изящный
(Й) Испытал все тяготы тюрьмы…
Лик без маски... Это ль не совет
Ь………………………………..
Дориана написать портрет?!
6 августа 2010 г.


О биографии Оскара Уайльда см: http://www.proza.ru/2012/11/19/440


Рецензии
Талантливо написано и информативно.

Лариса Прохоренко   30.10.2018 20:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.