Резюме

Основной предпосылкой моей работы явились междисциплинарные исследования, которые стали проводиться во всем мире во второй половине прошлого столетия. Их в какой-то степени синтезировала синергетика. Осознанием их занималась и философия (Крушанов), Пригожин (теория неустойчивости), Г.Хаген (теория лазера) и многие другие.
В 1960 году я закончил МФТИ по специальности радиотехника и кибернетика. Но уже в 1958 году придумал алгоритм поиска экстремума функции. Он был нужен для настройки системы фильтров, на входе которых был «белый шум», а на выходе должен был быть шумовой сигнал, но с заданной корреляционной функцией. Так как в это время Кибернетика уже получила признание в стране, то моё изобретение было оценено именно как пример самоорганизующейся системы. Мне была предоставлена возможность не только исследовать свойства этого алгоритма, но и разработать на этой основе промышленный экстремальный регулятор, который был установлен на химическом комбинате и успешно функционировал.
В 1961 году в страну приезжал Н.Винер. Я видел его, слушал доклад в аудитории Политехнического музея. Стало ясно, что исследование нелинейных систем, проблем жизни тесно связано с самоорганиующимися системами и что это главное направление в науке того времени. Исследование сразу нескольких регуляторов обнаружило их два интересных свойства. 1. Если несколько регуляторов работало на общую цель, то цель достигалась быстрей пропорционально числу подключённых регуляторов (вот где синергия!). 2. Если два регулятора работали каждый на свою цель в общей среде, то они в равной мере не достигали цели в полном соответствии с теорией информации: когда сигнал становится равным шуму, информация исчезает. Это свойство было положено в основу решения задачи установления пропорции обмена взаимодействующих систем. А затем обобщено как принцип равенства в обмене.
В 1967 году я защитил кандидатскую диссертацию применению экстремального регулятора. Я преподавал в МФТИ электротехнику и программирование. Возник небольшой круг студентов, с которыми мы стали проводить социологические исследования. Сергей Николаевич Гринченко был лидером этой группы студентов. В это время была уже чётко сформулирована гипотеза об универсальности принципа самоорганизации.
В эти годы стали разрабатываться автоматизированные системы управления. Даже на государственном уровне. Возникла задача определения «дерева государственных целей». Нам было ясно, что здесь должны находить применение поиска и поддержание экстремума функции цели. Но что это за цели? Как они меняются в зависимости от изменения реальных задач государственного управления. Как получается и используется информация? Много серьёзных вопросов.
Пришлось заняться многими дисциплинами. Прежде всего, глубоким изучением марксизма-ленинизма, политической экономии, социологии и т.п. В начале 70-х годов я был членом советской социологической ассоциации. В методическом плане изучению подверглись теория информации, теория систем, философия (особенно диалектический метод). В это время очень модной была идея создания диалектической логики, в разработке которой я принял самое активное участие. Результат – зеркальная модель структуры диалектического противоречия и система принципов анализа систем.
В середине 70-х годов удаётся теорию обмена К.Маркса интерпретировать как модель взаимодействия самоорганизующихся систем с сознанием. Учёт сознания потребовался для более адекватного выражения функций цели подсистем обмена.
В 1977 году была построена и проанализирована модель взаимодействия человека и природы. Её результаты говорили об условиях «устойчивого развития» (в современной терминологии) в процессе коэволюции человека и природы.
Мои попытки опубликовать полученные результаты оказались безуспешными по разным причинам. Основная, конечно, идеологическая зашоренность. Да ещё:" Ты что умнее всех?" Не помогли и многочасовые беседы с Н.Н.Моисеевым и с В.С.Тюхтиным – заведующим отделом философских проблем естествознания Института Философии РАН СССР.
Ко времени начала перестройки я имел уже довольно разработанную теорию ценообразования. Существующая в стране система ценообразования была как раз источником торможения. И главное – полностью не соответствовала экономическому учению К.Маркса. Не получая ниоткуда какой-нибудь поддержки, я пошёл на крайний шаг и написал письмо лично М.С.Горбачёву о необходимости реформы ценообразования с конкретными предложениями, как это сделать. Ответ был из Экономического отдела ЦК КПСС и звучал примерно так: Автор предлагает перейти к рыночным отношениям.
Сейчас мне ясно, что моё предложение относилось именно к государственному регулированию цен. Но обращение в правительство к Абалкину (он был вице-премьером), в газеты и другие инстанции (в том числе в Верховный Совет и Партийно-Правительственную Комиссию) ничего не дали.
Потом началась перестройка и потребовалось всё начинать с начала, учитывая изменившиеся условия. Я предпринимал попытки заинтересовать Чубайса и Российское правительство (направил предложения по принципам формирования среднесрочной программы развития России). Но к 2000 году понял, что надо ограничиться только областью теории и оформился соискателем в РАГС.

С начала аспирантуры я собирался заниматься проблемами устойчивого развития и регулярно работал в семинаре А.Н.Чумакова по глобальным проблемам. Потом под влиянием моего консультанта Г.Д.Чеснокова я заинтересовался проблемами социальной философии. А академик С.П.Курдюмов буквально заставил меня обратить внимание на синергетику. Синергетика дала несколько принципиальных положений, которые привели к уточнению нашего миропонимания. Одновременно стало ясно, что синергетика не использует таких результатов, которые были получены нами ещё в начале 60-х годов. Возникла дискуссия о принципах бытия. Я отношу самоорганизацию к принципам динамики, полагая, что для самоорганизации нужна информация, а она возникает при отклонении системы от положения равновесия. В положении равновесия информация равно нулю, так как поисковый сигнал становится ниже уровня помех. Но окончательно проблема построения принципов бытия пока должна считаться нерешенной.
Основная проблема математической экономики, например, это написание и решение математических уравнений. Трудность решения задачи часто подрывает и доверие к ней. У нас решение задано принципом равенства. Если у тебя есть функции цели, бери от дифференциал и приравнивай. Всё! Из найденного равенства находятся все нужные пропорции. Правда, существует проблема выбора. Но это же и хорошо. Так как иначе наш мир был бы полностью детерминированным.
Найденный метод по-видимому даст возможность рассмотреть другие проблемы. Я уже написал две статьи. Одна посвящена проблеме силы в структуре власти, а вторая – рассмотрению цивилизации азиатского типа как системы с другим набором параметров порядка. Но и то, что удалось получить относительно общественно-экономических формаций, хотя и не завершено историческими исследованиями, но очень любопытно, особенно в свете полемики вокруг учения К.Маркса.


Рецензии