Экспертный обзор. Александр Рытов. Сентябрь-2014

Непросто оценивать чужие стихи. Проще писать свои, читать их друзьям, знакомым поэтам, понимающим людям, радоваться, что некоторая толика тобой созданного кого-то из них тоже радует. В жизни существует два основных типа конкуренции-соревнования между людьми: соревнование навыков и талантов. Клерки, чиновники, инженеры, менеджеры и другие прикладные профессионалы соревнуются навыками. Творческие люди (поэты, писатели, художники, дизайнеры, архитекторы и тд) соревнуются талантами или же своей бесценной жизненной энергией. Второй тип конкуренции наиболее естественный, а от этого страшно несправедливый, неблагодарный, энергоемкий и жестокий.
Именно поэтому конкурс поэтов представляет собой такое захватывающее, почти биологическое зрелище.
На страницы БЛК (в данном случае) выливаются кубометры жизненной энергии сотен людей, живущих разные жизни. Для некоторых участие в конкурсах – шутка с долей шутки, для некоторых социальный и творческий эксперимент, для некоторых – важное окно коммуникации. Но если абстрагироваться от соревнования, абсолютная ценность Клуба заключается в том, что здесь можно почувствовать огромные территории с их людьми, языком, традициями. Здесь не только география, но и сам социум, русский мир во всех своих восторгах и странностях говорит, спорит, заявляет, требует оценки и признания. Кажется, что на БЛК "смерть искусства" еще не наступила, что гиперреальность из симулякров всех порядков не в состоянии поколебать Аристотеля и его идеологических потомков и наоборот. Присутствующий здесь коктейль стилей, географии, возрастов создает особую среду, особое настроение. Поэтому и роль эксперта в данном случае весьма неординарна. Аритмия и несоразмерность жизненных сил, выплеснувшихся на страницы конкурса, требует очень взвешенного и точного разбора. Здесь не обойтись без самоотверженного труда Владислава Сергеева, который, словно основатель российской военно-полевой хирургии Пирогов, обходит свои владения и порой без всякого эфирного наркоза ампутирует части тела ради спасения того же тела и, главное, души. В чем-то Клуб представляет собой многогектарный роддом, где рожденные стихо-творения, отслаиваясь от создателя, массово переходят во владение читателей и критиков. Эх, несчастная и одновременно счастливая Главная Редакция, кафедра поэтического акушерства...
Да… Так оно и есть: любое прикосновение к плодам творчества должно быть осторожным и деликатным. Помним о гуманистическом начале, помним, что сами – далеко не совершенство. Никаких утверждений – только догадки. Никакого менторства – только попытка уловить момент и расшифровать сигнал, посланный автором. Конечно, мы говорим о поэтически мыслящих людях, а не о клинических графоманах. Хотя и безответная любовь к слову может иметь свою особую прелесть. Стихосложение – это, прежде всего, удовольствие, попытка слиться с мировой гармонией в разных, иногда, в достаточно непривычных формах. Но вернемся к нашим поэтическим Бастионам.
Хочу сразу оговориться, что мой выбор – абсолютно настроенческая штучка, можно сказать, блюдо дня. Восемь стихов, о которых я пишу, понравились мне сегодня. Чтобы лучше объяснить мое сегодняшнее настроение и логику выбора, коротко опишу сегодняшний день. С утра в Афинах. Полный набор счастья для гипотетического выпускника литинститута конца сороковых. А может быть, и пятидесятых. В общем, Греческая Античность диктует. Никакого намека на объективность, никаких любимчиков и имен. Только античный закат в стиле Луи Дюпре или Фредерика Эдвина. Завтра утром паром на Санторини. Отличное настроение. Думаю, нельзя писать подобные обзоры, когда хочется брюзжать и выплескивать бестолковую желчь. Спасибо всем поэтам лонга за чудесное вечернее общение, спасибо редакторам, которые собрали такую яркую мозаику, спасибо Афинам за прохладную розовую погоду, идеальную для спокойного и радостного чтения стихотворений. 
В целом, складывается вполне симпатичная виниловая пластинка с произведениями разных времен и стилей. Начнем с церковных распевов:


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "На Троицу"
http://www.stihi.ru/2014/07/04/529
квота Главной редакции (по итогам Народного голосования в августе-2014)

Я сегодня проснулся. Кровать –
словно длани Господни.
Удивительно осознавать:
я проснулся сегодня.

Просто праздник какой-то с утра,
просто – счастье на блюдце;
я проснулся, проснулся – ура! –
А ведь мог не проснуться.

Солнце, май – лепота! Воробьи
расчирикались шустро,
и шальной паучок-домовик
угнездился на люстре.

Ну, о чём же просить мне еще
Бога, Духа и Сына?
Солнце светит. Мгновенье течёт.
И блестит паутина.

Очень ясное прозрачное стихотворение. Автор рассказал, что чувствовал настолько стремительно и мастерски, что, во-первых, можно констатировать, что мгновение в данном случае остановилось, а во-вторых, никаких возражений от РПЦ и персонажей Корнея Чуковского мы не ожидаем. Пробуждение в ладонях Господа. Традиционно умелая инженерия стиха. Все убедительно, нет ничего лишнего. Конечно, такого рода стихов из цикла "пробуждение с Творцом" огромное количество. Поэтому пробуждаться в такой Компании нужно уметь. А.Спарберу это вполне удалось.

После онтологической части лонга я бы сменил ритм и предложил прослушать в качестве следующего трека песенку-рефрешмент от Артемоны Иллахо «Про дождь». Раз уж существует на БЛК не совсем формализованная традиция обращаться к неизбранному, как это было со мной в прошлом году в обзоре Жени Никитина, я решил включить стихотворение Артемоны:

Про дождь

Дождь бежит по водостоку
Сам с собою в догонялки
И на площади пустого
Гладко бритого лица
Звонко цокает подковой
Словно чашечки роняет
Устремясь по кругу снова
Без начала и конца

То притихнет, то поскачет
Как лошадка в карусели
То в лицо швыряет сдачу
Словно злющий продавец
То синеющие дали
Он, из облачных тоннелей
Упадая, покидает
Как пастух своих овец

Одиноко на дороге
Одиноко окрылённым
Только знай себе торопишь
Единичкою нули
Только дождь проходит строем
Над зелёною землёю
Всё топочет, словно хочет
Достучаться до земли

Легкая красивая песенка-зарисовка с карнавально-ярмарочными мотивами. Have you ever seen the rain…  Совершенно очаровательный дождик, принимающий разные формы: веселый и дотошный, стучащий копытами, монетами, сапогами, счетчиками времени. Цветной детский мультик без претензий и тяжеловесности. Но при этом остается в сердце. Очень в такт настроению. Думаю, «дождь» Артемоны мне бы понравился в любом месте и в любое время. В нем есть несколько радостных касаний, несколько звуков, от которых мой горизонт наблюдения за вселенной становится чуть дальше-шире. И дело здесь как раз в том, что этот стих (для меня лично) несет некую метареальность, некий привычный (в хорошем смысле) экстракт удовольствия, так радующий рецепторы жизни. Субъективная, необъяснимая вещь.


Песенку на стихи Александры Ининой спел бы сам:

АЛЕКСАНДРА ИНИНА «Сон серой пичуги»
http://www.stihi.ru/2014/07/15/4060 отборочный тур для резидентов БЛК

Земля на разрыве весенне свежа,
Как будто мадонна открыла ресницы,
Но это лишь птица влетела в пожар,
Затем, чтобы сниться, и сниться, и сниться.

Забыться, лежать, как другие лежат -
Одним из обоймы в своей веренице,
Не видеть, как птица влетает в пожар,
Затем, чтобы сниться, и сниться, и сниться.

и плыть
отражением
облака спящего
по томной воде
захмелевшего лета
рисуя барашков
упрятанных в ящики
от света до света
от света до света

Меж миром и небом истерта межа,
Незримо по сердцу проходит граница -
Ты серой пичугой влетаешь в пожар,
И он тебе снится, и снится, и снится…

Настроил бы раздолбанную шестиструнную гитару и пропел бы 1-2-4, а 3 – речитативом. Где-нибудь на скамейке, у подъезда ностальгической московской пятиэтажки в первых сумерках. Слушали бы меня участковый, две пэтэушницы и какая-нибудь блаженная баба Вера. А я бы нагревал осень и рвал струны. Проникновенный речитатив под гитарный перебор: «и плыть отражением облака (…) от света до света…»
На самом деле, очень сюрреалистично и тонко. Мне, вообще, нравится поэзия Александры. Ее образы, приемы, объемы, дистанция. Она никогда не сближается с предметом. Ее хирургия никогда не представляет собой откровенное препарирование. Созерцание, жесты удивления, немые манифесты, умозрительная география. Никаких засученных рукавов с ароматами клиники или скотобойни. Очень здорово.
Чем-то напомнило стихотворение Андреаса Эмбирикоса:

Андре Бретон

Несравненная птица вселенной,
как кристалл ты стоишь на вершине
Гималаев, высоких и старых
с блеском, силой, естественной страстью
ты стоишь в самом центре скалы,
где живет твое крепкое племя.

Ты геройская птица вселенной,
ты в лице одном лев и архангел,
ты не знаешь названия птиц,
но свой голос возвысил до неба,
голубого, без туч и смолы.

Фанатичная птица вселенной,
твердость в битве, плодородие мысли,
взмахи крыльев твоих вертикальны,
полон глаз твой уверенной силы.


Стихотворение Григория Кофмана с фундаментальным названием «Улисс» было приятно пропеть-прочитать именно на родине настоящего Улисса. Это единственное произведения из моего шорта, которое я бы послушал в исполнении королей местного воровского шансона – рембетико. Уже сейчас представляю далекие тридцатые, кофейню, скрип рыбацких лодок за окном, увертюру на бузуки, дымок гашиша, хрипловатый голос певца:

;; ;;;;;;;; ;’ ;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;;;:
;;; ;;;;;;;;;, ;;;; ;;;;;;;;;;;;, ;;; ;;;;;;;,
;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;; ;; ;;;;;;;;; ;;; ;; ;;;;; ;;;;;;…
;;; ;;;;;;;;; ;; ;;;;;;;;;, ;; ;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;; (Никак не переносится сюда греческий текст! Интересующиеся могут увидеть его в реплике под рецензией Арабского Алфавита: http://www.stihi.ru/rec.html?2014/10/05/92 - Г.Р.)
(педофил по-гречески – педераст – с чем я, не будучи гомофобом, в принципе, согласен)

Пассажиров в это ленивое время мало:
Двое служащих, пенсионеры, собачка,
Художник, похожий на свой портрет в юности...
Не смотреть на ту девочку – подумают, что педофил.


ГРИГОРИЙ КОФМАН «Улисс»
http://www.stihi.ru/2012/11/16/6002 номинатор Ильдар Харисов

В трамвае сел на тенистую сторону.
Парню напротив не повезло с журналом.
Ещё можно выскочить, забежать к ней и, пока одевается...
Вернее однако смотреть на вывески.

Пассажиров в это ленивое время мало:
Двое служащих, пенсионеры, собачка,
Художник, похожий на свой портрет в юности...
Не смотреть на ту девочку – подумают, что педофил.

Превосходно отрехтован путь десятого маршрута.
Отличное качество рельсов и автоматизация путей.
Даже неизвестно, нужен ли вообще водитель.
В Париже в метро, говорят, их нет.

Невероятный потенциал роста у энергетики.
Рыжему, правда, никто не поставит памятник.
Ей, вероятно, нет ещё и тринадцати.
О чём думают родители, одевая подростка вот так.

Я сел бы в поезд, чтоб высадиться у моря –
Сомневаюсь, что счастие обретается именно у него.
Хе-хе! Оно осталось висеть на заборе
Детской маечкой в Парголово.

Парень простужен, урчит, как тигель.
В подобных случаях Stern лучше чем Spiegel.
Мне говорят, прочитай Нотомб!
Если возьмусь, то и кончусь на том.

Девочка вышла – ну и слава богу.
Водитель никогда не просил меня покидать трамвай.
Медленный оползень перекрывает дорогу –
Вроде как приехали.

Жаба в руке – раз.
Поцелуй на щеке – два.
Мороз на виске – три.
Кто ты будешь такой – говори.

Мимолетное прикосновение искушения происходит именно в утренний трамвайный час, когда герои Гомера-Кофмана-Набокова-Джойса пересекаются в одной точке. При этом претенциозное название не взрывает стих. Обрывки воспоминаний, радостей, разочарований придают эпизоду правильную почти дидактическую форму, а геометрия конструкции не вызывает сомнений. Это случилось. Случилось реально. Гремел трамвай, деревья гнулись. Энергетика – Рыжий – провокационно одетая девочка.  Виски’ главного героя надувает изменчивый Эрос. Рядом сидит незнакомец с журналом – традиционный символ неизбежного присутствия где-то рядом неких главных событий. Есть уместная трансавангардная латиница с названием немецких журналов. Традиционно, но неизбито. Старомодно, но без нафталина.


Из греческих тридцатых переносимся в советские шестидесятые. Музыка Владимира Высоцкого на стихи Татьяны Комиссаровой:

ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «Шестидесятые» 
http://www.stihi.ru/2014/08/06/5436 отборочный тур для резидентов БЛК

                Я так тогда просил у старшины:
                "Не уводите меня из весны!"
                В.Высоцкий

Летняя Москва, шестидесятые.
Сретенский бульвар по фене ботает.
Я иду между двумя ребятами,
Отливая лаковыми ботами.

Мокрые цветы, дорожки пыльные.
Прижимаюсь к левому намеренно.
Левого зарежут собутыльники,
Правый эмигрирует в Америку.

Этот вечер с хрипотцой Володиной
Будет вспоминать он в эмиграции.
Чтобы тосковать всю жизнь по Родине,
Нужно вовсе с ней не расставаться.

Стих Татьяны Комиссаровой – прозрачный и дышащий. В нем и она сама, и архитипические персонажи тех резонансных времен, и советская мудрость песен Владимира Высоцкого.  Одним словом – шестидесятые. Но поэтический инсайт Комиссаровой – не просто попытка вспомнить. По сути, это – реконструкция самой себя - сочувствующей, предчувствующей, влюбленной. Очень живой и откровенный видеодокумент.


Не совсем для греческой розовой реальности стихотворение  "мама мыла раму" Ани Ру, но не упомянуть его я не мог:

АНЯ РУ "мама мыла раму"
http://www.stihi.ru/2010/01/09/3663 номинатор Алексей Исхаков

По гололеду улочек и улиц –
зима на вкус сиренево-горька –
она идет, от холода сутулясь,
под курткой пряча сердце, как щенка.

она совсем одна на целом свете
давно был полдник, булка и компот.
всех разобрали – Машу, Колю, Петю,
а мама почему-то не идет.

а мама – просто мама мыла раму.

обычно никому не видно, как
щенки внутри зализывают шрамы,
и в страшных превращаются собак.

Пронзительное грустное и одновременно оптимистичное. Перед глазами генезис осознания границ войны и мира. Ведь у каждого из нас есть свои война и мир. Каждого из нас где-то оставили-не забрали. И каждый из нас в чем-то собака страшная. А в чем-то мы очень славные и вполне цивилизованные. Хорошее стихотворение. Как говорят в искусстве – touching the real.


Печален и Силиконовый мальчик с рэп-историей о безответной любви. Читаешь текст и слышишь голос в сопровождении барабанов и приглушенных клавишных. Силиконовый Мальчик возводит рэп-конструкцию своей монументальной неудачи:

СИЛИКОНОВЫЙ МАЛЬЧИК «когда-нибудь»
http://www.stihi.ru/2013/03/13/4839 отборочный тур БЛК

когда-нибудь я перейду на запрещающий сигнал светофора,
и меня собьёт обдолбанный мажор на серебристом ауди,
мы так и не побываем на берегах Босфора
и в Барселоне. не увидим бессмертные творения Гауди.

ты забудешь меня, найдешь другого мужчину,
пусть он будет менеджером, но обязательно топовым,
вы поедете заграницу, и будете есть фетуччини
в небольшом ресторанчике на Пьяцца-дель-Пополо.

ты родишь ему дочку, а может быть двух,
летом будете отправлять их в элитный лагерь,
в его отпуск все вместе будете ездить на юг
и зимние каникулы проводить в Праге.

и ты будешь счастлива тихим семейным счастьем,
у тебя будет квартира уютная и большая,
максимум спокойствия и минимум страсти,
а я?
я буду счастлив, что этому не мешаю...

Свой текст, плотный по географии и глубине, автор выстраивает в абсолютно верную простую картинку, покручивая глобус или листая атлас. Спокойный, трезвый, отвечающий стилю рэпа взгляд на положение вещей, мужественная констатация своей неизбежной  романтической отстраненности. Чувствуется воля и мускул. Вторгаясь в содержание, хотел бы вполне серьезно заявить, что дистанция здесь кажется даже лучшим выходом, чем вовлеченность. Рэп, одним словом. Спасибо, Силиконовый Мальчик. Экспертам  Сколково я бы посоветовал обратить внимание.


Завершаю шорт русской бит-поэтической миниатюрой в исполнении Сергея Юревича.

ЮРЕВИЧ СЕРГЕЙ «всеми забытый ветер»
http://www.stihi.ru/2012/02/03/4744 отборочный тур для резидентов БЛК

В тыща неважно каком году
я снимал комнату. У меня был дом —
плечи на вате и тарелки хозяйские.
Я только подумывал носить бороду,
и по городу часто ходил необутым.
Приносил в магазин нефтедоллар гнутый,
а его не брали, говорили — китайский.
А потом пошли сплошные июли:
завались пломбира и плавали лезвия...
Сейчас приготовят мне суп, соболезнуя —
я его съем. Прямо из кастрюли.

Такой ничего себе дневничок. Хорошо про «июли и пломбиры».  Немного избито про необутость – «она ходила голой на улицу…». Но это – мелочь. Американские бит-поэты 50-60-х пожали бы Сергею руку. Все в рамках, штатно, без отклонений от маршрута: читается-поется. В дзен-скитания с Гинсбергом и Керуаком автора точно бы взяли.

Еще раз – всем огромное спасибо и радостного октября!


Рецензии
Спасибо, Александр, мне было интересно следить за ходом Вашей экспертной мысли, причём с особым удовольствием я прочитала вводную часть.

Отдельная благодарность за стихотворение А. Спарбера, о котором - о стихотворении - я в своё время написала небольшое эссе. Если Вам любопытно, то оно висит первым произведением на моей страничке.

Также не могу не отметить выбранный Вами доброжелательный тон. Приятно разговаривать с таким собеседником!

С уважением, Елена.

Елена Албул   18.10.2014 11:25     Заявить о нарушении
Елена, и Вам спасибо! Мне тоже всегда приятно следить за Вашими размышлениями и оценками. Вместе с моей римской мотоциклисткой всегда готовы помочь Вам передвигаться по Вечному Городу. Эссе обязательно прочитаю по возвращению в Москву. Теплый привет из Регионе Венето!
Александр

Александр Рытов   19.10.2014 02:09   Заявить о нарушении
О-о, там чудесно! Провела там незабываемые недели позапрошлой весной.

Елена Албул   19.10.2014 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.